Образовательной программой 080100. 68 «Экономика»





НазваниеОбразовательной программой 080100. 68 «Экономика»
страница1/4
Дата публикации17.10.2013
Размер273 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4



Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики – Санкт-Петербург
Программа учебной дисциплины «Экономика инноваций» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика»





1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистранта и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов, обучающихся по магистерской программе «Экономика».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» ( утвержденный приказом Минобрнауки № 543 от 20 мая 2010 года); http://www.hse.spb.ru/info/structure/standards-orkko.phtml

  • образовательной программой 080100.68 «Экономика»

  • рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ по направлению 080100.68 «Экономика» для магистерской программы «Экономика»

2.Цели освоения дисциплины


Целью учебной дисциплины «Экономика инноваций» является формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области экономики инноваций, а также научно-исследовательской, аналитической и педагогической деятельности в сфере инновационной экономики.

Основными задачами дисциплины является формирование у магистрантов:

  • комплекса теоретических знаний, необходимых для разработки корпоративных инновационных систем и инновационных стратегий, направленных на устойчивое развитие бизнеса компании;

  • навыков разработки, обоснования и принятия стратегических инновационных решений по вопросам повышения конкурентоспособности бизнеса компании;

  • способности принимать эффективные решения по интеграции новых технологий в бизнес-деятельность компании, проводить инвестиционную политику для реализации принятых инновационных стратегий;

  • представлений о выявлении и оценке инновационного потенциала компании как основного фактора повышения эффективности корпоративных инновационных систем;

  • практических навыков разработки инновационных проектов и программ на основе проектно-ориентированного управления;

  • способностей осуществлять оценку экономической эффективности инноваций на основе сбалансированной системы показателей;

  • комплексных знаний в области управления стоимости инновационного бизнеса с использованием финансовой архитектуры инвестирования инноваций;

  • способности проектировать бизнес-процессы инжиниринга и реинжиниринга в компании на основе современных форм организации инновационной деятельности;

  • практических навыков разработки стратегического инновационного риск-менеджмента и выбора стратегий элиминирования инновационных рисков.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Учебная дисциплина «Экономика инноваций» направлена на обучение магистрантов современным основам экономики инноваций с целью обеспечения динамичного развития инновационной системы России.

Дисциплина ориентирована на модель подготовки магистрантов, которая сочетает в себе изучение теории и практики экономики инноваций с использованием математического инструментария и современных информационных технологий.

В результате освоения учебной дисциплины магистранты будут обладать следующими компетенциями:



Компетенция

Код по ФГОС/НИУ

  • Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований по экономике инноваций;

  • Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой по экономике инноваций;

  • Способен оценивать эффективность инновационных проектов с учетом неопределенности и риска;

  • Способен составлять научно-технический прогноз инновационной деятельности предприятия, региона, и экономики в целом.

ПК-1


ПК-3
ПК-6
ПК-10


4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку по специализации «Экономика инноваций».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих курсах: макроэкономика (продвинутый уровень); микроэкономика (продвинутый уровень); эконометрика (продвинутый уровень); корпоративные финансы.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: рынок ценных бумаг высокотехнологических компаний; венчурный бизнес; рынок интеллектуальной собственности.

5.Тематический план учебной дисциплины







Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основы теории инноваций


16

2

2

 

12

2

Национальные инновационные системы

16

2

2

 

12

3

Инновации и инновационный бизнес

22

4

4

 

14

4

Планирование инновационных процессов

24

4

4

 

16

5

Экономический анализ инновационных проектов и программ

24

4

4

 

16

6

Система финансирования инновационной деятельности

24

4

4

 

16

7

Организационные формы инновационной деятельности

24

4

4

 

16

8

Ценообразование и затраты в инновационном бизнесе

24

4

4

 

16

9

Интегрированная система управления инновационными рисками

24

4

4

 

16

Итого:

198

32

32




134

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

Критерии оценки знаний и навыков

2 мод.

3 мод.

Текущий

(неделя)

Контрольная работа (1,2)

*

*

Контрольный тест (60 минут)

Контрольная работа оценивается по 10-балльной шкале в соответствии с долей правильно решенных студентом задач

Реферат




*

Письменная работа (3-4 тыс. слов)

Реферат оценивается по 10-ти балльной шкале

Итоговый

Экзамен





*

Экзаменационный тест (90 минут, самостоятельная подготовка – 10 часов.)

Экзаменационная работа оценивается по 10-балльной шкале в соответствии с долей правильно выполненных студентом заданий



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль знаний производится по балльной системе по результатам работы на лекциях и практических занятиях, а также проверки выполнения самостоятельных заданий. Текущий контроль представляет собой выполнение контрольных работ (1, 2) и реферата.

Итоговый контроль – экзаменационный тест.

Знания магистрантов оцениваются по 10-балльной системе. Итоговая оценка является суммой набранных магистрантом баллов.

7.Содержание дисциплины



Тема 1. Основы теории инноваций
Основные понятия и терминология теории инноваций. Исторический опыт инновационной деятельности. Инновационные тенденции меркантилизма. Классическая теория инноваций (А.Смит, Ф. Кэне, Д. Рикардо). Эволюционная теория инноваций Й. Шумпетера. Теория интеллектуальной технологии Ф. Хайека и М. Фридмена. Школа монетаризма (М.Фридмен, К. Бруннер, А. Мелцер). Неоклассическая школа (А.Маршалл, Л. Вальрас, К. Менгер). Неоклассический ренессанс (М. Абрамовиц, Р. Солоу, Дж. Кэндрик). Теория инноваций С. Кузнеца. Циклы Н.Д. Кондратьева. Модель Рай Ф. Харрода. Теория технологической революции (Г. Менш). Теория инновационных рисков (А. Кляйнкнехт). Теория «технологического толчка» (Дж. Б. Кларк). Теория жизненного цикла инноваций (Я. Ван. Дейк). Теория конкурентных стратегий (М. Портер). Теория технологических укладов. Современные инновационные теории (П.Ф. Друкер, Б. Твисс и др.).
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с. 9-38); 11.1.2 (с. 10-56); 11.1.3 (с.10-56); 11.3.41; 11.3.21; 11.3.45

Тема 2. Национальные инновационные системы
Концепция национальных инновационных систем (НИС) (М. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон). Теория регионального жизненного цикла. Теория кластеров (М. Портер). Теория полюсов роста (П. Друкер, Ф. Перу). Структура и показатели НИС (человеческий капитал, финансовый капитал и др.). Инфраструктура КИС. Концепция техноглобализма и технопротекционизма. Технологические ниши. Системы форсайт-исследований науки и инноваций.

Особенности развития НИС в России. Государственные целевые программы. Государственно-частное партнерство. Критические технологии РФ. Государственная инновационная политика.

Региональные инновационные системы (РИС). Формирование региональных кластеров. Инновационные сети. Инновационные альянсы.

Корпоративные инновационные системы (КИС) (Й. Шумпетер, Б. Твисс, М. Фримен, Р. Тротт). Содержание и функциональная схема КИС. Сравнительный анализ КИС (IBM, Microsoft и др.). Особенности развития КИС в России.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.3.11 (с.39-211); 11.1.1 (с.9-30,92-111); 11.3.13 (с.15-105); 11.3.20 (с.77-90); 11.3.7 (с.50-77); 11.4.4 (с.3-48); 11.1.2 (с.37-73); 11.3.12 (с.695-862).

Тема 3. Инновации и инновационный бизнес
Компания и инновационная среда. Модели роста компании. Турбулентность в бизнес-окружении (Emery and Trist). Инновации и цикличность кризисов. Инновации как средство достижения конкурентного преимущества компании.

Экономическая сущность инноваций. Типология инноваций. Жизненный цикл инноваций-продуктов. Технологические пределы и разрывы (S-кривые Фостера). Диффузия и трансферт инноваций. Инновационные платформы и отраслевые сети.

Инновационная бизнес-деятельность компании. Субъекты и объекты инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура. Инновационный процесс. Модели инновационного процесса (Р. Росвелл, Б. Санто, С. Кляйн, Н.Розенберг). Стадии инновационного процесса (НИР, ОКР, ПТР). Инновационный цикл.

Инновационный потенциал компании. Диагностика потенциала. Стратегии развития потенциала. Инновационный климат компании. CALS-технологии.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.2 (с.37-73); 11.1.1 (с.9-30); 11.3.7 (с.39-211); 11.3.13 (с.15-105); 11.3.30 (с.3-48); 11.3.12 (с.695-862); 11.1.3 (с.70-82).

Тема 4. Планирование инновационных процессов
Системный подход к планированию инновационных процессов. Проектно - ориентированное планирование инноваций. Концепция стратегического планирования инноваций. Сценарии стратегического поведения компании. Система внутрифирменного планирования инноваций. Виды планирования. Организация планирования в компании.

Основы теории научно-технического прогнозирования (Дж. Мартино, Р. Эйрес, Э. Яни). Виды прогнозов. Экспертные методы научно-технического прогнозирования (метод Delphi). Метод анализа иерархий (Т. Саати). Метод PATTERN. Прогнозирование временных рядов. Простая линейная регрессия. Множественная регрессия. Авторегрессионные модели. Технологическое прогнозирование. Инновационное прогнозирование. Научно-технический форсайт.

Содержание и типология инновационных стратегий. Портфель инновационных стратегий. Модели выбора стратегий: матрица Ансоффа, матрица БКС, матрица GE/Mc. Kinsey, матрица Томпсона и Стрикленда, матрица ADL-LC.

Продуктово - тематическое планирование (перспективное, текущее, оперативное). Продуктово – рыночная матрица инновационного портфеля. Объемо - календарное планирование. Практика разработки внутрифирменных тематических планов в высокотехнологических компаниях.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.2 (с.317-329); 11.1.1 (с.269-327); 11.4.2 (с.8-26); 11.4.18 (с.133-272); 11.3.22 (с.245-269); 11.3.26 (с.55-108); 11.1.3 (с.83-103).

Тема 5. Экономический анализ инновационных проектов и программ
Теория ценностного управления инновациями (Value-Based Project management). Модели проектного бизнеса (IPMA, PMI, ISО).

Сущность и содержание инновационного проекта. Классификация проектов. Жизненный цикл проекта. Особенности научно-исследовательских проектов (НИОКР). Бизнес-план инновационного проекта (продукт, ресурс, бюджет, календарный план). Управление стоимостью проекта. Управление качеством проекта. Корпоративный портфель инновационных проектов. Матричные методы управления портфелем. Сетевая модель проекта (PERT). Метод «критического пути». Сетевые графы. Расчет параметров сетевого графа. Стохастические графы.

Методы отбора инновационных проектов. Stage-bate модель. Модель Кано. Альфа и бета тестирования инноваций-продуктов.

Концепция инвестирования инноваций. Инструменты инновационно - инвестиционного анализа. Критические точки инновационного процесса. Базовые схемы оценки инновационно – инвестиционных решений. Концепция идеального конечного научно-технического результата (Г.С. Альтшулер).

Сущность оценки эффективности инноваций. Научно-техническая эффективность инноваций. Экономическая эффективность инвестиций в инновации. Учетные (статические) методы оценки эффективности (ROI, PI, ARR, PP). Динамические (дисконтированные) методы оценки эффективности (NPV, NTV, NCF, DPI, IRR, MIRR, DPP). Определение ставки дисконтирования в высокотехнологических компаниях (WACC, CAPM). Реальные опционы инновационных проектов. Особенности оценки экономической эффективности научно-исследовательских проектов (НИОКР). Квантификация инноваций. Метод «затраты - эффективность». Модель НИОКР-затраты (business opportunities). Сбалансированная система показателей эффективности инвестирования инноваций. Информационные технологии оценки эффективности инновационных проектов (MS Project, Open Plan Professional, Primavera и др.)
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с.317-329); 11.3.33 (с.101-162); 11.4.25 (с.120-149); 11.3.26 (с.104-135,174-269).

Тема 6. Система финансирования инновационной деятельности
Концепция управления стоимостью инновационного бизнеса. Финансовая архитектура инвестирования инноваций. Принятие инвестиционных и инновационных решений. Теорема разделения Фишера. Инновационно-инвестиционный капитал компании. Корпоративные стратегии финансирования инноваций.

Бюджетное (дефицитное) финансирование (федеральные национальные проекты и программы). Заёмное финансирование (банковский кредит, коммерческий кредит, облигационные займы). Акционерное (корпоративное) финансирование (IPO, ADR, GDR, EDR). Внутреннее самофинансирование (unlevered). Проектное финансирование. Сущность венчурного финансирования. Венчурный капитал. Венчурная компания. Венчурный фонд. Основной венчурный процесс. Источники венчурного капитала. Бизнес - ангельское и «посевное» финансирование. Специфические формы финансирования инноваций (лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг). Корпоративный механизм интеграции финансовых ресурсов. Эффективность корпоративных венчурных стратегий.

Управление капиталом высокотехнологичной компании. Рынок венчурного капитала. Венчурный капитал и стоимость компании. Венчурный и технологический бизнес.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с.354-383); 11.1.2 (с.363-404); 11.3.4 (с.350-402); 11.3.26 (с.55-111).

Тема 7. Организационные формы инновационной деятельности
Содержание, функции и роль инновационной инфраструктуры. Основные формы организации инновационной деятельности. Государственные научные центры. Федеральные центры науки и высоких технологий. Наукограды (Сколково). Особые экономические зоны (ОЭЗ). Научно-исследовательские организации (институты). Проектно-конструкторские организации. Проектно-технологические организации. Преимущества и недостатки крупных организаций в процессе создания новой продукции (технологии).

Корпоративные формы организации инноваций. Комитет по инновационным проектам. Внутренние (локальные) венчурные проекты. Инновационные консорциумы. Стратегические альянсы и союзы. Финансово-промышленные группы.

Основные типы и функции технопарковых структур (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы). Венчурные фирмы. Инжиниринговые и внедренческие фирмы. Выбор формы организации инновационной деятельности в компании. Опыт организации инновационной деятельности в вертикально-структурированных корпорациях РФ.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с.254-274); 11.3.22 (с.135-154); 11.3.14 (с.58-85); 11.4.6 (с.174-206).

Тема 8. Ценообразование и затраты в инновационном бизнесе
Состав и структура инновационных затрат. Себестоимость инновации-продукта. Модели управления затратами. Механизм управления затратами (центр затрат, центр продаж, центр прибыли). Оценка уровня рентабельности по инновации-продукту. Планирование и контроль затрат.

Концепция ценообразования на инновационную продукцию. Факторы ценообразования. Контрактные (договорные) цены. Торги и конкурсы.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Методы оценки инновационных решений с использованием ФСА. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Теория конструирования Р. Коллера.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с. 62-104); 11.1.2 (с. 115-143); 11.3.42 (с. 331-369); 11.4.6 (с. 142-273); 11.4.3 (365-682).

Тема 9. Интегрированная система управления инновационными рисками
Содержание инновационного риск-менеджмента. Инновационные риски и неопределенность в высокотехнологичных компаниях. Классификация инновационных рисков. Корпоративная толерантность к риску. Стоимостной подход к управлению инновационными рисками. Экономические модели анализа рисков (ALARA, SVA, EVA, EAR, CFaR, VaR).

Концепция интегрированной системы управления инновационными рисками. Техника диагностики рисков в компании. Методы оценки и анализа рисков. Качественная оценка рисков (Scoring, Ranking, Delphi, Pattern). Количественная оценка рисков: дисконтные методы, вероятностно-статистические методы, имитационные методы (Monte-Carlo), методы исследования операций, нетрадиционные методы (нейронные сети, нечетные множества). Стресс-тестирование высокотехнологичных компаний (сценарный анализ, дерево решений, анализ чувствительности).

Элиминирование инновационных рисков. Выбор стратегий элиминирования рисков (активные и пассивные). Инструменты (механизмы) элиминирования рисков. Страховая защита компании. Эффективность программ элиминирования инновационных рисков.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 16 часов

Литература по теме: 11.1.1 (с.331-351); 11.3.27 (с.563-673); 11.4.20 (с.139-174); 11.3.2 (с.15-43); 11.1.3 (с.104-125).

8.Образовательные технологии


Различные материалы по настоящей дисциплине будут размещаться на личной странице преподавателя на сайте НИУ ВШЭ.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Дв 1 Корпоративная социальная ответственность...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 080100 «Экономика»...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Од 5 Экономический анализ Направление...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconОсновная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Од 5 Комплексный анализ хозяйственной...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconОбразовательной программой по направлению 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
Тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 8 класс»...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» icon«Экономика» по направлению подготовки 080100. 68 Экономика Общая...
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» icon1. Организационно-правовое обеспечение процесса реализации образовательной программы
Ю 080100 «Экономика», профилю подготовки 0801001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; образовательная программа разработана в соответствии...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconРабочая программа по дисциплине «логистика» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconРабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100....
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» icon3. Проблемы оценки и анализа платежеспособности предприятия 7 Тема...
«Финансовый анализ (продвинутый курс)» разработаны в соответствии с учебным планом и рабочей программой данной дисциплины, входящих...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100....
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» icon1 Назначение основной образовательной программы магистратуры, реализуемой...
Назначение основной образовательной программы магистратуры, реализуемой вузом по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика» магистерской...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconЕще экзаменационные вопросы
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
Образовательной программой 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск