1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар «Методология проведения экономических исследований».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080100.62 Экономика, протокол от 02.07.2010 г. № 15;
Образовательной программой
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – по направлению 080100.62 Экономика, утвержденным в 2011 г.
2.Цели освоения дисциплины
Целями освоения НИС «Методология проведения экономических исследований» являются формирование у студентов компетенций, необходимых для проведения прикладных исследований.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС
В результате освоения НИС «Методология проведения экономических исследований» студент должен уметь применять основные понятия, категории и инструменты экономической науки.
Изучение курса ставит следующие задачи:
формирования у студентов способности обзора и анализа научной литературы, выбора направления и темы научного исследования, формулирования научных проблем;
выработки у студентов умений и навыков проведения научных исследований: сбора эмпирического материала и его теоретического обобщения, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования;
выработки у студентов навыков научной дискуссии и презентации результатов научных исследований, подготовки и написания научных работ.
В результате освоения НИС студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дискрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в экономике
| ОНК-1
| Применяет инструментарий теоретического и экспериментального исследования в экономике, владеет навыками теоретического анализа и экспериментального исследования
| Решение качественных, стандартных и нестандартных задач на семинарских занятиях, анализ кейсов
|
готов к организационно-управленческой работе с малыми коллективами
| ИК-3
| Берет на себя ответственность за организацию работы в группе из 2-4 человек
| Работа в группах на семинарских занятиях; выполнение различных форм текущего контроля в малом коллективе
|
готов работать с информацией из различных источников
| ИК- 4
| Владеет навыками поиска и анализа качественной и количественной информации, анализа материалов печатных и электронных СМИ, экспериментальных данных с целью решения задач в экономической сфере
| Поиск и обработка информации для выполнения различных форм текущего контроля
|
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| СЛК-4
| Демонстрирует знание основных методов и инструментов теоретического анализа и экспериментального исследования, применяет знания на семинарских занятиях и при выполнении различного рода устных и письменных работ
| Лекционные и семинарские занятия, дискуссионные технологии.
|
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| СЛК-6
| Воспроизводит логику анализа экономических проблем при письменном и устном изложении найденного решения; демонстрирует способность внятно объяснить экономический смысл изучаемой проблемы
| Доклады на семинарских занятиях, написание эссе, рефератов
|
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| СЛК-7
| Берет на себя ответственность за решение отдельных вопросов в общей задаче, решаемой группой из 2-4 человек; проявляет активность в обсуждении общих вопросов
| Работа в группах на семинарских занятиях; выполнение различных форм текущего контроля в малом коллективе
|
способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации,
научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных
экономических задач
| ПК-4
| Владеет навыками поиска и анализа статистической информации, анализа материалов печатных и электронных СМИ, экспериментальных данных с целью решения задач в экономической сфере
| Подготовка эссе, рефератов, работа с кейсами в качестве домашнего задания
|
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
| ПК-5
| Демонстрирует навыки использования пакетов прикладных программ при выполнении расчетных и аналитических экономических задач
| Решение качественных и количественных задач; выполнение домашних расчетных работ; анализ кейсов
|
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной
статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции
изменения социально-экономических показателей
| ПК-8
| Владеет навыками анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне и на макроуровне
| Лекционные и семинарские занятия.
|
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| ПК-9
| Демонстрирует умение анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Лекционные и семинарские занятия. Выполнение расчетных и качественных задач
|
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
| ПК-12
|
| Демонстрирует навыки работы с персональным компьютером и использования пакетов прикладных программ, владеет навыками использования сети Интернет для поиска и передачи информации с целью решения экономических проблем и задач
|
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Микроэкномика 1,2
Макроэкономика 1,2
Теория вероятностей и математическая статистика
Математический анализ.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Уметь анализировать процессы, происходящие в экономической системе РФ и других стран
Понимать логику принятия решений относительно потребления/сбережения и влияние характеристик финансовой системы и состояния основных макроиндикаторов на такие решения
Овладеть навыками моделирования широкого спектра макро- и микроэкономических процессов.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовых работ, бакалаврских и магистерских диссертаций, исследовательских проектов.
5.Тематический план НИС
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
Лекции
| Семинары
|
|
1
| Моделирования макроэкономической динамики
| 26
| 4
| 4
| 18
|
2
| Теоретические основы макромоделирования поведения домохозяйств
| 28
| 4
| 4
| 20
|
3
| Финансовый кризис и глобальная экономика
| 26
| 4
| 4
| 18
|
4
| Ликвидность как третье измерение в системе «риск-доходность»
| 28
| 4
| 4
| 20
|
|
| 108
| 16
| 16
| 76
|
6.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 2 год
| Параметры
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
|
| *
|
|
| Письменная реферативно-исследовательская работа объемом 3-4 тыс. слов
|
Итоговый
| Зачет
|
|
| *
|
| Зачет в устной форме
|
Критерии оценки знаний, навыков
Контрольная работа.
Критерии:
наличие понимания содержания статьи на уровне не менее 70% условного максимума
содержательный доклад, отражающий современное состояние рассматриваемой в статье проблематики и оценку степени актуальности результатов исследования
Зачет.
Критерии:
четкие ответы на вопросы билета
четкие ответы на дополнительные вопросы, знание базовый моделей, обсуждаемых в вводной части курса
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется -
Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
О
накопленная= 2/3*
Отекущий + 1/3* О
аудиторная где О
текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
Отекущий =
n1 Оконтр.рабпри этом
n1 = 1.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зачСпособ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
7.Содержание НИС
Раздел 1. Моделирования макроэкономической динамики.Модель пересекающихся поколений (OLG): теоретические основы и варианты применения.
Базовый случай без производства.
Модель Даймонда с неоклассической функцией производства.
Модель Гейлора с двумя секторами.
Количество часов аудиторной работы: 4 лекции, 4 семинара
Количество часов самостоятельной работы: 18
Литература по разделу:
Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».
Diamond, Peter (1965), "National debt in a neoclassical growth model", American Economic Review 55 (5): 1126–1150.
Galor, Oded (1992), "A Two-Sector Overlapping-Generations Model: A Global Characterization of the Dynamical System", Econometrica 60 (6): 1351–1386.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Индивидуальная работа над статьями, обсуждение в группах
Групповая подготовка кейсового задания
Раздел 2. Теоретические основы макромоделирования поведения домохозяйств.Функция полезности домохозяйства. Модель межвременного выбора: потребление/сбережение, потребление/сбережение с финансовым рынком, потребление/сбережение с инвестированием. Теорема о сепарабельности Фишера как основа теории инвестиций.
Количество часов аудиторной работы: 4 лекции, 4 семинара
Количество часов самостоятельной работы: 20
Литература по разделу:
Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».
Fisher, Irving (1930), “The Theory of Interest”, New York: The Macmillan Co.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Индивидуальная работа, обсуждение в группах
Индивидуальная расчетная работа
Раздел 3. Финансовый кризис и глобальная экономика.Мировая финансовая система, взаимосвязь элементов.
Финансовый кризис: причины, механизм развития и основные фазы.
Количество часов аудиторной работы: 4 лекции, 4 семинара
Количество часов самостоятельной работы: 18
Литература по разделу:
Конспект лекций по курсу «Макроэкономика».
Ricardo J. Caballero & Emmanuel Farhi & Pierre-Olivier Gourinchas, 2008. "An Equilibrium Model of "Global Imbalances" and Low Interest Rates," American Economic Review, American Economic Association, vol. 98(1), pages 358-93, March.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Индивидуальная работа над статьей, обсуждение в группах
Раздел 4. Ликвидность как третье измерение в системе «риск-доходность».Общее понятие ликвидности. Виды ликвидности. Ликвидность на микро- и макроуровне.
Пузыри: положительные и отрицательные эффекты.
Государство как регулятор уровня ликвидности в экономике.
Связь современных трактовок ликвидности с классическими работами Кейнса, Хайека, Даймонда.
Количество часов аудиторной работы: 4 лекции, 4 семинара
Количество часов самостоятельной работы: 20
Литература по разделу:
Конспект лекций по курсу «Макроэкономика»
Emmanuel Farhi & Jean Tirole, 2012. "Bubbly Liquidity," Review of Economic Studies, Oxford University Press, vol. 79(2), pages 678-706.
Diamond, Peter (1965), "National debt in a neoclassical growth model", American Economic Review 55 (5): 1126–1150.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Индивидуальная работа над статьей, обсуждение в группах
8.Образовательные технологии
Методические рекомендации преподавателю
Для успешного освоения студентами курса НИС «Методология проведения экономических исследований» необходимо использовать в целях иллюстрации рассматриваемых на занятиях теоретических концепций максимально широкий спектр статей из прикладных аналитических журналов: The Economist, Эксперт и т.п.
Методические указания студентам
Для успешного освоения курса НИС «Методология проведения экономических исследований» необходимо использовать базовые учебники по курсам «Микроэкономика», «Теория вероятностей» и «Макроэкономика» согласно программам данных курсов.
9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Примерные задания для текущего контроля:
1. Подготовка выступления по статье П. Даймонда «Национальный долг в неоклассической экономике»Выполнение работы на семинаре будет включать следующие пункты:
Сформулировать и обосновать проблему исследования, поставленную в данной статье.
Сформулировать и обосновать гипотезы, которые, по вашему мнению, выдвинул автор при написании данной статьи.
Сформулировать цель статьи (помнить, что цель может быть только одна).
Описать ключевые предпосылки модели
Что такое «золотое правило»
Сформулировать полный вывод равновесия для частного случая: функция Кобба-Дугласа
Сформулировать ключевые результаты статьи, актуальные в свете сегодняшней экономической ситуации
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС
Базовый учебник
Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют Пер. с англ. В.С. Автономова. М., 2004.
Основная литература
Коэн и др. Введение в логику и научный метод. / М. Коэн, Э. Нагель; пер с англ. П.С. Куслия. Челябинск, 2010.
Дополнительная литература
Diamond, Peter (1965), "National debt in a neoclassical growth model", American Economic Review 55 (5): 1126–1150.
Galor, Oded (1992), "A Two-Sector Overlapping-Generations Model: A Global Characterization of the Dynamical System", Econometrica 60 (6): 1351–1386.
Emmanuel Farhi & Jean Tirole, 2012. "Bubbly Liquidity," Review of Economic Studies, Oxford University Press, vol. 79(2), pages 678-706.
Ricardo J. Caballero & Emmanuel Farhi & Pierre-Olivier Gourinchas, 2008. "An Equilibrium Model of "Global Imbalances" and Low Interest Rates," American Economic Review, American Economic Association, vol. 98(1), pages 358-93, March.
Fisher, Irving (1930), “The Theory of Interest”, New York: The Macmillan Co.
Справочники, словари, энциклопедии
Любая доступная справочная и энциклопедическая экономическая литература или электронные издания.
Программные средства
Для успешного освоения НИС, студент использует следующие программные средства:
Дистанционная поддержка НИС
Дистанционная поддержка дисциплины предусмотрена в системе LMS.
11.Материально-техническое обеспечение НИС
Для проведения лекций, семинаров, сопровождения докладов необходимо использование медиа-оборудования.