Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 240.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер240.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

Газета «Русские Славяне» -в №5 Эк. теория

Научно-историческая, общественно-политическая газета

Виртуальный (электронный) выпуск №5, Январь, 2008

Возвращаемся к обсуждению «Элементов экономической теории для Славян».


Читатели нашего журнала уже имели возможность ознакомится с «нашей экономической теорией» в статьях, опубликованных в журнале «Русские Славяне» в №3,5,7,8,9,10,12.

Все статьи были направлены на разъяснение основного вывода «нашей теории» о том,

что в процессе труда человек умножает стоимость, создавая новый продукт из применяемых материалов (ресурсов). И это естественно, потому что в продукте труда содержится что-то еще, кроме исходных материалов, что делает продукт труда дороже (и в несколько раз, т.е. стоимость умножается). Это что-то - психофизическая компонента затрат человека, которая и есть добавленная стоимость в продукте труда человека.

Эта идея в корне меняла «наши марксистские представления», вытекающие из его (К.Маркса) теории о создании прибавочной стоимости рабочей силой при разделении рабочего времени на необходимое и прибавочное в процессе производства.

Наши «разъяснения» не воспринимались знакомыми учеными-экономистами, почему и потребовалось столько статей в журнале и необходимость издать их отдельным сборником «Элементы экономической теории для Славян» (изд. ООО «Ринг», Рязань,2004г, тир.-100 экз.).

Неожиданное подтверждение наших идей мною было найдено в конце марта 2005г в информационной статье П.Г.Кузнецова, размещенной на сайте www.influx.ru\article 112.html о Сергее Андреевиче Подолинском (1850-1891)*, озаглавленной «Его действительное открытие…». П.Г.Кузнецов в своей статье отмечает: «Так произошло и с Сергеем Андреевичем Подолинским, изучавшим вопрос: может ли существовать такой класс процессов природы, который характеризуется коэффициентом полезного действия свыше ста процентов? Историческая традиция современной науки до работ И.Пригожина отвечала совершенно однозначно: «Нет!».

Сергей Андреевич Подолинский еще в 1880 году ответил: «Да».

Таким процессом, который характеризуется коэффициентом полезного действия свыше ста процентов, является человеческий труд! Изучив весьма тщательно «Капитал» К.Маркса, он поставил перед собой сверхзадачу – найти естественнонаучные основы социализма».

И мне, как экономисту, стало сразу ясно, над чем работал С.А.Подолинский. И я снова заглянул в Интернет, чтобы поискать там информацию о С.А.Подолинском. Меня привлекла глава 5 из книги В.С.Чеснокова «Сергей Андреевич Подолинский», М., Наука,2001г., которая называлась: «Предтеча В.И.Вернадского в энергетической трактовке эволюции природы и общества». В ней излагалось содержание большой основной работы С.А.Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии», опубликованной в ежемесячном журнале «Слово» (1880, №4\5,с.135-211).Статья, пишет В.С.Чесноков, вызвала столь широкий резонанс, что за короткое время была переведена и опубликована с некоторыми изменениями и дополнениями ведущими европейскими социалистическими изданиями. С.А.Подолинский послал свою статью К.Марксу и получил от него благожелательный отзыв. Сохранился конспект К.Маркса этой работы С.А.Подолинского».

К сожалению, конспект стал известен только после 90-х годов теперь уже прошлого века, пролежав в ИМЭЛ более 70 лет. Если бы наши экономисты смогли узнать о работах С.А.Подолинского раньше, может быть теория социализма получила бы совершенно другое, не совсем марксистское, содержание. Поэтому видно и продержали конспект К.Маркса в ИМЭЛ на полке.

В своей работе С.А.Подолинский, на примере растений, показывает, что они в процессе преобразования солнечной энергии накапливают превратимую энергию, а труд человека, примененный к этому преобразователю, увеличивает количество превратимой энергии (например, в зерне) в соотношении 1ккал\22ккал, т.е. в несколько раз. С.А.Подолинский дает совершенно оригинальное определение понятия труда: «Труд есть такое потребление механической и психологической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности». Он отмечает, что труд людей имеет способность превращать в высшие формы, годные для удовлетворения потребностей, количества энергии в 10 раз превышающие его собственную величину, т.е. труд при своем потреблении с помощью растений, домашних животных, машин сберегает энергии в 10 раз больше, чем он сам заключает в себе, а в будущем сбережение может возрасти до 15 и более раз.

Это как раз то, что мы пытались доказать в своих статьях отмечая, что «труд человека умножает стоимость», или ценность продукта труда по сравнению со стоимостью материалов, из которых он создан. Только С.А.Подолинский доказывал это на примере приложения труда человека к производству превратимой, т.е. годной к потреблению, энергии растениями.
Но это ведь и есть форма стоимости, если перевести энергетические единицы (калории) в стоимостные (денежные и ценовые) единицы.

Т.е. человек, потребляя в процессе труда (и жизнедеятельности) превратимую природную энергию выдает (рождает) в форме результатов своего труда стоимости в несколько раз больше, чем стоимость потребленной превратимой энергии и примененного природного материала.
В своей работе С.А.Подолинский не соглашается с К.Марксом по поводу значения отдельных частей машин. Он пишет, что «мы никак не можем согласиться с мнением К.Маркса о большей важности рабочей машины в сравнении с двигателем. Рабочей машине мы можем приписать только сбережение энергии при работе, как мы его приписываем, например, простейшим орудиям вроде ножа, топора, веретена и т.д.

Совершенно иное значение имеют двигатели. Некоторые из них даются человеку даром, без всякого труда и даже при своем потреблении не требуют почти никакой прибавки энергии со стороны человека. К таким природным двигателям относятся сила ветра и сила падающей воды. Никто не станет расходовать энергию на изготовление паруса, если он не будет экономить мускульную силу гребцов – физиологический источник мощности,- заменяя эту мощность на улавливаемый поток энергии (мощность) ветра…

Как только мы начинаем обсуждать управление потоками энергии, так сразу исчезают все

трудности, так как поток энергии, захватываемый тем или иным устройством, и является силой природы, поставленной на службу человеку взамен его мускульной силы. Улавливание и использование того или иного потока энергии суть усиление мощности, а человеческий труд можно считать усилителем мощности (выделено мною). Фотосинтез, улавливающий поток солнечной энергии и обеспечивающий этим рост и развитие растений, также служит примером усиления мощности».

Уже ознакомившись с идеей С.А.Подолинского и понимая его в свете наших идей, опубликованных в «РС» в статьях под рубрикой «наша экономическая теория», я с удовлетворением для себя отметил, что нашелся третий человек,** который понял, о чем идет речь в «нашей теории», только случилось это за 120 лет до того, когда эти идеи пришли в голову к нам с Анатолием Ивановичем Тесленко, который умер в августе 2004г, так и не узнав о С.А.Подолинском. Очень отрадно, что вклад С.А.Подолинского в Русскую цивилизацию отметил Л.Г.Антипенко в статье «Слово о Русской цивилизации», опубликованной в нашем журнале «РС» №17,2007 г. Еще раз хочу сказать, что очень жаль, что труды С.А.Подолинского стали достоянием наших ученых - экономистов только спустя 120 лет. Если бы они были доступны для изучения раньше, страна могла пойти совсем другим экономическим путем, иметь совершенно другой вектор развития, а не идти по рельсам государственного (космополитического) капитализма, хорошо описанного К.Марксом как форма и идея социализма, но где труд человека не получил достойной оценки. Перевод стрелок на другие рельсы прозорливо увидел С.А.Подолинский, разрабатывая естественнонаучные основы социализма, плодами которых воспользуется теперь уже ХХI век.

------------------------------------

* С.А.Подолинский окончил физико-математический факультет Киевского университета в 1871году и в 1876 году-медицинский факультет Вроцлавского университета.
** Я всегда говорил А.И.Тесленко: «Ты найди мне третьего человека, который поймет, о чем мы пишем, тогда можно сказать, что мы трудились не зря и тогда это поймут другие.
В.С.Разживин,

гл. редактор газеты «РС»

г.Рязань, апрель, 2007 г.
Приложение

Вечные имена отечественной философии:

Сергей Андреевич Подолинский (1850 - 1891)
В последние десятилетия в отечественную философию и науку возвращается творчество Сергея Андреевича Подолинского. Оно тесно связано с универсальной (философской) и естественнонаучной картиной мира, с историей национально-культурного и демократическо-социалистического обновления общества в нашей стране и за рубежом. Цель небольшой биографической справки - познакомить донецкого читателя (в условиях дефицита местной литературы по теме) с жизнью и идеями этого замечательного новатора.

Человек больших дарований, яркая личность - Сергей Андреевич привлекает внимание своей неординарной и трагической биографией, девизом которой вполне может служить: "Светя другим - сгораю!". В судьбе этого человека есть многое, что напоминает творческие искания и личные трагедии его знаменитых современников - гуманиста Фёдора Михайловича Достоевского и ниспровергателя мировоззренческих догм Фридриха Ницше.

Со многими известными современниками Сергей Андреевич был знаком лично или состоял в переписке. Тем не менее большинство его работ было опубликовано анонимно. Это дало основание выдающемуся отечественному учёному Владимиру Ивановичу Вернадскому считать С.А. Подолинского "забытым научным новатором". Видя в нём одного из предшественников учения о биосфере и ноосфере, В.И. Вернадский писал: "История идей, относящихся к энергетике жизни, взятой в рамках космоса, указывает на почти непрерывный ряд мыслителей, учёных и философов, приходивших более или менее независимо к одним и тем же идеям, но не углублявших поставленные ими проблемы (...) Мы находим краткие, но совершенно ясные указания, мысли и факты на энергетическое отличие живого от мертвого - уже в трудах основателей термодинамики - у Р. Майера, В. Томсона (лорда Кельвина), Г. Гельмгольца. Эти указания не были поняты и оценены (современниками - В. П.). Уже позже и самостоятельно, рано умерший С.А. Подолинский понял всё значение этих идей и старался их приложить к изучению экономических явлений. Эти идеи играют большую роль в концепциях философов, в философии Г. Берг-сона в особенности" [1].
Сергей Андреевич Подолинский родился в имении родителей - в селе Ярославка Звенигородского уезда Киевской губернии - в июле 1850 года. Передо мной его портрет - портрет духовного аристократа, неуловимо напоминающий облик Григория Саввича Сковороды: высокий лоб, тонкие черты лица, прекрасные кельтские глаза. - Откуда все это? Романисты начинают, обычно, историю своих героев за год до их рождения. Генеалогия жизни и творчества Сергея Андреевича уводит нас на столетие раньше, к его старшим родственникам - активным участникам общественной жизни России, Франции и Речи Посполитой второй половины XVIII столетия.
О его прадеде по отцу - Науме Подолинском - сведения не сохранились. (И это понятно. В те времена представители неаристократического сословия редко сохраняли фиксированную память о прадедах.) Сын канувшего в Лету предка, Иван Наумович Подолинский был воспитанником Киевской духовной академии, служил по судейской линии и выслужил чин действительного статского советника. Его сын - Андрей Иванович (отец Сергея Андреевича) - получил хорошее образование в Петербурге, имел славу стихотворца, печатался в литературных альманахах пушкинской эпохи, встречался в повседневной жизни и в литературных салонах с А.С. Пушкиным и А. Мицкевичем. За литературные заслуги Андрей Иванович был жалован Петербургским двором званием камергера. В 1838 году он женился на княжне Марии Сергеевне Кудашевой, числившей в числе своих предков, помимо русско-тюркских корней, представителей польских (Потоцкие) и французских аристократических фамилий (Шуазели и Гуффье), в том числе деда Мари-Габриеля-Флоранс-Огюста Шуазеля, посла Людовика XVI в Константинополе, который эмигрировал в Россию при Екатерине II.
Французский прапрадед С.А. Подолинского родился и жил в "век Просвещения". Он был членом двух французских академий (по разряду античной культуры и этнографии провинций Оттоманской империи), интересовался современным бытом народов страны пребывания. Сохранив верность династии Бурбонов, Шуазель-прапрадед не вернулся в революционную Францию. Туда он приедет умирать только после Реставрации. Собранная им коллекция "антиков" и поныне хранится в Лувре.
Сын посла-эмигранта, прадед Сергея Андреевича, - граф Октавий Шуазель-Гуффье - верно служил новой родине, воевал в армии Суворова в чине подполковника. Первым браком он был женат на фрейлине царского двора графине Виктории Феликсовне Потоцкой. Их дочь Матильда-Жозефина приходится бабушкой Сергею Андреевичу.
По линии тетки - дочери другого родовитого предка, деда - херсонского предводителя дворянства князя Сергея Даниловича Кудашева, - С. А. Подолинский находился в двоюродном родстве с выдающимся представителем отечественной философии Николаем Александровичем Бердяевым.
Экскурс в родословную семьи Сергея Андреевича дает возможность акцентировать плодотворное пересечение различных культурных и этнических линий в семье-династии Подолинских и показать, насколько парадоксальны историческо-ментальные корни создателей отечественной культуры. Правнук француза и польки, потомок украинцев и (обрусевших еще с XVII века) тюркских князей-мурз, он ощущал себя украинцем, просветителем по культуре и социалистом по убеждениям - защитником обездоленных народных масс от Таврии до Галиции и от Берингова пролива до Прованса. Убеждения Сергея Андреевича Подолинского сложились не стихийно, а стали плодом оригинального мировоззренческого синтеза фактов естествознания и анализа социальных противоречий в пореформенной России и в викторианской Западной Европе.
Другими словами, он принадлежал к поколению молодежи, представители которого, по свидетельству современника, носили в одном кармане "Кобзарь" Тараса Шевченко, а в другом - "Капитал" Карла Маркса. Украинские народники -"хлопоманы" - уже в то время были готовы говорить "мужикам": "земля ваша, заводы и пр. - также, средство (изменения формы собственности - В. П.) - захват путем народной революции" (С. А. Подолинский - В.Н. Смирнову от 17.05.1875).
Получив домашнее воспитание в имении отца, Сергей Андреевич Подолинский семнадцати лет поступает на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, которое оканчивает с отличием в 1871 году и получает степень кандидата естественных наук. Семидесятые годы были периодом активного народническо-социалистического движения и С.А. Подолинский включается в работу революционных кружков в Киеве и в Петербурге. Ищет он и своё место в жизни. Позже (в письме к В.Н. Смирнову) Сергей Андреевич писал: "наш идеал расселиться по всей Украйне ... Некоторые женились на крестьянках и теперь также иные думают поступить" (С. А. как бы предчувствует свою судьбу - в 1877 году он женился "на дочери небогатого полтавского землевладельца"). В 1872 году С.А. Подолинский уезжает за границу для продолжения образования и приобретения профессии медика, которая помогла бы ему "уйти в народ".
В Париже С.А. Подолинский слушал лекции знаменитого ученого Клода Бернара, о котором позже опубликовал статью в журнале "Дело" (1879). Своё медицинское образование Сергей Андреевич продолжает в Цюрихском университете и в Физиологическом институте в Бреславле (Германия). Здесь в 1876 году он защитил диссертацию и получил ученую степень доктора медицины. (Позже, во время пребывания в Бреславле в 1877 году, Иван Петрович Павлов, будущий академик и лауреат Нобелевской премии, ознакомился с результатами научных исследований С.А. Подолинского и, "примыкая к данным Подолинского" (слова И.П. Павлова), использовал их в своих научных исследованиях.) Медицинский факультет Киевского университета, после дополнительных испытаний, в свою очередь, присвоил С.А. Подолинскому "степень лекаря".
Совмещая получение медицинского образования с общественно-политической деятельностью, С.А. Подолинский посещает Львов (тогдашний Лемберг), Вену, Париж и Лондон. В Цюрихе он общается с революционно настроенными студентами из России и Галиции. В Лондоне С.А. Подолинский лично (при посредстве П.Л. Лаврова) знакомится с К. Марксом и Ф. Энгельсом. (Еще в Киеве, будучи студентом, С.А. Подолинский получил представление об экономической теории К. Маркса, изучая работы Н.И. Зибера.) В цюрихском окружении Сергея Андреевича революционно настроенные студенты из России обсуждали идеи Д. Рикардо, А. де Сен-Симона, Э. Кабэ, Т. Мальтуса, спорили о роли в российской истории Степана Разина, о месте славян в мировой истории,

о последствиях грядущей революции для судеб цивилизации.
Сергей Андреевич принял деятельное участие в издании подпольного революционно-демократического журнала "Вперёд!". Его энергию и весомый материальный вклад в издание журнала отметил властитель дум российской молодёжи того времени

П.Л. Лавров, который поручил С.А. Подолинскому написать для журнала историю Интернационала. Через год (в 1873-1874 годы) С.А. Подолинский выступил в журнале с большой статьей "Очерк развития Международной ассоциации рабочих". В качестве гостя он присутствовал на заседаниях пятого (Гаагского) конгресса I Интернационала, где симпатизировал выступлениям анархистов и иронически относился к солидаристскому поведению группы "центристов", направляемой К. Марксом и Ф. Энгельсом. Сергей Андреевич в письме к П.Л. Лаврову отметил наметившийся организационный разнобой в деятельности Интернационала. Впрочем, в статье "Socialisme, Nigilisme, Terrorisme" он критиковал и лавристское понимание социализма.
За границей С.А. Подолинский бывал в семье А.И. Герцена, полемизировал с

Э. Бернштейном. Последний с удивлением отмечал, что его собеседник "глубже задумывался над этими (философско-историческими проблемами в учении географического детерминизма - В.П.) вопросами, чем многие другие, и среди них и я".

В ходе издания журнала С.А. Подолинский наладил связи с русскими (И.С. Тургенев, Н.И. Зибер, С.И. Бардина, сестры Фигнер и другие) и украинскими общественно-политическими деятелями (М.П. Драгоманов, О.С. Терлецкий, М.И. Павлик) того времени, но создать сеть корреспондентов-распространителей журнала "Вперёд!" в Украине и на Юге России он не смог.
В 1875 году он пишет (а в 1881 году переиздаёт на французском языке) свою крестьянско-социалистическую утопию "Паровая машина" ("Молотильня"), в которой изображается будущее общество "красивых и здоровых, хорошо одетых людей, работающих с песнями и шутками". Это - мир, где земля стала общественной, заводы и фабрики - тоже. Весь продукт труда принадлежит производителям, а директора, выбранные трудящимися артелей, "ничего не крадут". В брошюре явственно слышны отзвуки марксовой теории. В 1876 году С.А. Подолинский издает в Женеве другую работу "Про багатство та бiднiсть". Она переиздавалась еще четыре раза: на польском (дважды), белорусском и французском языках. Книги С.А. Подолинского были запрещены в обеих империях: Российской и Австро-Венгерской.
По возвращению в Россию Сергей Андреевич (через окружение жены - Н.А. Андреевой, брак с которой оказался для С.А. Подолинского крайне неудачным) косвенно оказался причисленным к народническо-террористической группе радикалов и причастным к литературной деятельности А.И. Желябова и П.Б. Аксельрода. К индивидуальному террору Сергей Андреевич, однако, относился крайне отрицательно. Как и Ф.М. Достоевский (который не принимал "счастливого будущего" через "слезу хотя бы одного ребёнка"), он не хотел будущего социалистического рая, если для его приближения необходимо будет пожертвовать жизнью 400 людей. Этим он навлёк в свой адрес язвительные реплики П.Л. Лаврова.
Продолжая свою социалистическо-просветительскую деятельность, С.А. Подолинский пишет работу "Труд человека и его отношение к распределению энергии" (её варианты переведены на немецкий, французский и итальянский языки), о которой надо говорить отдельно более подробно. Тогда же, в 1880 году, он выпустил первый, как оценивают специалисты, украинский учебник политической экономии (и первую экономическую историю Украины) "Ремесла i фабрики на Украiнi". Здесь он интерпретирует историю Украины как часть всемирной истории человечества. (К сожалению, это единственная работа С.А. Подолинского, которой в настоящее время располагает центральная библиотека города Донецка). Одновременно он пишет (в соавторстве с М. Драгомановым и С. Павликом) национально-демократическую "Программу" журнала "Громада", а также статьи о социальных процессах и движениях в Англии и Западной Европе.

Всего за С.А. Подолинским числятся 52 работы.
Написанные (и подписанные) Сергеем Андреевичем брошюры и статьи социалистического направления в журнале "Громада" вызвали раздражение при царском дворе и его отец, камергер этого двора, связал оказание семье сына материальной помощи с отказом сына от революционной деятельности.
К этому времени Сергей Адреевич с женой и детьми находился в эмиграции. Он был тяжело болен и проходил курс лечения во Франции. Отношения в его большой и малой семье напоминают перипетии сюжета драмы А.М. Горького "Васса Железнова". Только реалии жизни семьи Подолинских несли противоположные ценностные нагрузки. Мать увезла безнадежно больного Сергея Андреевича в Киев и приложила немало хлопот для возвращения её единственного из оставшихся в живых (и скитавшегося по Франции и Англии) малолетнего внука - сына Сергея Андреевича. Этот ребёнок испытал в детстве, не без помощи матери-нигилистки, судьбу, аналогичную бедам Козетты романа "Отверженные" Виктора Гюго. В поисках внука родители С.А. Подолинского просили помощи (и получили её) у русского царя Александра III и королевы Британской империи Виктории. Найденного внука бабушка выкупила у матери-нигилистки за 25 тысяч рублей - гигантской по тем временам сумме. Позже 15-летний сын Сергея Андреевича скажет этой своеобразной матери при встрече: "Я вас не знаю, мадам. Вы меня продали". Подросток-сын смог, наконец, увидеть скованного тяжелым недугом отца. Интересна и другая подробность: сын социалиста и нигилистки - Сергей Сергеевич Подолинский оказался двоюродным братом известного российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.
Умер Сергей Андреевич Подолинский в Киеве в июле 1891 года. В 1970 году на родине - в селе Ярославка (теперь уже Черкасской области) была установлена стела в честь 120-летия со дня его рождения. Будет ли отмечено 110-летие со дня смерти С.А.Подолинского в этом 2001 году, неизвестно. Пусть этот набросок, основанный на биографических разысканиях разных авторов, станет еще одним напоминанием об этом замечательном и бескорыстном представителе отечественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА

Вернадский В.И. Очерки геохимии // Вернадский В.И. Избр. соч. - Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С. 218.
В.Г. Попов

Донбасская государственная академия строительства и архитектуры
Далее наша редакция приводит текст редакции об авторе

(© Академия Тринитаризма, info@trinitas.ru, www.trinitas.ru) к работе С.А.Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии», опубликованной в ее электронном издании,
и статью П.Г.Кузнецова « ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ...» о С.А. Подолинском. (редакция «РС»).
Об авторе
Имя Сергея Андреевича Подолинского - автора монографии «Труд человека и его отношение к распределению энергии», существовавшей до сих пор в редчайших ксерокопиях и в нескольких библиотеках страны в фондах с ограниченным доступом, практически не знакомо ни философам, ни экономистам, ни историкам. Ему не нашлось места ни в одном из изданных энциклопедических словарей. Да и в Большой Советской Энциклопедии о нем упоминается лишь как о крупном революционном демократе, развивавшем экономические идеи,... с неизменным «приговором» Энгельса:

Подолинский «сбился с пути...» 1.
А между тем выводы ученого, не понятого и отвергнутого классиками марксизма, давали уже тогда и дают теперь прекрасную возможность разобраться в стихии жизни, сделать выбор в пользу научного мировоззрения, а значит и заложить прочные основания обществознания, отсутствие которых все более трагическим образом определяет судьбу мира, все более зримо рисует перспективу социального инферно.
«Забытым научным новатором» назвал С. А. Подолинского наш соотечественник

В. И. Вернадский. Работы С. А. Подолинского, и прежде всего статья «Труд человека и его отношение к распределению энергии», заложили основы новой, совершенно оригинальной теории труда, не только как экономической, но и нравственной категории, рассматриваемой под углом естественнонаучных процессов. Если бы не оборвалась трагически научная карьера этого умного и начитанного социолога-естественника;

если бы общественное устройство действительно диктовалось волей разума;

если бы на «Труде» Подолинского зижделся «Капитал» Маркса...

Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.
Идеи С. А. Подолинского получили подтверждение и усиленное развитие в учении о ноосфере; его мысли все чаще звучат в последнее время на различных научных и научно-практических конференциях, включая международные, успешно доказывая свою плодотворность в, казалось бы, совершенно далеких от первоначального предмета непосредственного исследования направлениях социальной практики. И все же им еще только предстоит по-настоящему утвердиться в современном научном знании. Именно с этой целью предпринимается издание главного и наиболее интересного произведения

С. А. Подолинского — мыслителя, деятеля, столь много обещавшего и отечеству и науке,
« ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ...»
Начнем с того пункта, который принимается любым участником любого обсуждения: все хотят увеличить темп роста производства. Для увеличения темпа роста производства надо производить больше, чем потребляется на «простое воспроизводство». Этот излишек над простым воспроизводством есть:
1. В натуральном выражении - прибавочный продукт.
2. В денежном выражении - прибыль. Но и прибавочный продукт и прибыль - это излишек над системой простого воспроизводства.
Мы утверждаем, что этот излишек над системой простого воспроизводства, выраженный языком физико-математических наук, есть излишек над «кажущимся коэффициентом полезного действия в сто процентов»! Мы знаем, что это утверждение порождает эффект удивления. Действительно, каждый из нас по курсам физики как средней, так и высшей школы знает, что этого не может быть потому,.. что этого не может быть никогда!
Если бы это не было действительно удивительным, то не было бы ничего нового. Теперь мы стоим перед выбором: или высказанное утверждение не научно, или мы имеем дело с «действительным открытием», совершенным более века назад С. А. Подолинским.
Между тем можно дать исчерпывающее объяснение этому весьма удивительному факту.
Известно, что к социализму ведут два пути: первый — от обездоленных пролетариев, которым нечего терять, кроме своих цепей, второй — со стороны бесстрашных ученых-теоретиков, которые открывают объективный закон исторического развития человечества, прокладывающий свой путь через хаос кажущихся блужданий. К числу последних и принадлежит Сергей Андреевич Подолинский.
С. А. Подолинский окончил физико-математический факультет Киевского университета в 1871 году. Во время учебы в университете он посещал занятия кружка Н. И. Зибера, известного популяризатора экономического учения К. Маркса. В 1876 году С. А. Подолинский кончает медицинский факультет Вроцлавского университета, основательно изучает политическую экономию, историю, философию и другие науки.
Казалось бы. что нет никакой связи между украинским социалистом Сергеем Андреевичем Подолинским и лауреатом Нобелевской премии, иностранным членом АН СССР Ильей Романовичем Пригожиным.
И. Р. Пригожин, известный бельгийский ученый, в своей книге «Порядок из хаоса» (1984 г., перевод 1986 г.) пишет: «Идея истории природы как неотъемлемой части материализма принадлежит К. Марксу и была более подробно развита Энгельсом. Таким образом, последние события в физике, в частности открытие конструктивной роли необратимости, поставили в естественных науках вопрос, который давно задавали материалисты. Для них понимание природы означало понимание ее как способной порождать человека и человеческое общество».
Но этот же самый научный результат, о котором пишет И. Пригожин, был получен С. А. Подолинским более ста лет назад. В этом нет ничего удивительного: когда наступает момент признания некоторой новой идеи, то легко обнаружить эту же самую идею в давно забытых трудах наших предшественников.
Так произошло и с Сергеем Андреевичем Подолинским, изучавшим вопрос: может ли существовать такой класс процессов природы, который характеризуется коэффициентом полезного действия свыше ста процентов?
Историческая традиция современной науки до работ И. Пригожина отвечала совершенно однозначно: «Нет!».
Сергей Андреевич Подолинский еще в 1880 году ответил: «Да».
Таким процессом, который характеризуется коэффициентом полезного действия свыше ста процентов, является человеческий труд! Изучив весьма тщательно «Капитал» К. Маркса, он поставил перед собою сверхзадачу — найти естественнонаучные основы социализма.
Приняв во внимание эти соображения, легко теперь понять, что процесс человеческого труда есть такой особенный процесс природы, который можно считать усилителем мощности. Само собою разумеется, что для «усиления» мощности на самом деле необходимо «улавливать» тот или иной поток энергии. Одним из самых простых примеров «улавливания» потока энергии является фотосинтез — тот самый фотосинтез, который и обеспечивает рост растений.
Эффект усиления мощности прямо бьет нам в глаза в условиях сельскохозяйственного производства: затраты энергии земледельца на вспашку, посев, уход за посевом и уборку урожая меньше, чем тот запас энергии, который (под влиянием солнечного света) накоплен в самом урожае. Часть этой энергии вполне достаточна для выполнения всех работ будущего года, а излишек (он-то и делает коэффициент полезного действия больше ста процентов!) образует субстанцию «прибавочного продукта». Та часть энергии, которая позволяет выполнить все работы будущего года, то есть характеризует процесс «простого воспроизводства», и есть те самые 100%!
Здесь-то и раскрывается физическая природа «прибавочного продукта». Этот результат Подолинского (по отношению к сельскохозяйственному производству) Энгельс и назвал «его действительным открытием...».
С другой стороны, Энгельс отметил, «...то, что человек делает посредством труда сознательно (выделено мной. — П. К.), то растение делает бессознательно. Растения — это давно уже известно — представляют собой великих поглотителей и хранителей солнечной теплоты в измененной форме. Следовательно, своим трудом, поскольку труд фиксирует солнечную теплоту,.. человеку удается соединить естественные функции потребляющего энергию животного и накапливающего энергию растения».
Сформулированная проблема порождает неизбежные вопросы у современных инженеров и физиков! Но где и как произошло изменение физической теории, что теперь им неизвестны некоторые факты из истории развития физики, которые были известны инженерам и физикам прошлого века?
Уже у Лагранжа был закон сохранения мощности, который он образовывал из произведения силы, умноженной на скорость. Это легко показать на таком механизме, как полиспаст, который использовался для подъема тяжелых грузов и состоял из множества блоков: его действие основано на равенстве произведений — силы тяги работника на скорость перемещения веревки, с одной стороны, и веса поднимаемого груза (много большего веса) на скорость его подъема (которая уменьшалась во столько раз, во сколько вес груза был больше усилия работающего), — с другой.
Действительно, все машины работают на принципе сохранения мощности: выходная мощность = полезной выходной мощности + + мощность потерь внутри машины. Именно это правило встречается у Г. Крона (смотри «Тензорный анализ сетей»); им же в 1855 году пользовался Максвелл; наконец обнаружилось, что сформулировано оно было Лагранжем еще в 1788 году! Тем не менее «закона сохранения мощности» ни в одном учебнике нет.
Между тем именно закон сохранения потока энергии, или сохранения мощности, важен для строгого рассмотрения, например, сельскохозяйственного производства.
Крестьянин расходует мощность на вспашку, посев, уход, уборку, молотьбу и помол зерна. Но к его мощности добавляется мощность потока солнечного света, который и используется растением. Этот поток солнечного света во время вегетационного периода накапливается в зерне получаемого урожая, и накопленная энергия больше, чем та, которую израсходовал крестьянин!
По отношению к энергии, затраченной крестьянином, и возникает «кажущийся» коэффициент полезного действия свыше ста процентов.
Результат С. А. Подолинского по естественнонаучному объяснению процесса труда, безусловно, является выдающимся открытием для науки всего человечества. Но Энгельс не понимал, как это правило может использоваться за рамками сельского хозяйства, т. е. в промышленном производстве.
Конечно, нам необходимо дать ответ Энгельсу, выражавшему сомнение в пригодности подхода Подолинского к различным общественным явлениям, к производству, которые не являются сельскохозяйственным производством.
Обратимся к простейшему механизму — парусу для парусного корабля. Никто не станет расходовать энергию на изготовление паруса, если он не будет экономить мускульную силу гребцов — физиологический источник мощности, — заменяя эту мощность на улавливаемый поток энергии (мощность) ветра.
Никто не станет строить ветряную или водяную мельницу, если эти затраты энергии не дадут экономии силы при помоле зерна, за счет использования потока энергии (мощности) ветра или падающей воды!
Как только мы начинаем обсуждать управление потоками энергии, так сразу исчезают все трудности — поток энергии, захватываемый тем или иным устройством, и является «силой природы», поставленной на службу человеку взамен его мускульной силы.
Но почему же некоторые достижения науки в целом так медленно доходят до практического использования?
Еще в 1880 году С. А. Подолинский опубликовал свой выдающийся научный результат в различных изданиях социалистов на многих языках. Теперь он заслуживает того, чтобы назвать его «законом Подолинского». У нас в России его статья «Труд человека и его отношение к распределению энергии» была опубликована в журнале «Слово» (апрель — май) 1880 г. В том же 1880 году он послал свою статью на французском языке К. Марксу и получил от него теплый и доброжелательный отзыв. Существует, но до сих пор еще не опубликован конспект К. Маркса этой статьи С. А. Подолинского, хранящийся в архиве ИМЭЛ. В 1881 году он опубликовал свою статью в итальянском журнале «Народ» под названием «Социализм и единство сил природы». В 1883 году была опубликована его статья на немецком языке в «Новом времени».
С. А. Подолинский — физик, математик и врач по образованию, блестящий знаток истории, философии — настолько опередил свое время своим открытием, что, подобно Н. И. Лобачевскому, не дожил до его признания. В 1880 году ему было только 30 лет!
Тем более может показаться неожиданным тот факт, что Россия весьма богата продолжателями развития закона Подолинского, т. е. указывающими на противоположность обмена веществ в живой и неживой природе вообще.
Уже в 1901 году Н. А. Умов предложил ввести в физику закон, который противоположен второму закону термодинамики и который охватывает специфическую особенность всех форм жизни. В 1903 году об этом же говорил К. А. Тимирязев в своей Крунианской лекции в Лондоне. Но завершающий удар противникам этого закона нанес всей своей жизнью в науке В. И. Вернадский.
Два вопроса естественнонаучного знания — проблема жизни и проблема второго закона термодинамики — в действительности являются разными сторонами одной и той же задачи целостного понимания сущности жизни как формы движения, в которой излученная теплота имеет возможность снова сосредоточиться и начать активно функционировать.
Такое развитие существа дела мы и находим у В. И. Вернадского. В его учении о биосфере рассматриваются именно все формы жизни в их взаимной связи. «Живое вещество» В. И. Вернадского охватывает все формы жизни на протяжении всей истории: «живое вещество» — не тело, а процесс! И только для этого процесса как целого и может быть установлен тот «особенный» обмен веществ, а именно «обмен веществ в живой природе», который отличается от «обмена веществ в неживой природе». При этом диалектическое мышление требует, чтобы «предикаты» обмена веществ в живой и неживой природе были не просто различными, а прямо противоположными.
Природный механизм накопления свободной энергии в биосфере исследуется В. И. Вернадским в его учении о живом веществе, или о биосфере, процесс же активного функционирования концентрированной энергии под влиянием трудовой деятельности человека изложен им в учении о ноосфере. Важно заметить, что «понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей «научный социализм» (В. И. Вернадский. Размышления натуралиста, кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М» «Наука», 1977, стр. 67). Таким образом, В. И. Вернадский - блестящий знаток работ Подолинского - успешно завершил его дело.

П. Г. КУЗНЕЦОВ
Учредитель и гл. редактор газеты Адрес редакции для переписки: 390023, г Рязань,а\я102

«Русские Славяне» Виктор Разживин к.т.\автоотв.\факс редакции: 8-(4912)-45-35-67

Газета издается Рязанским областным редактор: мтс 8-910-571-14-84

общественным движением «Русские Славяне» Е-mail: russlav@yandex.ru

www. rvs-757.narod.ru

E-mail: rvs-757@mail.ru Свидетельство о регистрации Министерства РФ по делам печати ТРВ и СМК ПИ № 77-7584 от 30. 03.2001г.
Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету обязательна.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


© РООД «Русские Славяне»





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск