№ урока
| Дата
| Тема урока
| Цели и задачи
| Форма урока
| Методы и приёмы
| Планируемые результаты
| Домашнее задание
|
|
1.
|
| Введение. Место географии в системе наук. Методы географических исследований.
| Познакомить уч-ся со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника. Выявить методы географических исследований.
| Вводный урок
| Объясни-тельно-иллюстра-тивный
|
|
Стр. 5-7
|
|
2
|
| Политическая карта мира. Этапы формирования политической карты мира.
| Сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран. Показать место России в мире, развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
| Комбинир.
| Репродукт
| Называть: этапы формирования политической карты мира (ПКМ), примеры стран, относящихся к разным типам. Определять: по источникам особенности стран (размеры, численность населения); Объяснять: влияние эпохи Великих географических открытий на формирование ПКМ, новейшие изменения ПКМ за последние десятилетия.
| § 1. отметить на к\к страны. запис. в тетр. знать термины.
|
|
3.
|
| Особенности географического положения стран мира.
| Выявить зависимость уровня экономического развития от занимаемого географического положения.
| Урок практикум
| Картографический
| Уметь: используя карты атласа классифицировать страны по занимаемому ГП: островные, полуостровные, глубинные, приморские, страны –гиганты, микрогосударства; оценивать сравнительную выгодность географического положения для экономического развития..
| § 1 и зап. В тетр.
|
|
4.
|
| Типы стран современного мира. Экономические развитые страны.
| Сформировать представление о типологии стран по уровню экономического развития. Выявить признаки, определяющие экономически развитые страны.
| Урок новых знаний
| Объясни-тельно-иллюстра-тивный
| Уметь: оценивать уровень социально-экономического развития через систему показателей –ВВП, ИЧР.
Знать: страны, относящиеся к типу экономически развитых («Большая семёрка», страны ЕС, страны переселенческого капитализма - Израиль, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, с 1999 –Сингапур, Тайвань, Южная Корея.)
| § 1 п 2.3 зад на к\к
|
|
5.
|
| Типы стран современного мира. Развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.
| Сформировать представление о группе развивающихся стран. Выявить их географию размещения на политической карте мира. Отрабатывать навыки и умения работать с картой атласа и контурными картами
| Урок новых знаний
| Объясни-тельно-иллюстра-тивный
| Знать страны относящиеся к развивающимся: 1.НИС- Малайзия, Таиланд, Индонезия, 2. «Ключевые страны- Индия, Мексика, Бразилия;. 3. Нефтеэкспортирующие страны- Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Иран, Ирак, Оман, ОАЭ, Ливия, Алжир, Венесуэла, Бруней. 4. Страны с ВВП более 1 тыс. долларов- Аргентина, Чили , Уругвай. 5. Страны с ВВП менее 1 тыс. долларов- страны Африки, расположенные по побережью. 6. Наименее развитые страны- ВВП 100-300 дол. (40 стран) –Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Чад, ЦАР, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Нигер, Гаити.
Страны с переходной экономикой- Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Венгрия, страны бывшей Югославии, Страны СНГ, Китай.
| § 1. п.4.5 записи в тетр.
зад на к\к
|
|
6.
|
| Государственный строй стран мира.
| Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.
| Урок новых знаний
| Частично-поисковый
| Называть: признаки понятий «суверенное государство», «республика». «монархия», «унитарное государство», «федеративное государство» Определять: по источникам особенности стран (формы правления, административно-территориальное устройство); Прогнозировать: изменение политической карты мира в 21 в.
| § 3
зад на к\к. табл
|
|
7-8
|
| Объекты политической карты мира. Независимые государства. Самопровозглашенные (непризнанные) государства.
Несамоуправляющиеся территории, колониальные империи и их распад.
| Сформировать представление о суверенных государствах. Познакомить учащихся с самопровозглашенными (непризнанные) государствами мира. Выявить несамоуправляющиеся территории и их формы. Отрабатывать навыки работы с картой, форзацем учебника и дополнительными источниками.
| Комбинир.
| Частично-поисковый
| Называть: современные колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты.
Знать определения: суверенитет, метрополия, колония, протекторат.
| § 3, знать
опред, подготов. сообщ. О герроризме.
конспект
|
|
9
|
| Международные
отношения. Международные политические и экономические организации.
| Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; выявить крупнейшие международные политические организации и их роль в урегулировании международных конфликтов.
| Комбини-рованный
| Диалог
| Называть: подходы к типологии стран на ПКМ; роль ООН , крупнейшие международные организации (ООН, ОВД. НАТО, ОБСЕ, ШОС).
| § 2. сообщ
|
|
10
|
| Глобальная проблема. Предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле.
|
|
|
|
|
|
|
11-12
|
| Глобальные проблемы человечества.
Проблема сепаратизма.
| Сформировать представление о сепаратистском движении, выявить формы и методы сепаратистского движения, географию сепаратизма.
|
Урок семинар
|
| Знать: разновидности сепаратизма, причины, очаги, формы и методы борьбы.
| Конспект. Табл. зад на к\к
|
|
13
|
| Практическая работа № 1 «Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени»
| 1.Оценить изменения политической карты мира под влиянием международных отношений. 2. Дать анализ событий текущей международной политической жизни.
3. Научиться оценивать ППГ страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ППГ страны во времени
| Урок практикум
| Графичес-кая, словесная, картогра-фическая
| Используя план дать характеристику страны (по выбору учащегося)
| Подгот. к обобщ уроку
|
|
14.
|
|
Урок обобщения.
Политическая география
и геополитика.
|
Формирование умения вести дискуссию, дать знания о политической географии и геополитики. Повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе.
|
Урок
обобщения
|
Диалог
| Объяснять: основные направления политической географии: изменения на политической карте, особенности общественного и государственного строя; геополитика (география международных отношений, расстановка сил в мире)
Знать: геополитические факторы- 1 географическое пространство; 2 политические взаимоотношения; 3. экономические; 4. военные; 5. экологические; 6. демографические; 7. Культурно-исторические.
|
|
15.
|
| Урок контроля
| Вывить уровень знаний по теме
| Урок
контроля
| тестирование
|
|
|
|
16
|
| Взаимодействие
общества и природы.
| Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
| Урок новых знаний
| Объясни-тельно-иллюстра-тивный
| Называть: признаки понятий «географическая
среда». «природопользование», основные виды природных ресурсов.
Объяснять: сущность глобальных экологических
проблем и пути их решения.
| § 1 выуч опред
|
|
17
|
| Загрязнение и охрана окружающей среды
| Познакомить уч-ся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы. гидросферы, литосферы;
рассмотреть три главных пути решения экологических проблем.
| Комбинир.
| Репродукт
| Называть: мероприятия по рациональному
использованию природных ресурсов;
Объяснять: изменение ландшафтов в результате
деятельности человека: влияние природных
ресурсов на размещение хозяйства.:
| конспект
|
|
19
|
| Мировые природные ресурсы и их классификация. Ресурсообеспеченность.
| Ввести понятие «ресурсообеспеченность» сформировать представление об основных
таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.
| Комбинир.
| Частично-поисковый
| Определять: по картам и статистическим
материалам особенности размещения основных
видов природных ресурсов; рассчитывать ресурсообеспеченность
Называть: главные ресурсные районы мира
| §2
|
|
20
|
| Практическая работа №2 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»
| Закрепить понятие «ресурсообеспеченность»
Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов.
| Урок практикум
| поисковый
вычислит.
| Вычислить ресурсообеспеченность ряда стран и регинов по запасам газа, угля , нефти, железной руды
| зад на к\к
|
|
21
|
| Минеральные ресурсы. и география их размещения.
| Сформировать представление о закономерности размещении месторождений полезных ископаемых. Выявить страны, богатые разнообразными минеральными ресурсами
| Комбинир.
| Частично-поисковый
| Знать:1. страны богатые разнообразными ресурсами: Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Индии, Австралия. 2. страны с 1-2 крупными месторождениями пол. Иск. – Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Ливия, Алжир
|
|