Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Философия ее роль в жизни человека и общества
|
|
|
|
Тема 1.1. Место философии в системе культуры
| Знание как фактор осмысления и регуляции жизнедеятельности человека. Основные функции знания. Роль мировоззренческого знания в культуре.
| 1
|
**
|
1
|
Тема1. 2. Особенности философского знания
| Философия как вид мировоззренческого знания. Универсальность, рефлективность, аксиологичность как характерные черты философского знания. Соотношение философии и мифологии, философии и религии, философии и науки. Философия как область осмысления и определения «предельных оснований человеческой культуры»
|
1
|
**
|
1
|
Тема 1.3. Предмет философии
| Проблема предмета философии: классический и неклассический подходы. Философия как знание о всеобщих существенных связях человека и мира.
| 1
|
Тема 1.4. Структура современного философского знания и его функции
| Система современного философского знания. Основные разделы философии. Основные функции философии и ее роль в жизни человека и общества.
| 1
|
Раздел 2. Становление философии и формы ее исторического развития
|
|
|
Тема 2.1. Возникновение философии
| Исторические условия и духовные источники возникновения философии. Роль мифологии и религии в становлении философии. Основные формы развития философии.
|
1
|
**
|
3
|
Тема2.2.Древневосточная философия
| Специфические черты Восточной культуры м древневосточная философия. Древнеиндийская философия и способы миро понимания. Основные философские идеи и учения. Древнекитайская философия как способ выражения духовных традиций китайской культуры. Конфуцианство и даосизм –основные школы китайской философии
| 1
|
Тема 2.3. Античная философия
| Античная философия. Основные особенности античной культуры и античного миропонимания. Периодизация античной философии. Ранняя античная философия: Милетская школа, пифагорейцы, школа элеатов, софисты. Классический период античной философии: Сократ: учение Демокрита. Платон. Аристотель. Период упадка античной философии: школы киников, эпикурийцев , стоиков. Неоплатонизм.
| 1
|
Тема 2.4.Средневековая христианская философия
| Средневековая европейская философия и религия. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
| 1
|
Тема 2.5. Развитие философии в новоевропейской культуре
| Философия Нового времени. Основные черты культуры и миропонимания Нового времени. Ф.Бэкон и новые гносеологические традиции. Философские система Р.Декарта и Б.Спинозы. Французский материализм 18 века.
| 1
|
Тема 2.6.Немецкая классическая философия.
| Классическая немецкая философия. И.Кант, его философская система и роль в философии. Система объективного идеализма Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.
| 1
|
Тема 2.7. Марксистская философия.
| Основные идеи марксисткой философии. Концепция диалектического материализма.
| 1
|
Тема 2.8.Русская философия
| Русская философия. Русская культура и миропонимание. Русская философия эпохи просвещения: славянофилы и западники. Философия русских революционных демократов. Русская религиозная философия 19-20 вв.
| 1
|
Тема 2.9. Основные тенденции и направления современной философии.
| Современная философия: основные черты и направления. Неопозитивизм – идея редукции знания к опыту. Постпозитивизм. Школа психоанализа, ее основные идеи. Философская герменевтика. Христианский эволюционизм.
| 1
|
Раздел 3 Философское учение о бытии
|
|
|
Тема 3.1. Картина миро и философское мировоззрение
| Человек и мир. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная картины мира. Особенность философской картины мира.
| 1
|
Тема 3.2. Философское понятие бытия
| Понятие бытия. Проблема бытия в философии и способы ее решения: материалистический, идеалистический, монический, плюралистический. Проблема способа существования мира: диалектика и метафизика, детерминизм и индетерминизм.
| 1
|
Тема 3.3. Понятие материи
| Проблема материи и ее атрибутов в философии. Материализм о способах определения материи: онтологический и гносеологический подходы. Материя и ее атрибуты.
| 1
|
Тема 3.4.Филосовское понятие движения
| Понятие движения. Основные характеристики движения. Понятие о формах движения. Движение и покой. Особенности социального движения.
| 1
|
Тема 3.5. Пространство и время
| Понятие пространства и времени. Основные черты пространства и времени. Социальное пространство и время.
| 1
|
Тема 3.6. Самоорганизация бытия
| Самоорганизация бытия как его совершенствование и самовоспроизводство. Синергетика как учение о самоорганизации бытия.
| 1
|
Теме 3.7. Диалектика
| Понятие диалектики как системы. Основные принципы, законы и категории диалектики.
| 1
|
Раздел 4
|
|
|
Тема 4.1. Понятие сознания
| Понятие сознания : историко-философские традиции. Сущность сознания.
| 1
|
Тема 4.2. Гносеологический подход к сознанию. Понятие идеального.
| Особенность гносеологического подхода к исследованию сознания. Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения реальности. Проблема идеального в философии. Материальное и идеальное.
| 1
|
Тема 4.3. Онтологический подход в исследовании сознания
| Единство материального и идеального. Реальность и ее отражение. Язык и мышление.
| 1
|
Тема 4.4. Сознательное и бессознательное.
| Понятие бессознательного. Иерархия структур бессознательного. Взаимодействие сознательного и бессознательного.
| 1
|
Раздел 5.
|
|
|
Тема 5.1. Специфика философского подхода к изучению человека
| Особенность философского подхода к пониманию человека. Многограннсть человека. Формы общения человека с миром. Объективное и субъективное, материальное и духовное в человеке.
| 2
|
Тема 5.2. Человек и природа
| Проблема биологической предопределенности человека. Надприродности человеческого существования. Человек как субъект.
| 1
|
Тема 5.3. Духовная сторона жизнедеятельности человека
| Роль духовности в жизнедеятельности человека. Понятия «душевного» и «духовного» их взаимосвязь. Духовность как самосознание человека.
| 1
|
Тема 5.4. Социальность человека. Проблема свободы личности
| Проблема соотношения внутреннего и внешнесоциального в человеке. Деятельность человека и социокультурные программы. Понятие «личность»и, «индивидуальность». Проблема свободы личности. Основные подходы и трактовки свободы. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности.
| 1
|
Раздел 6. Познание и жизнедеятельность
|
|
|
Тема 6.1. Проблема познания в философии
| Гносеологическая проблематика в философии. Основные направления и способы решения проблем. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
| 1
|
Тема 6.2. Познание как вид общественной духовной деятельности
| Познание как общественный процесс. Взаимодействие материального и духовного в познании, роль практики. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе познания.
| 2
|
Тема 6.3.
Понятия знания
| Понятие знания. Отражательная и регулятивная концепция природы знания.
| 1
|
Тема 6.4. Проблема истины
| Проблема истины. Философские концепции истины. Основные характеристики истины.
| 1
|
Тема 6.5. Особенности научного познания. Эмирический и теоретический уровни научного познания
| Возникновение научного знания, его структура и методы. Происхождение науки , этапы развития. Основные черты и признаки научного знания и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
| 1
|
Раздел 7. Общественная жизнь
|
|
|
Тема 7.1. Понятие общества. Основные социально - философские концепции общества
| Понятие общества. Общество как система: основные системные признаки. Основные современные социально-философские концепции общества.
| 1
|
Тема 7.2. Сферы социальной жизни
| Сферы социальной жизни и их взаимосвязь. Производственно - деятельностная сфера, ее строение: способ производства, производительные силы, производственные отношения.
Социально-политическая сфера: социальные и политические образования и объединения. Духовная сфера : духовная жизнь общества и ее строение.
Общественное сознание: типы, виды, уровни , сферы. Основные формы общественного сознания.
| 2
|
Тема 7.3 Формы ценностного освоения бытия
| Проблема развития общества. Основные подходы : формационный и цивилизованный. Источники и основные факторы развития общества. Общество как саморазвивающаяся система.
| 1
|
Раздел 8 Культура и цивилизация
|
|
|
Тема 8.1. Понятие культуры
| Понятие культуры ,подходы к понятию культуры. Место и роль культуры и жизни общества. Культуры человека и человек культуры.
| 1
|
Тема 8.2. Элементы и строение культуры
| Элементы и строение культуры. Материальная и духовная культура. Понятие глубины культуры. Личная культура и культура личности. Актуальная культура и культурное наследие. Диалог культур.
| 1
|
Раздел 9. Человек в современном мире
|
|
|
Тема 9.1. Постиндустриальное общество и его основные черты
| Научно-технический прогресс и человек. Черты новой цивилизации. Роль науки и техники в прогрессе человечества. Возможности и пределы научно-технического прогресса.
| 1
|
Тема 9.2. Проблемы человека постиндустриализма
| Человек и техника. Основные функции техники. Технократизм как явление современной культуры.
| 1
|
Тема 9.3. Глобальные современности
| Проблемы человека в техногенном обществе. Сциентизм и антисциентизм, технократизм и технофобия, экологический беспредел.
|
|
Тема 9.4. Глобальные современности
| Понятие глобальных проблем. Причины глобальных проблем современности и перспективы их решения.
| 1
|
Раздел 10. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
|
|
|
Тема 10.1. Возможности предвидения будущего
| Проблемы и перспективы человеческой цивилизации. Возможности предвидения будущего: основные аспекты.
| 1
|
Тема 10.2 Новые пути познания человека
| Новые пути познания человека и перспективы будущего: индивидуально-биологическое совершенствование социальных и духовных сил человека.
| 1
|
Тема 10.3.Современное информационное общество.
| Понятие информационного общества, его основные черты и тенденции. Взаимодействие цивилизаций.
| 1
|
|
|
Всего:
| 50
|