Рабочая программа дисциплины основы философии





Скачать 166.57 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины основы философии
Дата публикации27.06.2013
Размер166.57 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет» (КемГУ)
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет» в г.Юрге


УТВЕРЖДАЮ

Директор ЮФКемГУ

_______________ Л.А.Шарова

« 20 » августа 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности среднего профессионального образования

Экономика и бухгалтерский учет (080114.51)

г.Юрга
2012

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) Экономика и бухгалтерский учет (080114.51)

Организация-разработчик: ЮФ КемГУ
Разработчики: Кожемяко О.Н.- преподаватель
_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. условия реализации программы дисциплины 12

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 13

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы философии

1.1. Область применения программы

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Основы философии принадлежит гуманитарному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель программы — сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 11 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме защиты рефератов





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Философия ее роль в жизни человека и общества










Тема 1.1. Место философии в системе культуры

Знание как фактор осмысления и регуляции жизнедеятельности человека. Основные функции знания. Роль мировоззренческого знания в культуре.



1

**

1

Тема1. 2. Особенности философского знания

Философия как вид мировоззренческого знания. Универсальность, рефлективность, аксиологичность как характерные черты философского знания. Соотношение философии и мифологии, философии и религии, философии и науки. Философия как область осмысления и определения «предельных оснований человеческой культуры»



1



**

1

Тема 1.3. Предмет философии

Проблема предмета философии: классический и неклассический подходы. Философия как знание о всеобщих существенных связях человека и мира.

1

Тема 1.4. Структура современного философского знания и его функции

Система современного философского знания. Основные разделы философии. Основные функции философии и ее роль в жизни человека и общества.

1

Раздел 2. Становление философии и формы ее исторического развития







Тема 2.1. Возникновение философии

Исторические условия и духовные источники возникновения философии. Роль мифологии и религии в становлении философии. Основные формы развития философии.



1


**



3



Тема2.2.Древневосточная философия

Специфические черты Восточной культуры м древневосточная философия. Древнеиндийская философия и способы миро понимания. Основные философские идеи и учения. Древнекитайская философия как способ выражения духовных традиций китайской культуры. Конфуцианство и даосизм –основные школы китайской философии

1

Тема 2.3. Античная философия

Античная философия. Основные особенности античной культуры и античного миропонимания. Периодизация античной философии. Ранняя античная философия: Милетская школа, пифагорейцы, школа элеатов, софисты. Классический период античной философии: Сократ: учение Демокрита. Платон. Аристотель. Период упадка античной философии: школы киников, эпикурийцев , стоиков. Неоплатонизм.

1

Тема 2.4.Средневековая христианская философия

Средневековая европейская философия и религия. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм.

1

Тема 2.5. Развитие философии в новоевропейской культуре

Философия Нового времени. Основные черты культуры и миропонимания Нового времени. Ф.Бэкон и новые гносеологические традиции. Философские система Р.Декарта и Б.Спинозы. Французский материализм 18 века.

1

Тема 2.6.Немецкая классическая философия.

Классическая немецкая философия. И.Кант, его философская система и роль в философии. Система объективного идеализма Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

1

Тема 2.7. Марксистская философия.

Основные идеи марксисткой философии. Концепция диалектического материализма.

1

Тема 2.8.Русская философия

Русская философия. Русская культура и миропонимание. Русская философия эпохи просвещения: славянофилы и западники. Философия русских революционных демократов. Русская религиозная философия 19-20 вв.

1

Тема 2.9. Основные тенденции и направления современной философии.

Современная философия: основные черты и направления. Неопозитивизм – идея редукции знания к опыту. Постпозитивизм. Школа психоанализа, ее основные идеи. Философская герменевтика. Христианский эволюционизм.

1

Раздел 3 Философское учение о бытии







Тема 3.1. Картина миро и философское мировоззрение

Человек и мир. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная картины мира. Особенность философской картины мира.

1

Тема 3.2. Философское понятие бытия

Понятие бытия. Проблема бытия в философии и способы ее решения: материалистический, идеалистический, монический, плюралистический. Проблема способа существования мира: диалектика и метафизика, детерминизм и индетерминизм.

1

Тема 3.3. Понятие материи

Проблема материи и ее атрибутов в философии. Материализм о способах определения материи: онтологический и гносеологический подходы. Материя и ее атрибуты.

1

Тема 3.4.Филосовское понятие движения

Понятие движения. Основные характеристики движения. Понятие о формах движения. Движение и покой. Особенности социального движения.

1

Тема 3.5. Пространство и время

Понятие пространства и времени. Основные черты пространства и времени. Социальное пространство и время.

1

Тема 3.6. Самоорганизация бытия

Самоорганизация бытия как его совершенствование и самовоспроизводство. Синергетика как учение о самоорганизации бытия.

1

Теме 3.7. Диалектика

Понятие диалектики как системы. Основные принципы, законы и категории диалектики.

1

Раздел 4







Тема 4.1. Понятие сознания

Понятие сознания : историко-философские традиции. Сущность сознания.

1

Тема 4.2. Гносеологический подход к сознанию. Понятие идеального.

Особенность гносеологического подхода к исследованию сознания. Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения реальности. Проблема идеального в философии. Материальное и идеальное.

1

Тема 4.3. Онтологический подход в исследовании сознания

Единство материального и идеального. Реальность и ее отражение. Язык и мышление.

1

Тема 4.4. Сознательное и бессознательное.

Понятие бессознательного. Иерархия структур бессознательного. Взаимодействие сознательного и бессознательного.

1

Раздел 5.







Тема 5.1. Специфика философского подхода к изучению человека

Особенность философского подхода к пониманию человека. Многограннсть человека. Формы общения человека с миром. Объективное и субъективное, материальное и духовное в человеке.

2

Тема 5.2. Человек и природа

Проблема биологической предопределенности человека. Надприродности человеческого существования. Человек как субъект.

1

Тема 5.3. Духовная сторона жизнедеятельности человека

Роль духовности в жизнедеятельности человека. Понятия «душевного» и «духовного» их взаимосвязь. Духовность как самосознание человека.

1

Тема 5.4. Социальность человека. Проблема свободы личности

Проблема соотношения внутреннего и внешнесоциального в человеке. Деятельность человека и социокультурные программы. Понятие «личность»и, «индивидуальность». Проблема свободы личности. Основные подходы и трактовки свободы. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности.

1

Раздел 6. Познание и жизнедеятельность







Тема 6.1. Проблема познания в философии

Гносеологическая проблематика в философии. Основные направления и способы решения проблем. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

1

Тема 6.2. Познание как вид общественной духовной деятельности

Познание как общественный процесс. Взаимодействие материального и духовного в познании, роль практики. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе познания.

2

Тема 6.3.

Понятия знания

Понятие знания. Отражательная и регулятивная концепция природы знания.

1

Тема 6.4. Проблема истины

Проблема истины. Философские концепции истины. Основные характеристики истины.

1

Тема 6.5. Особенности научного познания. Эмирический и теоретический уровни научного познания

Возникновение научного знания, его структура и методы. Происхождение науки , этапы развития. Основные черты и признаки научного знания и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

1

Раздел 7. Общественная жизнь







Тема 7.1. Понятие общества. Основные социально - философские концепции общества

Понятие общества. Общество как система: основные системные признаки. Основные современные социально-философские концепции общества.

1

Тема 7.2. Сферы социальной жизни

Сферы социальной жизни и их взаимосвязь. Производственно - деятельностная сфера, ее строение: способ производства, производительные силы, производственные отношения.

Социально-политическая сфера: социальные и политические образования и объединения. Духовная сфера : духовная жизнь общества и ее строение.

Общественное сознание: типы, виды, уровни , сферы. Основные формы общественного сознания.

2

Тема 7.3 Формы ценностного освоения бытия

Проблема развития общества. Основные подходы : формационный и цивилизованный. Источники и основные факторы развития общества. Общество как саморазвивающаяся система.

1

Раздел 8 Культура и цивилизация







Тема 8.1. Понятие культуры

Понятие культуры ,подходы к понятию культуры. Место и роль культуры и жизни общества. Культуры человека и человек культуры.

1

Тема 8.2. Элементы и строение культуры

Элементы и строение культуры. Материальная и духовная культура. Понятие глубины культуры. Личная культура и культура личности. Актуальная культура и культурное наследие. Диалог культур.

1

Раздел 9. Человек в современном мире







Тема 9.1. Постиндустриальное общество и его основные черты

Научно-технический прогресс и человек. Черты новой цивилизации. Роль науки и техники в прогрессе человечества. Возможности и пределы научно-технического прогресса.

1

Тема 9.2. Проблемы человека постиндустриализма

Человек и техника. Основные функции техники. Технократизм как явление современной культуры.

1

Тема 9.3. Глобальные современности

Проблемы человека в техногенном обществе. Сциентизм и антисциентизм, технократизм и технофобия, экологический беспредел.




Тема 9.4. Глобальные современности

Понятие глобальных проблем. Причины глобальных проблем современности и перспективы их решения.

1

Раздел 10. Будущее человечества: прогнозы и перспективы







Тема 10.1. Возможности предвидения будущего

Проблемы и перспективы человеческой цивилизации. Возможности предвидения будущего: основные аспекты.

1

Тема 10.2 Новые пути познания человека

Новые пути познания человека и перспективы будущего: индивидуально-биологическое совершенствование социальных и духовных сил человека.

1

Тема 10.3.Современное информационное общество.

Понятие информационного общества, его основные черты и тенденции. Взаимодействие цивилизаций.

1






Всего:

50



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Соотношение знания и мудрости в философии.

  2. Учение Сократа о нравственности.

  3. Учение Платона о государстве.

  4. Эпикур и его учение о счастье.

  5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

  6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

  7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

  8. Моральная философия И. Канта.

  9. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

  10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

  11. Основные идеи философии Ф. Ницше.

  12. А.С. Хомяков- «Илья Муромец» русской философии.

  13. П.Я. Чаадаев о русской истории.

  14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

  15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

  16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

  17. Человек как тело и дух.

  18. Фундаментальные характеристики человека.

  19. Основополагающие категории человеческого бытия.

  20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

  21. Сознание, мышление, язык.

  22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и
    К. Юнга.

  23. Пространство и время в современной научной картине мира.

  24. Культ и культура.

  25. Проблемы современной массовой культуры.

  26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.

  27. Основные философские концепции исторического развития: концепции
    однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

  28. Основные философские концепции исторического развития: концепции
    многолинейного развития.

  29. Основные философские концепции исторического развития: концепции
    циклического развития.

  30. Проблема «конца истории».

  31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысля и в настоящее время.

  32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

  33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.





3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература


  1. Губин В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. - М.: Олимп, 1999.

  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: ТОН, 1999.

  3. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2001.

  4. Философия. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: ТОН, 2001.

  5. Современная западная философия. Словарь. Составители В.В. Малахов, В.П. Филатов. - М.: ТОН, 2000.

  6. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. - М.: Владос, 2000.


Дополнительная литература


  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.: Мысль, 1979.

  2. Лосев АФ., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 1993.

  3. Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия? // Что такое философия. -М.: Наука, 1991.

  4. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.

  5. Паскаль Б. Мысли. - М., Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

  6. Сорокин 11Л Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. - М., Изд-во полит. лит-ры, 1992.

  7. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Высшая школа, 1994.

  8. Чаадаев П.Я. Философические письма. // Статьи и письма. - М.: Современник, 1989.

  9. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

  10. Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста:

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков:

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества:

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана...
Основы философии разработана в соответствии с фгос спо для специальностей технического профиля с учетом примерной программы учебной...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины «основы философии»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
Рабочая программа дисциплины основы философии iconОсновы философии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconОсновы философии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальности...
Халтурина Н. И., преподаватель социально-экономических дисциплин когобу спо «Яранский аграрный техникум»
Рабочая программа дисциплины основы философии iconТемы контрольных работ по предмету «Основы философии»
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconАннотация программы учебной дисциплины «основы философии» Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconРабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического...
Рабочая программа дисциплины основы философии icon1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии
Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconКонтрольная работа по дисциплине огсэ 01.«Основы философии» по теме: философия и круг ее проблем
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconКонтрольная работа по дисциплине огсэ 01 «основы философии» по теме: философия и круг ее проблем
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
Рабочая программа дисциплины основы философии iconСпециализация «менеджмент гостеприимства» Общие гуманитарные и социально-экономические...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск