МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Связи с общественностью (PR)»
для студентов специальности 040201.65 «Социология» со специализацией «Социология организаций»
Автор:
Р.В.Хацевич, кандидат философских наук, доцент
Цель освоения дисциплины «Связи с общественностью (PR)»:
- Сформировать базовые знания, умения и практические навыки использования современных ПР как механизма построения коммуникационных связей между обществом и субъектами политического и экономического процесса, инструмента формирования, корректировки и изменения имиджа личности, компании, средства предупреждения и разрешения возникающих конфликтных ситуаций.
В результате освоения программы дисциплины «Связи с общественностью» студент должен:
Знать и уметь:
значение информационно-коммуникативного взаимодействия в обществе, манипулятивные тенденции, проявляющиеся в работе современных средств массовой коммуникации, различные средства влияния на общественное сознание, о проблемах, связанных с формированием имиджа политического деятеля, организации, основные приемы, способы, области применения ПР технологий;
основные механизмы осуществления ПР технологий, их обусловленность социально-психологическими и экономическими факторами, общественными потребностями, конкурентным взаимодействием экономических и политических структур;
важность социальных и этических проблем, связанных с осуществлением ПР деятельности и удовлетворением потребности общества в правдивой информации, ценность психологических знаний, касающихся задачи построения оптимальной стратегии проведения ПР кампаний и акций;
необходимость учета взаимосвязи комплексных факторов при разработке и осуществлении конкретного плана ПР деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма;
конкретные психологические приемы, использование которых позволяет более эффективно проводить рекламные кампании, презентации и другие ПР акции.
базовые теоретические концепции, подходы в области управления общественными отношениями, основами их практического применения и наиболее значимые достижения сфере ПР;
основные понятия, категории, позволяющие рассматривать проблему управления общественными отношениями с научно-практической точки зрения, на основе социо-культурно-экономических особенностей общества, актуализации потребностей в товарах и сервисных услугах;
основные методы исследования в связях с общественностью;
основные механизмы взаимодействия со СМИ;
спецификацию внутреннего и внешнего имиджа, механизмы его формирования в политических и экономических сферах;
особенности планирования и проведения PR-акций и PR-компаний;
основы управления кризисными и конфликтными ситуациями.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ темы
|
Наименование тем и разделов
| Всего часов
| Аудиторные занятия
(часов),
в том числе
| Самостоятельная работа (часов)
| лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Введение в социологию связей с общественностью (паблик рилейшнз)
|
10
|
10
|
8
|
10
| 1
| Тема 1. Предмет, цели и задачи курса паблик рилейшнз (PR). Основные цели и задачи. Объект и предмет изучения. Определение понятия паблик рилейшнз как особой коммуникативной системы.
|
2
|
2
|
-
|
-
| 2
| Тема 2. Методология изучения паблик рилейшнз.
| 2
| 2
| 2
| -
| 3
| Тема 3. Место паблик рилейшнз в системе социологического знания.
|
2
|
2
|
2
|
-
| 4
| Тема 4. Воздействие как функция PR-коммуникации.
|
2
|
2
|
2
|
-
| 5
| Тема 5. Социальные связи и общественные отношения как ключевые категории в теории паблик рилейшнз.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
| Раздел П. PR-коммуникации как социокультурный механизм взаимосвязи между жизненной средой и речевым поведением человека.
|
18
|
6
|
6
|
20
| 6
| Тема 6. Речевое поведение в различных сферах PR-деятельности.
|
6
|
2
|
2
|
-
| 7
| Тема 7. Паблик рилейшнз и имиджелогия.
| 6
| 2
| 2
| -
| 8
| Тема 8. PR-деятельность в коммуникативных сферах менеджмента и маркетинга.
|
6
|
2
|
2
|
-
|
| Раздел Ш. Паблик рилейшнз в системе социального управления.
|
22
|
8
|
10
|
20
| 9
| Тема 9. Взаимодействие паблик рилейшнз с другими видами управленческой деятельности.
|
4
|
-
|
2
|
-
| 10
| Тема 10. PR-коммуникации как средство управления кризисами.
|
6
|
2
|
2
|
-
| 11
| Тема 11. Информационное общество и паблик рилейшнз.
|
4
|
2
|
2
|
-
| 12
| Тема 12. Теоретические и практические основания институциализации паблик рилейшнз как системы управления.
|
4
|
2
|
2
|
-
| 13
| Тема 13. Этнокультурные и социолингвистические основания паблик рилейшнз.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
| ИТОГО:
| 50
| 26
| 24
| 50
| Содержание практических занятий
Практическое занятие 1.
Тема: «Организация проведения пресс – конференции» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Организация подготовки пресс-конференции.
Технология составления плана конференции.
Практическое задание: составление пресс-релиза.
Деловая игра: проведение пресс-конференции
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. Гл.4, 5
Алешина Н.В. Паблик релейшинз для менеджеров. - М., 2002.Гл. 6
Почепцов Г.П. Паблик релейшинз. - М., 2003.
Практическое занятие 2.
Тема: «Создание информационного повода» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Этапы менеджмента новостей.
Продвижение новостей.
Практическое задание: создание информационного повода.
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. Гл. 4, 5
Алешина Н.В. Паблик релейшинз для менеджеров. - М., 2002.Гл. 5
Борисов Б.Н. Технология рекламы и ПР. - М., 2002.
Корольков В.Г. Основы ПР – Рефл-бул Ваклер. – М., 2002.
Практическое занятие 3.
Тема: «Разработка событийно – новостного ряда» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Приёмы конструирования новостной информации;
Выбор событий для построения программы;
Практическое задание: планирование событийно-новостного ряда.
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000.Гл. 4, 5
Синяева И.М. Паблик релейшинз в коммерческой деятельности. - М., 2003. Гл. 7
Блэк С. Паблик релейшинз. Что это такое? – М.: Новости, 1990.
Почепцов Г.П. Паблик релейшинз. - М., 2003.
Практическое занятие 4.
Тема: «Разработка имиджа общественного лидера или компании» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Типологизация персонального имиджа;
Составляющие корпоративного имиджа;
Практическое задание: «Разработка имиджа лидера. Разработка имиджа компании».
Рекомендуемая литература:
Алешина Н.В. Паблик релейшинз для менеджеров. - М., 2002.
Раздел 4
Варакута С.А. Связи с общественностью. - М., 2001. Гл. 10.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000.Гл. 3
Почепцов Г.П. Паблик релейшинз. - М., 2003.
Практическое занятие 5.
Тема: «ПР – сопровождение проекта, акции» (4 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Составляющие планирования ПР- компаний;
Практическое задание: ПР - сопровождение проекта «Новые формы управления ЖКХ».
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000.Гл. 2
Татаринова Г.Н. Управление общественным отношением: Учебник. - СПб., 2004.Гл.5
Блэк С. Паблик релейшинз. Что это такое? - М., Новости, 1990.
Гоулд Ф. Стратегия планирования избирательной компании.// Полис. – 1993. - №4.
Корольков В.Г. Основы ПР. –М., 2002.
Практическое занятие 6.
Тема: «Ролевая игра. Выборы» (6 часов).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Разработка избирательной стратегии.
Планирование выборной компании.
Практические задания:
конструирование имиджа;
Лозунги и девизы предвыборной компании;
Модели политической агитации;
Планирование компании.
Рекомендуемая литература:
Варакута С.А. Связи с общественностью. - М., 2001.Гл. 10
Гоулд Ф. Стратегия планирования избирательной компании.// Полис. – 1993. - №4.
Корольков В.Г. Основы ПР. –М., 2002.
Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. –М., 2001.
Практическое занятие 7.
Тема: «ПР – сопровождение и рекламная компания по продвижению товара» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Планирование маркетинговых коммуникаций.
Формы и методы рекламной деятельности.
Практическое задание: планирование и проведение рекламной компании или акции товара.
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000.Гл.9
Алешина Н.В. Паблик релейшинз для менеджеров. - М., 2002.
Раздел 4
Хейвуд Р. Все О ПР. Как добиться успеха в бизнесе используя связи с общественностью. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1993.
Борисов Б.Н. Технология рекламы и ПР. - М., 2002.
Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2003.
Практическое занятие 8.
Тема: «Организация специальных событий» (4 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Понятие « Специальное событие». его цели и задачи.
Практические задания:
Организация и проведение церемонии открытия;
Организация и проведение приемов;
Организация и проведение презентаций;
Организация и проведение круглого стола;
Организация и проведение дня открытых дверей;
Организация и проведение выставки;
Организация и проведение бизнес ритуала.
Рекомендуемая литература:
Алешина Н.В. Паблик релейшинз для менеджеров. - М., 2002.
Раздел 4
Синяева И.М. Паблик релейшинз в коммерческой деятельности. -М., 2003. Гл. 6.
Хейвуд Р. Все О ПР. Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1993.
Борисов Б.Н. Технология рекламы и ПР. - М., 2002.
Практическое занятие 9.
Тема: Изучение общественного мнения» (2 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Формы и методы в работе по изучению общественного мнения.
Практическое задание : проведение анкетирования.
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. Гл. 3.
Татаринов Г.Н. Управление общественным отношением: Учебник. - СПб., 2004. Гл. 4.
Почепцов Г.П. Паблик релейшинз. - М., 2003.
Корольков В.Г. Основы ПР. –М., 2002.
Практическое занятие 10.
Тема: «Формы и методы работы со СМИ» (4 часа).
Вопросы для обсуждения и подготовки:
Организация работы со СМИ;
Практические задания:
проведение теледебатов;
организация выступления на ТВ и радио;
проведение рекламной программы на ТВ и радио;
проведение «прямой линии» в различный СМИ. – 4ч
Рекомендуемая литература:
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. Гл. 5.
Татаринов Г.Н. Управление общественным отношением: Учебник. - СПб., 2004. Гл. 5.
Почепцов Г.П. Паблик релейшинз. - М., 2003.
Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. –М., 2001.
Практическое занятие 11.
Тема: «Тестирование по программе курса» (2 часа).
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
Введение в социологию связей с общественностью (паблик рилейшнз): объект и предмет исследования феномена паблик ри- лейшнз.
Паблисити, пресса и консультирование как составляющие PR.
Базовые категории паблик рилейшнз: социальные связи и общественные отношения. Типы общественных отношений.
Общественность: целевая, внутренняя, внешняя; обществен- ные группы.
Общественное мнение. Способы воздействия на формирова- ние общественного сознания.
Убеждение как способ воздействия. Факторы, способствую- щие коммуникации убеждения.
Манипуляция как способ введения в заблуждение. Техноло- гии манипулирования массовым сознанием.
Речевое поведение в различных сферах PR-деятельности. Стили речевого поведения. Речевые стереотипы.
Имиджелогия. Имиджмейкинг. Технологии создания имиджа.
Имидж как единица общения на массовом уровне.
Имидж организации. Особенности корпоративного имид- жа. Роль общественности в формировании имиджа организации.
Типология целевой аудитории по Дэвиду Ризману.
Модели визуальной коммуникации - М.Маклюэна и Ю. Лотмана.
Понятие менеджмента. Высокие и низкие технологии как средства воздействия на целевую аудиторию.
Маркетинговая компания. Модели маркетинговой комму- никации.
Взаимодействие паблик рилейшнз с другими видами управ- ленческой деятельности.
Интерактивная концепция Харвуда Л. Чайлдса о базовых функциях связей с общественностью.
Внутригрупповая PR-коммуникация как инструмент управ- ления персоналом в фирме.
Общественная деятельность (Public Affairs) как составля- ющая паблик рилейшнз.
Паблик рилейшнз и маркетинг как управленческие комму- никации.
Паблик рилейшнз и реклама. Функции, цели и задачи.
22.Паблик рилейшнз и управление проблемами (Issues Management). Определения. Различие и взаимодействие.
Лоббирование как особая часть паблик рилейшнз. Массо- вое лоббирование.
PR-коммуникации как средства управления кризисами. Методы, способы и технологии.
Роль СМИ во взаимодействии с паблик рилейшнз в период кризисных ситуаций.
Психологические войны: стратегии, тактики и технологии используемые в PR-акциях.
Теоретические и практические основания институализацин паблик рилейшнз как элемента системы социального управления.
Взаимодействие паблик рилейшнз с другими социальными институтами.
Периодизация становления паблик рилейшнз как социаль- ного института на примере России.
Информационное общество и паблик рилейшнз. Специфика вхождения российского общества в единое мировое пространство.
Новые информационные техники Интернета.
Паблик рилейшнз в функции управления будущими ситуа- циями (в посткоммуникации).
Паблик рилейшнз как вид управленческой деятельности. Формы, способы и технологии управления в сфере политической и деловой.
Обоснование системы паблик рилейшнз как социального института. История процесса институциализации в США.
Этнокультурные и социолингвистические факторы, обус- лавливающие эффективность PR-коммуникации в сфере межкуль- турного сотрудничества.
Межкультурные связи и отношения в условиях глобализа- ции современного коммуникативного пространства.
Задания для самостоятельной работы
Обоснуйте определение паблик рилейшнз как управленчес- кую функцию на уровне отдельного социального субъекта и его общественности, а также в обществе в целом.
Объясните понимание предмета PR как особой коммуника- ционной системы, раскрывая ее структурно-содержательную сущ- ность.
Представьте убедительные аргументы, определяющие разни- цу между PR и другими взаимосвязанными с ним управленчески- ми функциями коммуникативных систем - маркетинга, паблиси- ти, рекламы, журналистики и др.
Приведите примеры, иллюстрирующие постулат зависимос- ти развития PR от изменений, происходящих в социально-эконо- мической, политической и научно-технологической сферах дан- ного общества и в мире в целом.
Дайте примеры положительных результатов (ценностных выражений), определяющих основные социально значимые эта- пы развития паблик рилейшнз, его универсальность и глобаль- ность распространения.
На примере США, Франции и России представьте различия в принципах становления и формах функционирования паблик рилейшнз, обусловленные фактором специфической определен- ности каждой из этих стран.
Обоснуйте интегрированный характер понятийной системы паблик рилейшнз, опираясь на структурно-содержательные аспек- ты базовых категорий.
Взаимообусловленность понятий «межличностные отноше- ния» и «межличностная коммуникация». Приведите ситуации успешного и неуспешного результата в достижении поставленной цели.
Раскройте на примерах значимость факторов, обуславлива- ющих межличностную коммуникацию: социальные условия, ком- муникативный контекст, социальные роли коммуникаторов, заин- тересованность участников, личные характеристики, намерения и целевые установки.
Опишите PR-действия по выделению целевой обществен- ности, исходя из классификации Джеймса Грюнинга (James Griming) с целью привлечения сторонников программного про- екта социальной важности для данного региона.
Технологии манипулирования массовым сознанием. Пере- числите PR-действия СМИ с целью изменения общественного мнения способом введения в заблуждение для:
нейтрализации оппозиции;
увеличения «сторонников»;
усиления степени доверия (за счет запугивания и передер- гивания фактов);
изменения отношения к проблемной ситуации;
достижения конечного результата - изменение мнения.
12.Стратегия и тактики убеждающего воздействия на межгруп- повом уровне. На примере отдельной организации (фирмы) по- кажите ход PR-процесса с учетом факторов, обуславливающих речевое поведение и взаимопонимание членов групп, исходя из стратегической целевой установки и использования соответству- ющих PR-технологий.
Управление общественными отношениями - один из эле- ментов системы социального управления. Дайте примеры разре- шения проблемной ситуации путем урегулирования коммуника- тивного взаимодействия организации и ее общественности средствами паблик рилейшнз.
Деловая сфера PR. Факторы, обуславливающие речевое поведение коммуникантов. Подготовьте сценарий, направленный на урегулирование взаимопонимания партнеров в получении взаимовыгодных приоритетов. Условия: 1.социальная ситуация благоприятная; 2. социальные роли - равнозначные; 3. участники в разной степени владеют навыками ведения диалога, то ecть, их коммуникативная компетентность неодинакова; 4. сроки под писания документа - строго ограничены; 5. коммуникативная yс- тановка каждого из партнеров вуалируется.
Стратегии и тактики в деловом общении на примере обсуж- дения проекта Договора о сотрудничестве. Факторы, способству- ющие эффективности процесса коммуникации.
Имидж как инструмент общения и воздействия на массовое и групповое сознание. Используя PR-технологии, предложите имидж известного политика, не называя его имени. Определите этапы пода- чи рекламной коммуникации для усиления достоинств образа, рас- считанной на массовый уровень восприятия.
Мифологизация как один их способов формирования имид- жа. Приемы, средства и модели воздействия на образ современ- ного европейского юношества (на примере программы ТВ).
Ситуационный анализ как составляющая PR-действий в сфе- ре коммуникативного менеджмента. Внешние и внутренние факто- ры. Определите роль и место коммуникационного «аудита» органи- зации в условиях планирования расширения ее деятельности.
Маркетинговые коммуникации в финансовой сфере, На примере деятельности одной из российских страховых компаний проанализируйте PR-коммуникации (методы, приемы и техники) используемые с целью привлечения клиентов разных демографи- ческих групп.
Координация рекламной, маркетинговой и PR-коммуника- ций на примере деятельности отдельной фирмы. Определите круг возможных целей, достижение которых требует сочетания паблик рилейшнз с другими видами социального управления.
21.Паблик рилейшнз и управление проблемами (Issues Management). На примере деятельности структурного подразде- ления укажите, какие используются способы и технологии в соче- тании с PR-коммуникациями для прогнозирования ухудшения отношений с общественностью из-за проблем в государственной политике (или решений принятых властными структурами).
Лоббирование как управленческая функция с целью воздей- ствия на законодательную и нормативную деятельность. Приве- дите примеры «торговли» влиянием, определяя стратегию и так- тические приемы, эффективность которых обусловлена мощной информационной осведомленностью.
Проведите ситуационный анализ кризисной ситуации, по- рожденной природными катаклизмами. Предложите специальные методы информационной политики (включая неформальные) и перечень практических действий по управлению ситуацией с ис- пользованием PR-коммуникаций.
Роль СМИ в период кризиса (катастроф). Механизмы ком- муникативного воздействия. Роль менеджера новостей - управле- ние событием и его освещением. Приведите примеры действия СМИ в одной из кризисных ситуаций, когда в агрессивной среде (против данной коммуникации) были запущены интенсивным потоком новые коммуникативные процессы, позволившие отвлечь внимание общественности.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Связи с общественностью (паблик рилейшнз) как научно- практическая дисциплина в рамках коммуникативного направле- ния социологии.
Традиционные и новые формы PR-деятельности, отвечаю- щие условиям и потребностям общества на данном этапе разви- тия.
Система PR-коммуникаций как социокультурного механиз- ма взаимодействия социального субъекта с жизненной средой.
Факторы, обуславливающие универсальность назначения PR и глобальность его распространения.
Определение пиарологии как самостоятельной научной дис- циплины в системе социологии коммуникации.
Виды PR-деятельности, их обусловленность факторами - социально-значимыми и коммуникативными, а также целями и задачами организации.
Понятия «общение», «речь», «коммуникация». Структура общения. Стили общения.
Межличностные и групповые отношения. Структура, содер- жание, особенности.
Виды коммуникации - безличностная, внутриличностная, межличностная, групповая, межгрупповая, массовая. Основные характеристики.
Межличностная коммуникация как процесс общения и как механизм взаимодействия и воздействия на партнера в ситуации деловых переговоров.
Понятие общественности (в широком и узком - конкретно- социальном значении). Определение целевых общественных групп.
Определение понятия «общественное мнение». Способы воздействия на формирование мнения на массовом уровне. Роль СМИ.
Лингвистические и паралингвистические средства воздей- ствия на массовое сознание.
Факторы, способствующие коммуникации убеждения. Роль и значение сообщения (источник, ясность, стиль).
Манипуляция как способ воздействия на межличностном уровне.
Манипулятивная коммуникация. Способы введения в заб- луждение массового сознания (на примере одного из видов СМИ).
Безличностный характер социальных связей и их взаимо- действие в соответствии с нормами и традициями государствен- ного и общественного устройства.
Общественные отношения как система реальных отноше- ний личности с внешним миром - в различных сферах деятель- ности. Значение личностных характеристик индивидов в управ- лении общественными отношениями.
Стили речевого поведения: ритуальная и провокационная речь. Структура и содержание. Средства - вербальные и невер- бальные.
Деловая сфера PR. Виды делового общения. Правила и нор- мы в деловых отношениях. Межличностная коммуникация в де- ловых переговорах. Факторы, определяющие успешность перего- ворного процесса.
Имиджелогия и имиджмейкинг - определение понятий. Основные параметры визуальной, вербальной и аудитальной ин- формации в позиционировании имиджа.
Психологические особенности восприятия визуальной ин- формации. Модели визуальной коммуникации М.Маклюэна, Ю.Лотмана и Б.Успенского.
Миф и его составляющие (по Г.Г.Почепцову). Модели уп- рощенного представления реальных социальных и этнических проблем как прием мифологизации.
Многообразие форм мифа - как одна из основных характе- ристик универсальности мифологизации массового сознания.
Понятие менеджмента. Четырехэтапный процесс решения проблем в применении к паблик рилейшнз - определение проблем PR, планирование и программирование, принятие мер и активи- зация PR-коммуникаций, оценка программы.
PR как элемент коммуникативного менеджмента в функ- ции прогнозирования и принятия превентивных мер.
Управление новостийной информацией. Способы и техни- ка подачи событийной информации в условиях кризиса.
Маркетинг. Основные характеристики маркетинговой ком- муникации. Коммуникативные стратегии в сфере поэтапной мар- кетинговой деятельности.
Внутригрупповая PR-коммуникация как инструмент управ- ления персоналом. Стратегическая политика фирмы.
Общественная деятельность (Public Affairs) как составляя- ющая паблик рилейшнз.
Интерактивная концепция Харвуда Л. Чайлдса о базовых функциях связей с общественностью.
Управление проблемами (Issues Management): роль в пре- дотвращении конфликтных ситуаций в сфере связей между госу- дарственными структурами и общественностью.
Паблик рилейшнз и лоббирование как способ воздействия на общественное мнение.
Координация лоббирования с другими видами управлен- ческой деятельности, ориентированными на общественность, не связанную с государственными структурами.
Кризисы. Типы кризисов. Прогнозирование кризисных си- туаций. Ошибки в информационно-коммуникативных действиях PR-служб.
Система PR-коммуникаций в кризисных условиях: как
|