Скачать 153.81 Kb.
|
Лекция 1 Тема: Содержание, функции и классификация инновационных процессов. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании. Задания перед лекцией: - Провести опрос аудитории и сделать анализ ответов «Что такое педагогическая инновация?». Примерное распределение ответов, полученных у руководителей учебных заведений на курсах повышения квалификации: 45% - использование новых технологий (новые формы урока); 23% - просто что-то новое; 16% - любые новые методы, средства; 6 % - повышение квалификации; 2 % - все, что выходит за рамки стандартов и т. д. - В результате изучения материала лекции уточнить понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс». - Составить модели инновационного процесса: последовательную, параллельно-последовательную, интеграционную. - Дать (не менее 5) понятий педагогической системы, инновационной педагогической системы, назвать авторов и их компоненты, опираясь на раннее изученную дисциплину «Управление образовательными системами». План лекции:
Современный этап развития общества характеризуется коренными изменениями и в производстве, и в социально-экономическом отношении. В программе социально-экономического развития России до 2020 года «Концепция обеспечения экономического лидерства», определены следующие долгосрочные вызовы:
И краткосрочные вызовы:
Россия должна стать глобально-конкуретноспособной:
Статус одного из мировых лидеров должен быть обеспечен за счет:
Все изменения в сферах хозяйственной деятельности и жизни человека сами по себе не возникают, а неразрывно связаны с новшествами, нововведениями — инновациями. В концепции долгосрочного развития России до 2020 года предусмотрено, что образ страны изменится за счет инновационной составляющей:
Образование должно соответствовать инновационному развитию экономики.
Инновация создается с определенной целью, а ее реализация должна привести к результату. Таким образом, новшество следует рассматривать в виде цели, процесса и результата, т. е. в виде инновационного процесса. Инновационная деятельность соединяет все звенья (научные изыскания, опыт, конструирование, технологии, коммерциализацию), которые подчинены созданию новшества. Инновационный цикл от идеи до коммерциализации. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. (Из пост. Правительства «Об основах инновационной политики»). Педагогическая инновация — результат деятельности образовательных учреждений в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, отраслевого центра, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению в образовательной системе района, города, страны. (Из Положения об экспертизе инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга). Примечание: обратитесь к началу лекции и определите, что было неверным в определении «педагогическая инновация», сделанном нашей аудиторией. Новшество создается в результате инновационной деятельности творческих коллективов. Термин «инновация» был введен в научный оборот экономистом И. Шумпетером. Классификация инноваций
Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Иную классификацию педагогических инноваций предлагает Хуторской А.В. Основания его классификации: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношения к условиям реализации и характеристикам нововведений. Нововведения подразделяются на типы и подтипы:
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением [3]. III. Инновационный процесс Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в новшество и проходящий этапы: поиск, исследование, конструирование, эксперимент, распространение. Это многоаспектный процесс. «Инновационный процесс, да и инновационную деятельность необходимо рассматривать как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств» [1]. По мере усиления инновационной направленности экономики, знания становятся более значимыми и изменяется структура инновационного процесса. Так, в 60 годах прошлого столетия инновационный процесс характеризовался последовательной моделью [2]. Рис. 1.
Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса Последующие модели учитывали уровень развития рынка, усложнение связей, интеграцию, связь с экономической системой страны и глобальными вызовами времени.
Рис 2. Третье поколение инновационного процесса Инновационный процесс постоянно усложняется и меняется его модель. Инновационный процесс – это единая цепь последовательных действий – от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Функции инновационного процесса: - познавательная (приращение общих знаний); - информационная (распространение); - исследовательская (целевое приобретение знаний в определенной области); - преобразовательная (улучшение); - экономическая (сокращение затрат); - мотивационная (стимулирование творчества); - социально-потребительская (совершенствование услуг); - ресурсо-природосберегающая. Этапы инновационного процесса: 1 этап – сбор и систематизация информации по существующей проблеме; оценка необходимости изменений; изучение проблем; отбор идей. Изучение источников, разработка теоретических положений, создание концепции. 2 этап – прикладные исследования – исследования по уточнению способов применения результата 1-го этапа. Это может быть эксперимент, теоретическая модель, изготовление макетов, расчеты и оценка, второй отсев неперспективных идей. Результат этапа: техническое задание, рекомендации, опытный образец. 3 этап – разработка и создание образцов, пригодных для использования. (Обоснования: эффективности, экономические, демонстрация, создание проекта с полным описанием). 4 этап – освоение и распространение. Оценка перспектив. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в 3-х аспектах: - социально-экономическом; - психолого-педагогическом; - организационно-управленческом. Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на этом или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.[3]. IV. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании Хуторской рассматривает инновационные процессы в образовании с парадигмальных позиций. Парадигмы образования по новизне в образовательной практике можно разделить на традиционные и инновационные. Инновационные парадигмы: личносто-ориентированная, деятельностная и др., где обучающийся становится субъектом образовательного процесса, меняется цель, направленная не на выполнение программы или передачу информации, а на ребенка, как субъекта жизни, способного к саморазвитию и самоизменению, наполняют инноватику в образовании человеческим содержанием и смыслом. Инноватика пришла в педагогику из культурологии, лингвистики, экономики. В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования. Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекооориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построения теоретико-методологических оснований педагогической инноватики. Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования. Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности. Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов). Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов. Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований. Чтобы разработать научное обеспечение образовательных инноваций нам потребуется опора на уже имеющуюся методологическую базу. Для этого уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики. Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на этот счет имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» и развито позднее В.В. Краевским: «… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований». Вышеприведенные построения позволяют ввести следующее определение: Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств. Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества, такие, как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств. Растет потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций [3]. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Литература:
|