Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 469.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации05.11.2013
Размер469.67 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4
Лекция 3. Прогнозирование в рыночной экономике

План:

3.1. Сущность прогнозирования экономического развития

3.2. Методы прогнозирования

3.2.1. Классификация методов прогнозирования

3.2.3. Формализованные методы прогнозирования

3.2.4. Интуитивные методы прогнозирования

3.3. Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России

3.1. Сущность прогнозирования экономического развития

В общем виде под прогнозированием понимается – процесс научных исследований

качественного и количественного характера, направленный на выяснение тенденций

развития народного хозяйства или его республик, отраслей, регионов и т.п., а также поиск

оптимальных путей достижения целей этого развития. Конечным результатом процесса

прогнозирования является система прогнозов.

Прогноз — это комплекс аргументированных предположений, выраженных в

качественной и количественной формах относительно будущих параметров

экономического объекта. Задача прогноза — дать объективное, достоверное

представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи

разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие

экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного

воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что

будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию

экономики.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что

может произойти в будущем, но и разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные перед экономикой предприятия, и возможные пути их достижения.

При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так

и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо

учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня

за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом

направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.

Прогнозирование применяется на предплановой стадии разработки крупных

хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на

перспективу.

Экономическое прогнозирование осуществляется по следующим основным

направлениям:

прогнозирование роста ресурсов - естественных, демографических, национального

богатства, развитие научно- технического прогресса;

прогнозирование динамики - темпы и факторы роста, структурные сдвиги;

прогнозирование потребностей - общегосударственных производственных, личных,

и др.

прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов

производств, территорий;

демографические прогнозы;

политологические прогнозы;

социальные прогнозы;

научно-технические прогнозы;

внешнеэкономические прогнозы;

экологические прогнозы и др.

Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимоувязаны между собой.
В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков. В связи с тем, что преобладающая

часть всех видов продукции реализуется свободно, разработать достоверный прогноз

загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной

информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в

преобладающей части не являются сферой прямого государственного регулирования,

поэтому важно определить, объемов и структуру частного капитала и направления его

использования.

3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Это

обстоятельство относится к исходным, т.к. невозможно получить ни одну достоверную

прогнозную оценку по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. Внутренняя конвертируемость рубля – возможность покупки и продажи

иностранной валюты в обмен на национальную внутри страны и наоборот.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой

предпосылкой плановых расчетов.

Одна из важных задач прогнозирования - предсказание так называемых пороговых

величин процессов развития, выявление возможных сроков крупных сдвигов,

знаменующих качественное изменение изучаемых процессов. Например, в

прогнозировании развития энергетики такими порогами могут быть появление и

распространение качественно новых способов получения энергии и др.

В процессе прогнозирования используются следующие два подхода.

Сущность первого - прогнозировать, начиная от момента составления прогноза,

постепенно проникая от имеющегося базиса информации в будущее. Сущность второго -

определить будущие цели и ориентиры, а уже от них постепенно двигаться к настоящему.

29
В первом случае имеем поисковое (генетическое) прогнозирование, во втором -

нормативно- целевое прогнозирование. С удлинением периода прогнозирования, как

правило, нормативный его характер усиливается, поскольку на развитии в отдаленные

сроки меньше сказываются сложившиеся на сегодня условия.

Прогнозирование опирается на математико-статистический инструментарий и

использование вычислительной техники. Цель прогнозирования состоит в создании

научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики;

вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства,

учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных

последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-

экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений.

В зависимости от цели прогнозирования они прогнозы делятся на:

- познавательные - подразумевающее описание возможных или желательных

перспектив, состояний, будущего;

- управленческие - предполагающее использование информации о будущем при

принятии решений.

Процесс разработки прогнозов основывается на научных методах познания

социально-экономических явлений и использовании совокупности методов, средств и

способов экономической прогностики.

По масштабу прогнозных разработок выделяют:

прогнозы макроэкономические (народнохозяйственные), межрегиональные и

межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-

энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального

и др.);

прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства,

транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального

производства, непроизводственной сферы)

прогнозы региональные - национально-государственных и административно-

территориальных образований в составе Российской Федерации;

прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и

организаций);

прогнозы отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на:

дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет).

долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет)

среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет);

краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года);

оперативные (период упреждения до одного месяца);

Под периодом упреждения понимается отрезок времени от момента, для которого

имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к

которому относится прогноз.

Многообразие используемых в практической деятельности прогнозов образует

определенную систему. Под системой социально-экономического прогнозирования

следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки

прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды

прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и

социального развития и др.

Экономические прогнозы исследуют перспективы развития отдельных элементов

производительных сил и производственных отношений: производительность труда;

использование и воспроизводство трудовых ресурсов; объем и структуру основных

фондов; объем и структуру инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста:

30
развития отраслей и народнохозяйственных комплексов; динамику, объем, состав и

качество выпускаемой продукции и др.

Прогнозы природных ресурсов - исследуют перспективы вовлечения в

хозяйственный оборот природных ресурсов: топливных и минеральных, ресурсов

Мирового океана, всех видов энергий, растительный и животный мир, а также охрану

окружающей среды и др.

Научно-технические прогнозы исследуют перспективы достижений научно-

технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение

производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития

науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и

прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-

технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-

технического прогресса и др.

Демографические прогнозы исследуют перспективы движения народонаселения и

воспроизводство трудовых ресурсов, численность и естественное движение населения

(рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу, уровень

занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный

состав и др.

Прогнозы социального развития исследуют перспективы потребления

населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный

товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и

профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-

коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.

Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни

его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше

прогнозов, т.е. носит комплексный характер. Разработка прогноза – это поиск возможного

реалистического и экономически обоснованного развития народного хозяйства. Любой

прогноз имеет варианты развития с определенной степенью вероятности и содержит

материалы, необходимые для разработки и принятия обоснованных управленческих

решений.

Прогнозирование как процесс основано на использовании прогностических

методов. Прогнозирование - позволяет прогнозировать социально-экономические

процессы, поддающиеся и не поддающиеся планированию. К неподдающимся

планированию относятся: демографические процессы, текущий спрос населения на

предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и

половозрастная структура населения и некоторые другие. Прогнозирование базируется на

следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности,

альтернативности, целенаправленности и др.

Принцип системности - предполагает рассмотрение объекта в его связи и

зависимости с другими процессами и явлениями, исследование количественных и

качественных закономерностей, построение такой логической цепочки исследования,

согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от

определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности

всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть

более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

Принцип научной обоснованности – основывается на: учете требований

экономических законов, применении научного инструментария, изучении достижений

отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов, использовании методик и

моделей, как условия научного формирования системы прогнозов их обоснованности,

действенности и своевременности.

Принцип целенаправленности - предполагает целенаправленный характер

прогнозирования, т.е. содержание прогноза не должно сводится только к предвидению, а

включать и цели, которые желательно достигнуть.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям -

характеризует не только процесс выявления тенденций развития, но и оценку

устойчивости тенденций и взаимосвязей, а также, создание теоретического аналога

реальных экономических процессов.

Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера

экономических и социальных процессов. Это означает необходимость оценки как

господствующих тенденций, так и сложившихся отклонений, определение возможной

области их расхождения, а также оценку вероятности их реализации в будущем.

Принцип альтернативности - предполагает выбор вариантов развития по разным

траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Переход от

имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития

основан на построении альтернатив, т.е. определения нескольких возможных, а зачастую

и противоположных, взаимоисключающих путей развития.

Принцип историчности - предполагает рассмотрение прогнозируемых явлений и

процессов во взаимосвязи их исторических форм. Другими словами, в процессе

прогнозирования необходимо исходить из того, что состояние исследуемого объекта есть

закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный

результат его развития в прошлом и настоящем.

Основными задачами прогнозирования являются:

накопление научного материала для обоснованного выбора прогнозных решений;

оценка состояния объекта прогнозирования;

научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и

тенденций;

исследование объективных взаимосвязей социально-экономических явлений

развития народного хозяйства в конкретных условиях места и времени;

выявление альтернатив экономического и социального развития;

выбор и обоснование варианта прогноза.

Научный анализ прогнозов осуществляется в три стадии: ретроспекция, диагноз,

проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется

история развития объекта для получения его систематизированного описания. На этой

стадии осуществляется сбор и обработка информации, оптимизация состава источников,

уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта

прогнозирования.

Диагноз — этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное

описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора

моделей, методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск