Скачать 1.83 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЭКОНОМЕТРИКА Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направления подготовки 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Менеджмента МОСКВА, 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр") , утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") , утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747 - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Экономика, Менеджмент одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013года Разработчик: В.В.Горяинов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Рецензент: доктор физико-математических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, В.Н. Липецкий. © МНЮИ Оглавление Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 13 Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 38 Раздел 8.Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 47 Раздел 10. Источники 89 Раздел 11. Глоссарий (словарь) 90 Раздел 1. Общие положения 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-31 Менеджмент , ПК-32 Менеджмент, ПК-42 Менеджмент, ПК-45 Менеджмент,ПК-1 Экономика, ПК-6 Экономика. на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в Эконометрике. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК. Задачи освоения учебной дисциплины -ознакомление с технологией проведения экономического исследования; -овладение с методом наименьших квадратов и другими широко распространенными эконометрическими методами; - овладение основными классами эконометрических моделей. - овладение компьютерными пакетами прикладных программ, реализующими эконометрические методы; -ознакомление с методами сбора и подготовки исходных данных в соответствии с требованиями эконометрического исследования; -овладение анализом результатов эконометрического моделирования. -ознакомление с направлениями развития и совершенствования эконометрических методов; -овладение основными видами эконометрических моделей, используемых в практике экономического анализа и прогнозирования -ознакомление с количественным анализом социально – экономических процессов на различных иерархических уровнях; - овладение методами прогнозирования экономических показателей на ту или иную перспективу 1.2.Дидактические единицы содержания учебного курса Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы: Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Обобщённый метод наименьших квадратов (ОМНК).Регрессионные модели с переменной структурой(фиктивные переменные).Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. Характеристики временных рядов. Модели стационарных инестационарных временных рядов ,их идентификация. Система линейных одновременных уравнений. Косвенный двух шаговый и трёх шаговый метод наименьших квадратов. Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины. 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Эконометрика» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (бакалавриат), и по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр"), 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Для изучения учебной дисциплины «Эконометрика» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Экономическая теория» и «Теория вероятностей и математическая статистика» Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1. Таблица №1 . Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами
1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: -Комплексный анализ хозяйственной деятельности; -Финансовый менеджмент 1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине
Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий. 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны освоить: 1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК-31 Менеджмент
1.4.2. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-32 Менеджмент
1.4.3. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-42 Менеджмент
1.4.4. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-45 Менеджмент
1.4.5. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-1 Экономика
1.4.6. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-4 Экономика
1.4.7 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны : Знать: 1.требования к технологии проведения экономического исследования; 2.метод наименьших квадратов и другие широко распространенные эконометрические методы; 3.основные классы эконометрических моделей 4. направления развития и совершенствования эконометрических методов; 5.основные виды эконометрических моделей, используемые в практике экономического анализа и прогнозирования. Уметь : 1.пользоваться компьютерными пакетами прикладных программ, реализующими эконометрические методы; 2.собирать и подготавливать исходные данные в соответствии с требованиями эконометрического исследования; 3.проводить анализ результатов эконометрического моделирования. Владеть 1.Количественным анализом социально – экономических процессов на различных иерархических уровнях с помощью эконометрических моделей. 2.Прогнозированием экономических показателей на ту или иную перспективу на базе практических регрессионных уравнений.. Раздел 2. Формирование компетенций 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» и «Экономика» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1.лекции; 2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях); 3.практические занятия; 4. самостоятельная работа; 5.подготовка к зачёту. Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделаз 3.2 и 9 настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену(зачёту) приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения. 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3 Таблица № 3 Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения
2.3.3. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков по эконометрике.. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками построения эконометрических уравнений - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения .. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах., обсуждениях проблем. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий (раздел №7 настоящего УМК). План тренинга включает:
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания эконометрических уравнений и моделей применительно к теме практического занятия. |