Скачать 0.82 Mb.
|
МЕНЕДЖМЕНТ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ)Вопрос 1. Новая парадигма организации управления в России1. Прежняя парадигма управления базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства. Экономическая теория социализма обосновала необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, ориентации производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытости единого народнохозяйственного комплекса страны. Управление экономикой СССР строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами (моноцентризм). 2. Рыночные реформы потребовали новой управленческой парадигмы. Ее основные положения: • децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство должно использовать только такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок; • переход к полицентрической системе хозяйствования. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, с другой - упрощает систему управления народным хозяйством; • сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны; • формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации. Вопрос 2. Организация как основа менеджмента1. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Требования к организации: а) наличие по как минимум двух людей, которые считают себя частью этой группы; б) наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены группы; в) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель. 2. Существуют формальные и неформальные организации, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых. 3. Стадии жизненного цикла организации: • рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок; • детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; • зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; • старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; • возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма. Вопрос 3. Общие характеристики организаций 1. Потребление ресурсов - это люди (человеческие ресурсы), капитал, технология, материалы, энергия и информация. Главная задача организации в области использования ресурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. 2. Зависимость от внешней среды. Термин внешняя среда вбирает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию. 3. Разделение труда. А) Горизонтальное, например, разделение на производство, маркетинг и финансы. Б) Вертикальное - отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. 4. Все организации имеют структуру. Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. 5. Все организации нуждаются в управлении. Даже в самых малых организациях деятельность должна координироваться из одного центра. Вопрос 4. Новая система взглядов на управление 1. Современная система взглядов на управление сформировалась в 70-80-е годы под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технических прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. В послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все больше ориентировалось на специализированные запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность. 2. Основные положения новой системы взглядов на управление:
З. Были сформулированы новые принципы управления: • лояльность к работающим; • ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали; • атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей работающих; • установление долевого участия каждого работающего в общих результатах; • своевременная реакция на изменения в окружающей среде; • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; • непосредственное участие менеджеров в работе групп как условие согласованной работы; • умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер; • этика бизнеса - золотое правило менеджмента; • честность и доверие к людям; • качество личной работы и его постоянное улучшение. Вопрос 5. Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание Для повышения результативности труда управляющих применяется специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности. Происходит разделения труда менеджеров. Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая, территориальная специфика. Разделение труда менеджеров бывает вертикальное и горизонтальное. Вертикальное построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень (50 - 60% общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за подготовку информации для высших менеджеров и обеспечение достижения целей организации в целом. Это менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень (3-7 %) - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На каждом уровне управления есть горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагает специализацию по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы). Учитывая виды и сложность выполняемых работ, выделяют руководителей (принятие и организация выполнения решений), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса). Вопрос 6. Менеджмент как искусство и наука 1. Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реализация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социотехнические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. 2. На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знании об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века. |