Скачать 90.24 Kb.
|
Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О.И.Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики», кандидат экономических наук В свете реализуемых реформ в области государственного и муниципального управления становится крайне актуальным вопрос модернизации бюджетного процесса. Предложена новая модель бюджетного процесса – бюджетирование, ориентированное на результат. Разработаны и применяются на практике новые элементы и механизмы, такие как расходные обязательства, обоснования бюджетных ассигнований, государственные (муниципальные) услуги, государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Многие из этих элементов и механизмов концептуально достаточно хорошо проработаны. Однако необходимость совершенствования бюджетного процесса подразумевает не только новые концептуальные подходы к бюджетированию, но и эффективные механизмы их реализации, в том числе с использованием информационных технологий. На данном этапе сбор, обработка информации, построение требуемых отчетов в большинстве случаев осуществляется вручную. При этом колоссально увеличились объемы информации. Теперь работать нужно с целями, задачами, показателями эффективности и результативности, расходными обязательствами, государственными заданиями, и все это - в условиях трехлетнего периода планирования. Кроме того, в связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств, в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Возникает потребность в инструментах для сбора и обмена информацией между ними. Мы предлагаем автоматизированную систему бюджетного планирования, где взаимосвязаны:
Рис.1. Схема планирования расходной части бюджета В предлагаемой нами системе (рис.1) можно выделить следующие основные блоки или модули автоматизированной системы:
Планирование расходов За основу принята методология Минфина России. Планирование расходов осуществляется на основе реестра расходных обязательств. В разрезе расходных обязательств осуществляются расчеты объемов средств на исполнение расходных обязательств (с указанием раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода, при необходимости – операции сектора государственного управления). Проведение расчетов может осуществляться нормативным методом, методом индексации, любым другим методом в соответствии с методикой заказчика. На основе реестра расходных обязательств составляется перечень бюджетных ассигнований (перечень наименований бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, по которым возможно приведение непосредственного результата использования бюджетного ассигнования или непосредственного результата деятельности главного распорядителя бюджетных средств). По каждому бюджетному ассигнованию из перечня составляются обоснования бюджетных ассигнований. Обоснование бюджетного ассигнования содержит в себе информацию об объеме бюджетного ассигнования, сведения о значениях показателей непосредственных результатов и источниках информации, определяющих показатели непосредственных результатов, сведения о конечных результатах. Планирование расходов осуществляются поэтапно. Первый этап предполагает работу с действующими расходными обязательствами, второй этап – с принимаемыми расходными обязательствами. На первом этапе:
На втором этапе:
После принятия бюджета составляется уточненный реестр расходных обязательств на основе планового реестра. Основными выходными формами данного модуля автоматизированной системы являются: реестр расходных обязательств; обоснования бюджетных ассигнований; расчеты объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств; расходы бюджета в ведомственной структуре; распределение расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; перечень публичных нормативных обязательств. Итогом функционирования модуля является формирование расходной части бюджета, согласованной с реестром расходных обязательств. В процессе мониторинга отслеживаются отклонения фактических значений показателей непосредственных и конечных результатов от запланированных. На этой основе могут приниматься решения о корректировке бюджетных ассигнований. Государственные (муниципальные) услуги В реестре расходных обязательств на основе статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются типы расходных обязательств, в том числе расходные обязательства по оказанию государственных или муниципальных услуг. Для данного типа расходных обязательств предлагается автоматизированная система учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных (или муниципальных) услуг. Составляющие данной системы:
Поскольку Центр прикладной экономики является компанией, занимающейся одновременно разработкой программного обеспечения и консалтингом для государственного и муниципального управления, мы в состоянии наполнить программный комплекс реальным содержанием, в частности, выделить услуги, разработать стандарты услуг, рассчитать нормативы или тарифы на оказание услуг, разработать показатели результативности. Целевые программы Еще один блок, задействованный в системе бюджетного планирования, позволяет автоматизировать процессы формирования долгосрочных и ведомственных целевых программ, ведение реестра целевых программ и мониторинг их исполнения. Мониторинг Важными составляющими любого процесса управления является контроль и регулирование. На нашей схеме это: мониторинг исполнения государственных заданий; мониторинг исполнения целевых программ; внесение изменений в бюджет; мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Эти процессы можно рассматривать вместе с функциональными задачами или самостоятельно. Мониторинг включает в себя сбор отчетов, их анализ, консолидацию, формирование сводной отчетности. По результатам мониторинга возможно осуществление корректировок, например, внесение изменений в бюджет, государственные задания, целевые программы, поощрение главных распорядителей бюджетных средств. Использование предложенного подхода позволяет создать прозрачную систему бюджетного планирования. На его основе можно представить бюджет в виде, понятном для населения, а также осуществлять контроль за деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений. Поскольку показатели деятельности главных распорядителей, бюджетных учреждений увязаны с расходами бюджета, создается система мотивации государственных (или муниципальных) служащих, работников бюджетной сферы. На этой основе возможно снизить затраты на оказание государственных или муниципальных услуг, повысить качество их оказания. Программное обеспечение организовано на основе модульной структуры. Модуль представляет собой совокупность методического и программного обеспечения, технических средств, выполняет законченную функцию и может применяться самостоятельно или в составе системы. Модули системы могут функционировать как в комплексе, так и независимо друг от друга. Выделяются модули двух типов:
В процессе бюджетного планирования бюджета задействован ряд участников. Это специалисты финансового органа, главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений. Каждый из участников выполняет свои задачи, а информация должна передаваться от одного участника к другому. Предлагаемая автоматизированная система:
Информационный обмен между пользователями программного обеспечения может осуществляться через различные каналы и среды передачи данных (в зависимости от технических возможностей и пожеланий заказчика). Преимуществом распределенной системы является возможность формирования единого информационного пространства, то есть возможность обеспечить всех участников процессов достоверной информацией, задать технологические процессы или регламенты действий участников, стандартизировать процессы подготовки и сбора информации. Эта возможность позволяет минимизировать сократить трудоемкость и повысить качество работ. Пример реализации функциональной задачи: формирование государственного задания. Итоги внедрения комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования:
интеграции процессов и элементов бюджетного планирования; согласования расходов бюджета с результатами.
формирования системы мотивации государственных (или муниципальных) служащих, работников бюджетной сферы.
организации работы пользователей в единой информационной среде; соблюдения технологических процессов, реализованных в системе; использования электронных шаблонов; стандартизации процедур сбора и подготовки отчетов. |
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический... | Комплексный подход в икто Применение средств информатизации и коммуникации в сфере образования предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных... | ||
Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | Справка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных... В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется... | ||
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | Применение информационных технологий в разработке системы сбалансированных... Применение информационных технологий при использовании системы сбалансированных показателей в рамках инвестиционного проекта 9 | ||
Сильянов Евгений Алексеевич, директор Департамента государственной... «Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | ||
Пример оформления научной статьи удк 336. 717 Вопросы экономики Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» В своей работе я решила сделать осветить и использование информационных технологий в учебном процессе, так как я считаю, что применение,... | ||
Описание требований на оказание услуг по внедрению системы бюджетного... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | ||
Центр информационных технологий Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная... | Методическими объединениями в школе были проведены Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,... | ||
Применение информационных технологий в исследованиях поэтических... Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12 | Дмитрий Олегович Роль информационных технологий в обеспечении деятельности... Роль информационных технологий в обеспечении деятельности банковской системы Республики Беларусь на примере сэд «Канцлер» |