Скачать 162.81 Kb.
|
Конспект урока на конкурс «Учитель года -2013» учителя географии Пеговой Н.П. Тема урока: «Японское чудо» Цели: а) выявить географическую специфику одного из ведущих центров мирового хозяйства на основе деятельностного подхода учащихся к изучению новой темы. Б) рассмотреть и объяснить «Японскую модель – развития экономики. Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Познакомить учащихся с культурой и хозяйством Японии. Приобретение опыта применения на практике полученных знаний через исследовательскую деятельность. Развивающие: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, используя дополнительную литературу. Воспитательные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование целостного мировоззрения; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Тип урока: Изучение нового материала. Формы организации деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.. Оборудование, демонстрационный материал: компьютер , мультимедиоапроектор, презентации, задания групповые и индивидуальные, тесты. Атласы, настенная политическая карта мира. План урока:
Ход урока: 1Самоопределение к учебной деятельности Цель: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. Формируемые УУД: –личностные: самоопределение, смыслообразование; -познавательные – целеполагание; -коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Учитель приветствует учащихся :Здравствуйте ребята! (Сайонари!) мобилизует внимание. Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямато», что означает «Путь гор». Это действительно страна гор, их всегда видишь на горизонте, даже находясь по среди самой большой равнины .Для большинства жителей этой страны солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы, для меньшей части наоборот. Её ещё называют «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Страна восходящего солнца. Так что же это за страна такая – (Япония) (слайд№1) Хотели бы вы побывать в Японии? (если да поднимите руку). А что говорят по этому поводу наши статисты?(исследовательская работа проводится заранее) Наш статистический центр провёл устный и письменный опрос среди учащихся и педагогов школы. На вопрос Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»? Хотели бы вы побывать в Японии? Почему? -большинство опрашиваемых ответили: восходящее солнце, маленький трудовой народ, дракон, икебана, гейши, кимоно, экзотическая пища, палочки для еды дорогая аппаратура, вулкан Фудзияма, красивые женщины. -на второй вопрос ответили150 школьников положительно ответили 130 респондентов -82,6% 15 пожелали остаться в России и 2, 4 % ответили , что им хочется побывать в Японии и не хочется. Учитель: Чем по вашему мнению вызван такой интерес к стране? Мы достаточно много информации получили о России. А Япония наш сосед. Древняя мудрость гласит: «Хочешь хорошо жить с соседом должен хорошо знать его культуру, традиции, характер» 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений Цели : А) актуализировать учебное содержание необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Б) Актуализировать виды деятельности и новые понятия. Учащиеся вместе с учителем формулируют задачи на урок. Формируемые УУД : Познавательные :осознанное построение речевого высказывания; Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Учитель: Ребята, а какие задачи стоят перед нами на уроке? Учитель выводит слайд (Слайд №2) 3. Изучение новой темы: Формируемые УУД: Личностные: гуманистическикие и демократические ценностные ориентации, осознание единства географического пространства. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения,, приводить аргументы, подтверждать их факты. Умение работать в группах. Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выявлять причин0 –следственные связи, давать определения понятиям Создание проблемной ситуации: Учитель: Многие люди: социологи, статисты, экономисты называют Японию «Японским чудом. Все ли вы согласны с этим высказыванием? Я предлагаю совершить экскурс в эту загадочную страну и убедится в том , что Япония действительно является уникальной, неповторимой страной во всех отношениях. «Почему Японию называют Японским чудом?» (слайд №3) 4. Подготовка к обобщённой деятельности Формируемые УУД личностные: Представление о Японии как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире, уважение к истории, культуре обычаям страны. Умение толерантно определять своё отношение к разным народам. Коммуникативные : умение работать в парах, группах Регулятивные: использование карт, статистического материала, понимание смысла своей деятельности Метапредметные Регулятивные: работать по плану, выдвигать версии проблемы, подбирать к проблеме теоретическую модель, выражать своё отношение Групповая работа - задания группам: 1 группа: исследователи – Используя форзац учебника, атласы найдите сведения о государстве Япония . Составьте визитную карточку 2 группа географы определяют ЭГП Японии по плану 3группа этнографы : используя статистическую информацию и дополнительные сведения о населении составьте характеристику населения характер определите их отношение к труду 4 группа : культура Японии по представленной информации дайте определения понятий (представленных на доске) и краткую характеристику некоторых культурных обычаев Японцев А) Кимоно Б) Оригами В )Икебана Г) бонсай 5 группа Экономисты «Экономическая модель Японии» 5. Воспроизведение нового материала Выступление групп (остальные работают с предоставленными таблицами) Выступление групп сопровождается показом слайдов, учащиеся подводят итог (слайд) Выступления учителя: Учитель рассказывает о воспитании ребёнка, правильном питании и о поклонах (воспроизведение поклонов с учащимися) Дополнения учителя после выступления группы этнографов Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа: 1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир. 2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным. 3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным. Поклон (Физминутка) Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Правильное питание Каковы же причины долголетия японцев:
Эти памятки лежат у вас на столе, возьмите их себе на память и будьте здоровы! Выступления учителя после группы Культура Японии. Японская культура прочно входит в нашу Российскую жизнь. Уютные уголки Японии есть и у нас в Чесменском районе: кафе суше – бар, в магазинах продают миниатюрные растения «Бонсай», в своих домах некоторые жители создают свои маленькие уголки живой природы, которые даже в суровые зимние дни напоминают о нашей природе. Вы знаете, что в этом году исполняется 170 лет Чесменскому району и я уверена, что Чесменские мастера обязательно выполнят праздничные икебаны, посвящённые этой дате. 6. Контроль (блеф - игра) взаимопроверка. Коммуникативные: умение работать в парах Регулятивные:, понимание смысла своей деятельности Метапредметные Регулятивные: использовать географические умения и знания Учитель: Поставить знак плюс если высказывание верно и минус если не верно. 1. Япония конституционная монархия 2. У Японии не выгодное ЭГП 3. Японцы покладистые и работоспособные люди 4. В Японии не существует традиции дарить журавликов из бумаги. 5. В государстве преобладает государственное регулирование экономики 6. Ведущие отрасли машиностроение, электроэнергетика, металлургия 7. Японцы не получают высшего образования 8. Квалифицированные кадры отличаются высокой квалификацией. 9. Япония страна гор 10. Страна - наоборот. 7. Рефлексия Формируемые УУД личностные: Умение формировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям, Осознание себя как члена общества, Умение толерантно определять своё отношение к разным народам. Коммуникативные: умение работать в парах, группах. Метапредметные Регулятивные: работать по плану, выдвигать версии проблемы, выражать своё отношение Ответы блеф –игры: 1+. 2.- 3+ 4- 5+ 6+ 7- 8+ 9= 10+ Итог урока подводим: Я знаю … Я умею… Мне необходимо работать…. Итог подводит учитель: Вы очень хорошо работали на уроке. Желаю вам удачи во всёх ваших начинаниях и дарю вашему классу на память частичку Японии из сада Японцев. Это Сакура (вишня), которая будет вам напоминать о нашей встрече. Весной, когда зацветает сакура, в Японии наступает волшебное время. Со всех концов мира ценители красоты съезжаются сюда, чтобы насладиться моментом, когда вся страна утопает в белых и бледно-розовых цветах. Великолепие цветущих деревьев трудно выразить словами, однако, как и все в этом мире, оно непостоянно. Спустя всего пару недель нежные цветы облетают, напоминая о том, что красота и молодость недолговечны, и зацветают вновь только через год. – Вот и закончился наш урок. Спасибо вам за работу. Конничива! До свидания! Исследователи (опрос по Японии) Наш статистический центр провёл устный и письменный опрос среди учащихся и педагогов школы. На вопрос. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»? Хотели бы вы побывать в Японии? Почему? -большинство опрашиваемых ответили: восходящее солнце, маленький трудовой народ, дракон, икебана, гейши, кимоно, экзотическая пища, палочки для еды дорогая аппаратура, вулкан Фудзияма, красивые женщины. -на второй вопрос ответили 150 школьников положительно ответили 130 респондентов -82,6% 15 пожелали остаться в России и 2, 4 % ответили , что им хочется побывать в Японии и не хочется. Учитель: Чем по вашему мнению вызван такой интерес к стране? Мы достаточно много информации получили о России. А Япония наш сосед. Древняя мудрость гласит: «Хочешь хорошо жить с соседом, ты должен хорошо знать его культуру, традиции, характер» Материал для выступления групп: Визитная карточка Исследователи - (1 группа -заполнить данные, используя источники географических знаний) Площадь - ( место в мире) Численность населения - млн. чел. Столица - Государственный язык -. Денежная единица – Япония - монархия. Глава государства – император Акихито . Глава правительства- премьер министр. Императорская семья. Акихито – 125 император из династии Ямато (найти данные в учебнике форзац , атлас, статистические данные)
2 группа. Географы (дать характеристику ЭГП используя учебник и атлас, настенную карту) Положение по отношению к морям и океанам- Положение по отношению к сырьевым базам и рынкам сбыта- Ресурсы Японии на суше и морские- 3 группа. Этнографы (Характеристика населения по источникам, предложенным учителем) Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди. Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.
В Японии всеобщее высшее образование . По уровню образования Япония занимает 1 место в мире. Возможно в этом успех японского успеха, колоссальной стойкости её деловых сообществ. Роста корпораций и могущества этой державы Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности — важнейшая черта японского национального характера. «Стыдно делать плохо, нужно делать только отлично»! 4 группа: Знакомит с культурой Японии Кимоно Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Б) Оригами Старинное искусство превращать бумагу в совершенно любой предмет никогда не выйдет из моды. Икебана Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ. Бонсай Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой. 5 группа Экономисты «Экономическая модель Японии» Япония – страна, стоящая на постиндустриальном этапе развития. Каким же образом, имея такие скудные ресурсы, Япония стала лидером в экономике современного мира? Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое «японская модель» развития экономики?
Традиционное трудолюбие японцев. Японец выбирает фирму на всю жизнь. От стажа работы зависит заработная плата. Фирма обеспечивает служащих жильём, медицинским обслуживанием, пенсией. Люди гордятся своей работой и, как правило, искренне привязаны к компании, в которой работают. Чтобы не выглядеть бездельниками японцы не берут отпуска и хозяева вынуждены закрывать предприятия на время отпуска сотрудников Факторы «экономического чуда»? -Государственное регулирование экономики. -Уникальная система управления. - Использование наукоёмких технологий. - Покупка патентов, лицензий и быстрое их внедрение. - Высокая квалификация рабочих. -Особенности японского менталитета- трудолюбие и энтузиазм. Машиностроение: Производство бытовой электроники и роботов – 1 место в мире Производство судов – 1 место в мире Производство мотоциклов – 1 место в мире Производство станков – 1 место в мире Производство автомобилей – 1 место в мире
Блеф - игра 1. Япония конституционная монархия 2. У Японии невыгодное ЭГП 3. Японцы покладистые и работоспособные люди 4. В Японии не существует традиции дарить журавликов из бумаги. 5. В государстве преобладает государственное регулирование экономики 6. Ведущие отрасли машиностроение, электроэнергетика, металлургия 7. Японцы не получают высшего образования 8. Квалифицированные кадры отличаются высокой квалификацией. 9. Япония- страна гор 10. Страна - наоборот. |
Надежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013» Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель... | Конкурс сочинений на тему: «Значимость профессии учителя» С 23 сентября по 4 октября 2013 года в маоу янтыковской сош прошёл конкурс «Моя будущая профессия – учитель!». Пять учеников нашей... | ||
Положение о проведении школьного конкурса «Учитель года 2012» Школьный этап конкурса «Учитель года» (далее конкурс) призван содействовать развитию педагогического мастерства, повышению престижа... | 1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Постановление От 21. 02. 2013 года №336 о подготовке и проведении... Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | Положение о районном конкурсе «Учитель года 2010» Районный конкурс «Учитель года 2010» (далее конкурс) проводится Кяхтинским руо, Районным организационным комитетом, Районным комитетом... | ||
Конкурс «Ученик года» проводится ежегодно. Конкурс «Ученик года-2013» Стимулирование участия учеников школы в общественной жизни, формирование социально активной личности | Конкурс «Мастер года-2013» Областной конкурс «Мастер год- 2013» конкурсное... | ||
Конкурс на лучшую постановку организации работы по предупреждению... | Конкурсы» открыта тема «Стартует городской конкурс \"Учитель года 2012\"!» Специалистам роо, директорам имц, оу, педагогам, желающим принять участие в городском конкурсе «Учитель года» 2012 | ||
Конкурс Лучшее занятие нод по тематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | Конкурс «Учитель года 2013» Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт | ||
Конкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный... Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А | Конкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | ||
Обзор новых нормативных документов в области здравоохранения за период... Провести краевой конкурс «Класс, свободный от курения» с октября 2009 года по май 2010 года | Бакшаева Анна Александровна Учитель начальных классов 2013 Аналитическая... Этот конкурс проводится в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» |