Программа «Фонд образовательных инноваций»
Разработка электронного курса «Макроэкономика» в среде LMS
Ким Игорь Александрович, кафедра Экономической теории
Целью проекта является создание учебного курса в LMS.
Главные цели проекта:
– Повысить доступность и удобство пользования качественными учебно-методическими материалами по курсу «Макроэкономика» как для студентов ВШЭ, так и для других заинтересованных лиц, связанных с изучением макроэкономики (абитуриентов, студентов, преподавателей, слушателей программ второго высшего образования и т.д.).
- Создать предпосылки для появления на базе данного курса в LMS ВШЭ площадки, объединяющей всех заинтересованных данным предметом вне зависимости от их географического положения и позволяющей вести совместную методическую и научную работу, вовлекать в нее обучаемых.
- Использовать весь потенциал уникальных дополнительных возможностей, предлагаемых LMS – мультимедийных, коммуникационных, контрольных.
- Создать для НИУ-ВШЭ конкурентоспособный образовательный продукт, в перспективе не уступающий или превосходящий по своим характеристикам аналогичные инновационные отечественные и зарубежные образовательные продукты.
Задачи проекта:
- Разработать «идеологию» электронного учебного курса. Выделить его важнейшие преимущества по сравнению с традиционным курсом макроэкономики и обеспечить их реализацию.
- Сохранить все наработки и положительные стороны традиционного курса, для которого электронная часть должна являться не альтернативой, а дополнением.
- Полностью обеспечить создаваемый курс электронным контентом, соответствующим разработанной идеологии учебного курса.
- Провести тестирование курса и на основе результатов этого тестирования выработать предложения по дальнейшему совершенствованию как курса, так и системы LMS в целом.
- Сформулировать стратегию дальнейшего развития курса.
|
Целевая аудитория образовательного продукта на базе LMS
Студенты бакалавриата, впервые изучающие курс «Макроэкономика» (факультетов менеджмента, экономики, ГМиУ, и др.) как в Москве, так и в филиалах НИУ ВШЭ, слушатели различных учреждений дополнительного образования ВШЭ (банковского института, ИППС и др., нуждающихся в дополнительных материалах при изучении экономической теории), а также, возможно, студенты других учебных заведений и школьники выпускных классов, интересующиеся экономикой, коллеги, преподающие аналогичные курсы в ВШЭ и других учебных заведениях.
Так как преимущественно я веду занятия на факультете менеджмента, более точно могу оценить аудиторию именно на этом факультете – 100-200 человек. Консервативный прогноз ежедневного числа посетителей ресурса: от 10 до 150 человек в день (по данным статистики посещений сайта macro2004.narod.ru, поддерживаемого мной для подобных целей с 2004 года до настоящего времени).
|
Методика взаимодействия участников образовательного процесса может быть двоякой.
а) Для студентов ВШЭ, у которых я провожу очные занятия, разрабатываемый курс будет являться:
- Источником учебных материалов, дополняющих, но не заменяющих лекции и семинары. Предполагается, что студенты могут скачивать эти материалы перед соответствующим занятием и использовать их на нем, как план занятия, основу для подготовки конспектов и т.д.
- Источником учебных материалов для самоподготовки: кейсов, которые должны быть скачаны и прочитаны перед их обсуждением на семинарах; задач, которые могут быть заранее решены (особенно студентами, имеющими низкий базовый уровень подготовки), или по которым должны быть сформулированы вопросы к преподавателю; планов семинарских занятий для коллег, ведущих семинары в параллельных группах. Последние должны появляться после каждой прочитанной лекции, чтобы обеспечить согласованность лекционных и семинарских занятий.
- Источником дополнительных материалов для самоподготовки: актуальных статей, видеороликов, коллекций ссылок, статистических материалов и т.п.
- Инструментом текущего контроля и самоконтроля. Возможно, в перспективе, если удастся преодолеть проблему «списывания» и «утечки информации» - также и инструментом рубежного контроля, с оперативной передачей результатов в учебные части.
- Средой для выполнения самостоятельных работ, предусмотренных учебным планом (рефератов, эссе и т п.): студенты в системе должны получать задание, требования по его выполнению, исходные данные, распределять между собой темы, отправлять выполненные задания преподавателю и получать его реакцию и оценку за работу.
- Источником организационной информации: объявлений о расписании занятий и контрольных, текущих результатов, оценок за проверочные работы и пр.
- Площадкой для обмена мнениями, инструментом обратной связи с преподавателем, решения текущих вопросов (проблемы с освоением материала, пропуски по болезни и другим причинам, пересдачи и пр.)
б) Для прочих заинтересованных лиц, у которых я занятия физически не веду, разрабатываемый курс может являться:
- Источником учебных материалов, которые могут использоваться для самостоятельного обучения (школьники, студенты), или как пример/основа/дополнительный материал для построения собственных курсов (преподаватели).
- Площадкой для формирования «групп по интересам»: обсуждение текущих макроэкономических событий; обмен данными, ссылками и методическими материалами с их последующим обсуждением; обмен опытом преподавания/обучения; общение и т.д. Разумеется, при превышении числом посетителей критической величины, потребуется уже не моя индивидуальная работа, а работа целой команды. Членами этой команды могут стать как другие преподаватели и аспиранты (работающие как в ВШЭ, так и в других учебных заведениях), так и учебные ассистенты.
| 1. Разработка полного комплекта методических материалов по курсу «Макроэкономика».
- учебных материалов (слайдов к лекциям, заданий к семинарским занятиям)
- материалов для самоподготовки (кейсов, коллекций ссылок по темам курса, коллекций статей по темам курса, мультимедиа-материалов (карты, иллюстрации, видеоролики) по темам курса)
- тестов для самопроверки по темам курса и примерных тем рефератов/эссе с рекомендациями по их подготовке.
2. Перенос всех ранее разработанных материалов в среду LMS.
3. Прикрепление всех студентов, которые должны прослушать «Макроэкономику» в соответствии с учебным планом, к данному курсу.
4. Проведение занятий со студентами в среде LMS.
5. Презентация курса другим всем другим заинтересованным лицам и открытие доступа к курсу для них (при технической возможности).
|
|