Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы





Скачать 140.96 Kb.
НазваниеДолгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы
Дата публикации31.08.2013
Размер140.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


Текст выступления по дуальному образованию на Форуме «Модернизация образования» ИПОП «Эврика» 15 ноября 2008г.
Особенности Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации связаны, с одной стороны, с климатическими и географическими факторами, такими как значительная зональная дифференциация, низкая плотность населения и труднодоступность населенных пунктов, с другой стороны, с тем, что в нашей многонациональной республике проживают представители более 120 национальностей, в том числе 33 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера. Этим обусловлена значимость задач обеспечения доступности качественного образования и права обучения на родном языке.

В целях повышения эффективности государственного управления и обеспечения социально-экономического роста в Республике Саха (Якутия) реализуется система планирования, включая долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы на среднесрочную перспективу, программы развития муниципальных образований, прогнозы социально-экономического развития и бюджета Республики Саха (Якутия).

В системе образования программно-целевой подход реализуется на основе Стратегии развития образования Республики Саха (Якутия) до 2020 года «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», одобренной ХI-ым Съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в 2005 году и Государственной целевой программе развития образования РС (Я) на 2007-2011 годы.

Новым ориентиром для уточнения приоритетов в образовании является мегапроект «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Ядром Схемы являются крупные проекты в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобывающей промышленности, которые мы называем мегапроектами. Есть также проекты создания крупных агропромышленных комплексов. Для реализации мегапроектов будет создано дополнительно более 150 тысяч рабочих мест и уже сегодня востребованы кадры нового качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества.

Между тем, при существующей безработице в республике потребность в квалифицированных рабочих кадрах составляет 55,9 % в общей структуре потребности в кадрах. Предприятия и учреждения республики испытывают большую необходимость в специалистах с начальным профессиональным образованием. Вакансии для них составляют более 70% в структуре общей потребности. Со средним специальным профессиональным образованием – около 19%, с высшим образованием – менее 10 %.

Мы выделяем следующие основные проблемы.

Первая – несоответствие структуры подготовки кадров, недостаток специальностей, отвечающих потребностям жизни. Для решения этой проблемы в системе среднего и начального профессионального образования происходит переориентация структуры подготовки кадров. Открываются новые специальности, востребованные в народном хозяйстве, особенно в низовых производственных коллективах, бригадах, участках. Только в 2008 году появилось 48 новых специальностей, по которым ведется обучение в системе ПТУ и техникумов.

Вторая - необходимость формирования особого отношения к жизни, повышения мобильности людей. Молодежи с самого начала надо прививать понимание того, что он должен найти себе применение в жизни. Для этого надо быть здоровым, образованным и готовым к переменам, в том числе и места жительства. В республике возрождается практика молодежных отрядов, меняется система профориентационной, воспитательной работы в школах.

Третья проблема – то, что 15% выпускников общеобразовательных учреждений ежегодно не продолжают обучение в учреждениях профессионального образования по разным причинам. В то же время отсутствие профессиональных знаний и необходимой квалификации снижает возможность их трудоустройства.

Для решения данной проблемы в течение последних лет мы активно реализуем такое актуальное и значимое для республики направление, как дуальное обучение. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.

Дуальное образование в сфере общего образования и профессиональной подготовки практикуется во многих странах. Наиболее активно производственный сектор экономики участвует в дуальном образовании в Германии, Австрии, Швейцарии, Корее, Китае, Казахстане. Во всем мире в среднем 1 из 5 учащихся, получающих среднее образование, находится в системе технического профессионального обучения и подготовки. В странах Европы и Восточной Азии, включая Китай, в системе дуального образования обучается соответственно 50% и 33% школьников общеобразовательных школ. В течение ряда лет Министерство образования Республики Саха (Якутия) активно сотрудничает с Министерствами образования Земли Бранденбург и Нижней Саксонии Германии по вопросам организации дуального и профильного обучения, обмену опытом, повышению квалификации учителей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить общие характеристики дуального образования:

  1. Дуальное образование организовано на всех уровнях образования. Обучающиеся получают общеучебные и трудовые навыки, способствующие последующей социализации и непрерывному профессиональному образованию в изменяющихся условиях современного рынка труда.

  2. Инициаторами прогнозирования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации выступают торгово-промышленные палаты, то есть объединения работодателей, представляющие интересы своей отрасли и предприятий, а также профессиональные союзы, которые имеют сильные позиции и как заказчики, и как потребители образовательных услуг.

  3. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Предприятия предоставляют возможность для практического обучения и несут все связанные с ним расходы, включая стипендии и заработную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное обучение или производственная практика.

  4. Первостепенное внимание уделяется созданию современной учебной базы. Предприятия предоставляют свои базы с оборудованием последнего поколения. Контроль за качеством предоставленной техники осуществляют объединения работодателей.

  5. Система позволяет своевременно реагировать на заказ конкретных предприятий и учреждений за счет гибкого штатного расписания: 1/3 преподавательского состава работает на постоянной основе в штатном расписании учреждения, 2/3 состава заняты на контрактной основе, по договорам с предприятиями.

Таким образом, дуальное образование рассматривается нами как сочетание обучения в образовательном учреждении с практической подготовкой на производстве (предприятии), по заказу и с помощью работодателей.

В Республике Саха (Якутия) профессионализация общего образования реализуется в соответствии с Концепцией дуального образования.

Надо отметить, что дуальное обучение востребовано, о чем свидетельствует созданная сеть учреждений и предприятий, участвующих в реализации Концепции.

На федеральном уровне Министерством образования и науки для расширения возможностей профессионализации среднего образования разработан «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях». Объем учебных часов для получения квалификации по профессии варьируется от 140 до 1400 часов.

В Республике Саха (Якутия) разработан Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений, реализующих дуальное образование на старшей ступени обучения, который предусматривает перераспределение годового объема часов в течение учебного года через модульный подход и интеграцию предметов.

Образовательные учреждения для ведения профессиональной подготовки используют вариативную часть Примерного учебного плана для универсального обучения. Практическая часть осуществляется за счет внеаудиторной деятельности. В Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений большинство профессий входит в эти часы.

Понимая, что для эффективного введения дуального образования необходим комплексный подход, при разработке Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. мы предусмотрели раздел «Введение дуального образования», включающий в себя нормативно-правовое, учебно-программное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение.

Реализация Концепции дуального образования предполагается в 3 этапа.

На первом этапе, в 2007 году, была развернута информационно-разъяснительная работа, привлекались к совместной деятельности социальные партнеры; разрабатывались модели системы дуального образования, готовилась нормативно-правовая база.

На втором этапе, до 2010 года, предстоит реализовать экспериментальные программы, обновить и, по мере необходимости, создать материально-техническую базу учреждений системы дуального образования.

И на третьем этапе, 2010-2015 гг., мы ставим задачу охватить не менее 30% учащихся дуальной формой образования.

Ежегодно в республике проводится конкурс образовательных учреждений, реализующих дуальное обучение. Победителям конкурса выделяются средства на приобретение учебно-производственного, учебно-лабораторного оборудования и мебели за счет средств Государственного бюджета РС (Я).

Анализ конкурсных документов подтверждает понимание образовательными учреждениями основных принципов дуального образования. Практически все учреждения имеют договоры с предприятиями, учреждениями профессионального образования, используется база предприятий для организации производственного обучения.

Сейчас мы можем говорить о следующих моделях дуального обучения.

Первая модель - это сельская агропрофилированная школа, скооперированная с сельскими производственными структурами и создающая дополнительные и новые рабочие места в сельской местности. В республике создан Союз агропрофилированных школ. Совместно с Министерством сельского хозяйства расширяется государственная поддержка сельских школ агротехнологического профиля РС(Я) и подсобных хозяйств учреждений образования сельскохозяйственной техникой и оборудованием.

В структуре такой школы возможно создание учебно-производственного кооператива учащихся, организующих учебно-производственную деятельность на основе выполнения государственного заказа по определенным видам продукции и различных видов сельскохозяйственных работ. Подсобные хозяйства школ зачастую становятся соучредителями хозяйствующих субъектов, которые одновременно осуществляют профессиональную подготовку. За агрошколами закреплены сенокосные угодья, земля, водные ресурсы, пастбища и теплицы. Агрошколы республики содержат крупный рогатый скот, лошадей, оленей, свиней, кур и другую живность.

Сегодня агрошколы обучают детей и дают практические умения и навыки по основам овощеводства, земледелия, животноводства, охотничьего и рыболовного хозяйства, готовят овощеводов, трактористов и водителей, сельских механизаторов и хозяек деревенской усадьбы. Ведется подготовка по ремесленным профессиям, таким как коневод, кузнец и др.

Ежегодно около четверти выпускников агрошкол поступают в сельскохозяйственные высшие учебные заведения и около половины – в средние специальные учебные заведения. Те, кто не смог продолжить обучение, имеют возможность трудоустроиться по специальности, полученной во время обучения в школе.

Школы, расположенные в северной и арктической части республики, способные вести профессиональную подготовку старшеклассников и безработной молодежи, заключают прямые договоры с крупными добывающими и сельскохозяйственными предприятиями. На севере Якутии развиты оленеводство, звероводство, рыболовство и пушной промысел.

К примеру, рыболовецким артелям арктического Булунского района нужны работники, имеющие начальные профессиональные навыки в рыболовстве и обработке рыб, а также предпринимательства. Быковская средняя школа обучает детей теории, практику берет на себя колхоз «Арктика».

Интересен, на наш взгляд, опыт небольших школ, расположенных в труднодоступной местности отдаленного арктического Среднеколымского района. Алеко-Кюельская средняя общеобразовательная школа агрофермерского профиля расположена в поселке с численностью населения 680 человек. В школе – 108 учащихся. Основу экономики села составляет табунное коневодство и промыслы (пушной и рыбный). Школа заключила договоры с основным предприятием села – конезаводом, крестьянским хозяйством, Якутской государственной сельскохозяйственной академией и Профессиональным лицеем. Совместными усилиями ведется подготовка охотников, коневодов, фермеров, лаборантов молочной продукции, трактористов. Сватайская школа строит свое взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями за счет расширения образовательного пространства традиционными сезонными промыслами (осенне-зимней охотой на парнокопытных, зимней промысловой охотой на пушного зверя, рыбалкой летней и подледной и т.п.).

Заслуживает внимания и опыт кочевых школ республики, учащиеся которых с раннего детства постигают основы оленеводства.

Вторая модель - это городская (поселковая) школа, интегрирующая содержание общего и начального профессионального образования с использованием баз предприятий для организации производственного обучения и практики.

Примером реализации данной модели является организация дуального обучения учащихся совместно с работающими в республике крупнейшими кампаниями с мировым именем, такими как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», РАО «ЕЭС России» (АК «Якутскэнерго»), ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Атомредметзолото» и другими.

Данные компании активно работают с учреждениями высшего, среднего, начального профессионального образования и школами. У студентов и учащихся есть прекрасная возможность во время учебы пройти практику на новейшем современном технологическом оборудовании, ознакомиться непосредственно с производством.

В 2007 году муниципальное образование «Мирнинский район» и АК «АЛРОСА» приняли «Концепцию корпоративного воспитания будущего специалиста». Для преодоления дефицита кадров, демографической проблемы, связанной с оттоком молодежи в центральные регионы страны, АК «АЛРОСА» выступила с комплексной программой «Будущее наших детей – будущее малой Родины», в соответствии с которой кампания берет на себя ответственность за развитие территории и создание условий для профессионального роста молодежи. Участниками программы являются не только структурные подразделения компании и система образования, но и учреждения культуры, представители власти, бизнеса и родительской общественности. Программа финансируется из трех источников: муниципальный бюджет Мирнинского района, республиканский бюджет и АК «АЛРОСА».

Концепция сохранила то лучшее, что было в традиционной образовательной системе: качественное обучение, внеучебная занятость учащихся в кружках и секциях, шефство производственных коллективов. В новое образовательное пространство включена возможность получения старшеклассниками политехнических и технологических знаний, а также первичных профессиональных навыков.

Что дает реализация Программы?

АК «АЛРОСА» стабильно получает квалифицированные кадры – выпускников школ района, которые осознанно сделали свой выбор и овладели специальностью в школе.

Молодежи гарантировано трудоустройство на предприятиях АК «АЛРОСА».

Мирнинский район сохраняет трудоспособное население, молодые специалисты и профессионалы трудятся на благо района.

Третью модель реализуют интегрированные образовательные учреждения. В целях подготовки местных кадров для работы во всех сферах экономики, людей, способных развивать средний и малый бизнес Сунтарский политехнический лицей – интернат и Сунтарский колледж работают как интегрированное образовательное учреждение политехнического направления, в котором ведется начальное профессиональное образование по 9 рабочим специальностям на базе учебно–производственных мастерских; проводится практика на местных предприятиях.

Ресурсным центром при этом являются Сунтарский колледж и политехнический лицей-интернат. Вокруг них образуется Ассоциация образовательных учреждений политехнической направленности. Это позволяет консолидировать педагогические, материально-технические возможности образовательных учреждений района по организации допрофессиональной и профессиональной подготовке школьников.

Позитивными моментами данного проекта являются усиление практической направленности обучения; расширение возможностей для индивидуального профессионального образования обучающихся и дальнейшего трудоустройства. Индивидуальная траектория образования представляет собой движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, используя ресурсы всех учреждений ассоциации.

Таким образом, учитывая особенности экономики сельскохозяйственного района, удаленного от промышленных и научных центров, образовательные учреждения проводят работу по созданию собственной инфраструктуры для осуществления сетевой дуальной системы образования.

Четвертая модель – это организация индивидуальной подготовки в режиме «мастер – подмастерье». По принципу дуальной системы обучения работают народные мастера во многих районах республики. Они воспитывают своих преемников, приобщают школьников к различным видам традиционных занятий народа, связанных с обработкой дерева, кожи, меха, металла, керамики, кости. Мастер работает по договору с учреждением образования, которая строит свои образовательные программы, опираясь на технологию мастера. После завершения учебной программы мастера учащийся аттестуется и получает удостоверение «мастер народных промыслов» и становится членом «цехового» объединения народных умельцев
Как пятую модель можно представить создание Центров дуального образования, образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся из ближайших школ.

Так, в промышленном Томпонском районе Центр дуального образования создан путем интеграции учебно-производственного комбината и средней общеобразовательной школы. Сегодня Центр имеет лицензию на подготовку школьников по профессиям, которые всегда востребованы: повар, водитель, швея, столяр, секретарь. Выпускники центра наряду с аттестатами о среднем общем образовании получают свидетельства о начальной профессиональной квалификации.

В связи с тем, что в район является одной их точек роста в Схеме комплексного развития Якутии, в этом году Правительство начинает строительство в районном центре Хандыга горно-геологического техникума. Центру дуального образования также предстоит освоить новые специальности, связанные с развитие транспорта, электроэнергетики, горного производства.

Как показывает практика, реализация идеи дуального образования сталкивается с различными точками зрения. Так, практически во всех школах вначале преобладало стремление сводить смысл дуального образования к профессиональной подготовке школьников, используя для этого базу учреждений начального профессионального образования. Теперь мы видим, что школы и учреждения профессионального образования успешно работают как с крупными предприятиями, так и имеют много возможностей для работы с малыми и средними предприятиями.

Понимая, что профессионализация общего образования требует понимания значимости этой проблемы, кооперации усилий и координации действий многих заинтересованных сторон, при Правительстве РС(Я) создан межведомственный Координационный совет по вопросам совершенствования системы среднего общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования.

В целях привлечения к этой деятельности хозяйствующих субъектов различной формы собственности подписано Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я).

В республике реализуется Комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008-2009 годы, в рамках которого планируется разработка Закона Республики Саха (Якутия) по налогам, предусматривающего льготное налогообложение для предприятий, частных предпринимателей и попечителей, оказывающих финансовую поддержку учреждениям образования.

Для нормального функционирования моделей дуального образования необходима разработка нормативно-правовой базы для предприятий, организаций и учреждений, реализующих программы дуального обучения, выработка общих подходов нормативного финансирования профессиональной подготовки старшеклассников в учреждениях общего образования.

Необходимо совершенствовать педагогическую сторону процесса передачи профессиональных навыков силами специалистов других отраслей. Специалист, работающий с детьми, должен получить соответствующий допуск, пройдя курсы в системе дополнительного образования. В перспективе нужно создать нормативно-правовую базу для того, чтобы производственные структуры имели свои учебные центры, учебные места и средства на обучение специалистов для работы с детьми. Мы считаем, что этот аспект о пополнении школ новым поколением учителей… не обязательно только с педагогическим образованием очень своевременно затронут в Послании Президента РФ Федеральному собранию.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Профессионализация школьного образования во взаимодействии образования с бизнесом, хозяйствующими субъектами – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с ведомствами, заинтересованными в развитии дуального образования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconСтратегическое планирование это процесс формирования миссии и целей...
Любая фирма должна смотреть в будущее и разрабатывать долгосрочную стратегию, которая бы позволяла учитывать постоянно изменяющиеся...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconСогласовано
План действий по реализации Программы Развития. Основные направления Программы Развития. Целевые подпрограммы
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограммы основного общего образования 4 2 Ведущие целевые установки...
Пояснительная записка 2
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограммы среднего (полного) общего образования 5 2 Ведущие целевые...
Пояснительная записка 3
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconДоклад слайд 15. 11. 2010 года постановлением правительства Пермского...
Пермского кря принято постановление, которое утвердило долгосрочную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целевые модули, реализуемые в рамках программы духовно – нравственного развития и воспитания гимназии
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconОтчёт о научно-исследовательской работе по теме: Разработка стратегии...
Разработка стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области на средне- и долгосрочную перспективу
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республиканские и районные мероприятия, проводимые для учащихся и воспитанников района
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПлан работы управления культуры, молодежной политики и спорта администрации
Республиканские конноспортивные соревнования в рамках праздника «Проводы зимы» на территории муниципального образования Ширинский...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconНеобходимы ли отраслевые предпочтения для инноваций?
Михеев, С. Луконин, Ю. Сафронова 69 Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внести изменения в долгосрочные целевые программы Большереченского муниципального района Омской области в соответствии с областными...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconIii. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности

Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconРабочая программа дисциплины Отраслевые геоинформационные системы
...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твердые бытовые отходы [Текст] : специализир информ бюл. М., 20 (Отраслевые ведомости)
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы icon6. Отраслевые проблемы евроинтеграции
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы iconПромышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск