1 Пояснительная записка
1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Налоговая система» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности.
Для специальности «Экономика и управление на предприятии» данная дисциплина входит в вузовский компонент раздела ОПД (обще-профессиональные дисциплины).
Изучение дисциплины «Налоговая система» для экономистов позволяет овладеть будущим специалистам методологией отечественного и зарубежного налогообложения.
Владение методологией позволяет правильно построить налоговое планирование и рассчитать налоги. Это является основой для принятия обоснованных управленческих решений на любом уровне. Основной целью курса является:
Формирование прочной теоретической базы для понимания экономического механизма налогообложения, а так же привитие практических навыков исчисления и уплаты налогов в РФ.
Основными задачами дисциплины являются:
знакомство студентов с основными положениями теории налогов
рассмотрение общетеоретических вопросов налогообложения
изучение структуры налоговой системы
исследование основных налогов Российской Федерации
изучение структуры налоговых органов
изучение функций национальных налоговых органов в свете действующего законодательства.
знакомство студентов с правильностью исчисления и уплатой налогов
Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины Для успешного изучения этой дисциплины студентам необходимо знать: экономическую теорию (части 1-2), желательно основы теории бухгалтерского учета.
1.2 Особенности изучения дисциплины, формы контроля Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах –семинарских занятий, групповое и индивидуальное решение задач по темам курса. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения задач по основным темам курса по вариантам.
По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме зачета на дневном и заочном отделениях.
По данной дисциплине студентами заочной формы обучения выполняется контрольная работа.
По учебному плану для дневного отделения 17 часов лекций и 34 часа практических занятий, для заочного отделения полная программа 8 часа лекций и 2 часа практических занятий, заочного отделения сокращенная программа 4 часа лекций и 4 часа практических занятий.
Объем часов по видам учебной работы
Виды занятий
|
ДО
(ЭП)
| ЗО
Полная
программа
(ЭПЗ)
| ЗО
Сокращенная
программа
(ЭПЗВ,ЭПЗС)
| Всего по учебному плану (общая трудоемкость)
| 310
| Аудиторные занятия
| 51
| 10
| 8
| Лекции
| 17
| 8
| 4
| Практические занятия
| 34
| 2
| 4
| Семинары
|
|
|
| Другие виды аудиторных СРС
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 59
| 100
| 82
| Курсовая работа
|
|
|
| Контрольная работа
|
| 30
| 20
| Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины
| 15
| 20
| 20
| Выполнение индивидуальных заданий
| 25
| 20
| 12
| Подготовка к практическим и семинарским занятиям
|
|
|
| Подготовка к контрольным мероприятиям
| 19
|
|
| Рефераты
|
| 30
| 30
| Другие виды внеаудиторной СРС
|
|
|
|
2 Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля
В результате изучения курса студенты должны:
знать:
экономическую сущность налогов
роль налогов в обществе
элементы налогов
основные налоги
уметь:
уметь спланировать и определить размер налоговых обязательств
практически исчислять наиболее крупные налоги
иметь представление:
о экономической сущности налогов
о функциях налогов, элементах налога
о налоговой политики
о составе и структуре налоговых органов
о налоговых системах различных стран,
о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов.
Виды и формы контроля знаний и умений студентов
| Виды контроля
| Формы контроля для ДО
| Формы контроля для ЗО
| Текущий
| 3 тестовых опроса по блокам тем, устные и тестовые опросы,
выполнение индивидуальных практических заданий
| Выполнение контрольной работы
| Промежуточный
| коллоквиум по общей теории налоги и налогообложение
| -
| -
| Итоговый
| зачет
| зачет
| зачет
|
Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «зачтено», «не зачтено» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). Рейтинговая система оценки успешности усвоения дисциплины Результаты текущей учебной деятельности и промежуточной аттестации учитываются в итоговой аттестации по дисциплине (на дневном отделении) следующим образом:
Составляющие
| Сумма баллов
| Учебная деятельность
студента
| Оценка
в аттестации
| Баллы
(17 недель)
| Текущая
деятельность
| 70
| Посещение и работа на занятиях.
| 0,7 балла в неделю
0,3 балла в неделю только за посещение
| 12 5
| Тестовые опросы (3 опроса).
| 5, 4, 3, 2
| Соответствует полученной оценке
| Аудиторные самостоятельные работы (2 работы)
| 5, 4, 3, 2
| Теоретический коллоквиум
| Зачтено
Не зачтено
| 8-10
0
| Выполнение заданий самостоятельной работы
| Оценка за каждое из 9 заданий
5
4
3
|
3
2
1
| Сдача зачета
| 30
| 1. Ответ на один вопрос
2. Решение задачи
3.Дополнительные вопросы
| 1
2
2
| 8
16
14
|
Для допуска к зачету на дневном отделении необходимо набрать не менее 30 баллов за текущую учебную деятельность.
Курс считается освоенным, если студент набрал 50 и более баллов. Если студент набрал 65-70 баллов за текущую учебную деятельность, то он получает оценку за зачет автоматом.
На заочном отделении студенты допускаются к зачету только после сдачи выполненной контрольной работы. Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:
«отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений (66-70 баллов);
«хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности (55-65 баллов);
«удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации (50-54 балла);
«неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач (менее 50 баллов).
3 Материалы, определяющие порядок и содержание проведения
промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии
с требованиями ГОС Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.
Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:
График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.
Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.
Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:
Вопросы на коллоквиум и экзамен,
Задания на аудиторные контрольные работы по блокам тем в семестре (для дневного отделения);
Задания для самостоятельной работы по темам (для дневного отделения);
4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:
Фонд тестовых заданий по блокам тем и по дисциплине в целом (в бумажном и электронном виде),
Экзаменационные билеты и задачи на экзамен.
4 Учебно-тематический план дисциплины
№
| Название и содержание разделов, тем, модулей
| Объем часов
| Примечания, дополнительные указания, методические материалы, технические средства и др., необходимые для учебной работы
| Общий
| Аудиторная работа
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Очная форма обучения
|
| 1. Налоговая система
| РАЗДЕЛ 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
| 1
| Экономическое содержание налогов
| 12
| 2
| 4
|
| 6
|
| 2
| Элементы налога и принципы налогообложения
| 12
| 2
| 4
|
| 6
|
| РАЗДЕЛ 2.Налоговая политика и налоговая система государства
| 3
| Налоговая система
| 22
| 4
| 8
|
| 10
|
| 4
| Налоговая политика государства
| 22
| 4
| 8
|
| 10
|
| 5
| Управление налоговой системой
| 42
| 5
| 10
|
| 27
|
|
| Итого по разделам
| 110
| 17
| 34
|
| 59
|
|
5 Содержание курса
|