Скачать 240.46 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Отделение интегрированных коммуникаций Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра специализация "Новые медиа"; специализация «Связи с общественностью» Автор программы: Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор, mpilgun@hse.ru Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций[ «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой С.А. Зверев Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г. Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра специализация "Новые медиа"; специализация «Связи с общественностью», изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи». Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныЦели освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»: Цель обучения Курс «Русский язык и культура речи» направлен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридической, правовой, научной, политической, социально-государственной. Эти навыки охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию при понимании речи. . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей. Это подразумевает:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: общекультурными (ОК):
Профессиональными (ПК):
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыков
Порядок формирования оценок по дисциплине- текущий контроль учитывает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях: активность в деловых играх, дискуссиях, правильность выполнения заданий, качество выполнения творческих заданий, консультации с преподавателем и т.п.;
Итоговая оценка формируется как взвешенная сумма оценки, накопленной в течение курса, и оценки за зачетную работу. Накопленная оценка (НО) (максимум 10 баллов) включает оценку за работу на лекциях (Олек. пров.), семинарах (Ораб. на сем.), выполнение творческого домашнего задания (Одз) и формируется по следующему правилу: Оитог = 0,3 *O лек.провер.+ 0,3 *O раб. на сем.+0,4 *O дз., где O раб. на сем. Оценка за работу на семинарах O лек.провер. Оценка усвоения лекционного материала. O дз Оценка за домашнее творческое задание . Результирующая оценка (РО) (максимум 10 баллов) по курсу определяется с учетом накопленной оценки (среднее арифметическое промежуточных накопленных, с весом 0,5) и оценки за зачет в конце курса (с весом 0,5) по следующей формуле: РО= 0,5*О(накопленная) + 0,5*О (итоговая – зачет) Содержание дисциплиныРаздел 1. Основы языковой и речевой культуры 1.1. Введение. Основные понятия курса. Русский язык как способ существования русского мышления и русской культуры. Языковая картина мира носителей русского языка. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 1. 1.2. Происхождение русского языка. Происхождение русской письменности. История русского литературного языка. Русский язык начала XXI века. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 1. 1.3. Язык как средство общения. Понятие о языке как знаковой системе. Основные функции языка. Естественные и искусственные языки. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 1. 1.4. Нормы языка. Понятие языковой нормы. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Основные типы норм: орфоэпические, морфологические, стилистические. Система правил орфографии и пунктуации как нормы письменной речи. Типы словарей и принципы работы с ними. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 2-4. 1.5. Речевой этикет. Речевой этикет как выработанные обществом правила речевого поведения. Специфика русского речевого этикета. Национально–культурные особенности русского невербального общения. Использование речевых формул с учетом социальных, возрастных и психологических факторов и сфер общения. Специфика письменного общения в виртуальной среде. Композиционно-речевое оформление высказывания, особенности русского речевого этикета в виртуальной среде. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 2-4. Раздел 2. Функциональные разновидности русского языка 2.1. Функциональные стили речи. Понятие функционального стиля, классификация стилей: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Вводная гл. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 5.
Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция. Внутренний меморандум. Нормативно – правовые акты, контракты, договоры и другие юридические отношения между конкретными субъектами, индивидуальными и коллективными. Функции и реквизиты деловых бумаг. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.5. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 8.
Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, аннотация, резюме, рецензия, тезисы. Специфика языка научных текстов. Логическая схема и композиция научного текста. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.4. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 6.
Законы компрессии как основы построения вторичных текстов. Аннотация и рецензия как виды характеристики первичного текста, их структурные и языковые особенности. Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста. Тезисы как формулировка основных положений первичного текста. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.4. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 7.
Разграничения разговорности и просторечия. Лексика неограниченной сферы употребления. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Чистота речи. Художественная литература как высшая форма существования языка. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.4. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 6.
План, тезисы, конспект, сокращение текста или распространение подробностями. Трансформация невербальных средств подачи информации в вербальные. Переход от письменного текста к устному. Невербальные средства устной коммуникации. Слово и текст в публичных выступлениях разных стилей. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.4. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 6.
Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Публицистический стиль в интегрированных коммуникациях. Монологичные жанры публичного выступления. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Выступление как разновидность ораторской прозы. Способы словесного оформления публичного выступления. Основные формы традиционного журналистского текста. PR -текст. Особенности первичных PR – текстов: оперативно-новостные жанры (пресс-релиз, приглашение), исследовательско-новостные жанры (бэкграундер, вопросно-ответный лист), фактологические жанры (факт–лист, биография), исследовательские жанры (заявление), образно-новостные жанры (байлайнер, поздравление, письмо). Комбинированные тексты (пресс-кит, буклет, проспект, брошюра, ньюслеттер, листовка). Смежные PR – тексты (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори, слоган, резюме, пресс-ревю). Рекламный текст. Трансформации медиатекста в интегрированных коммуникациях. Проблемы культуры речи при работе с журналистикой данных в российском медиапространстве. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.6. Денис Л. Уилкокс. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М., 2004. Кривоносов А.Д. PR-тексты в системе публичных коммуникаций. Спб., 2002. Раздел 3. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка 3.1. Порождение и понимание текстов разных жанров. Жанры-побуждения: приказ, служебное расследование, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, предостережение, предложение. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы и речевые нормы. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.3. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 5.
Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный). Отчет о командировке, о проделанной работе и др. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.5. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 8.
Начало и окончание собрания. Представление докладчика, повестка дня. Поздравления. Приемы выражения критических замечаний. Общение «в команде». Активное слушание. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.5. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч. 8.
Описание человека, предмета, пространства (портрет, пейзаж, интерьер). Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товаров, путеводитель, экскурсия и т.п.). Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл.5. Пильгун М.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2008, - Ч. 8.
Понятие спора. Дискуссия и полемика. Стратегия и тактика спора. Споры в современном обществе. Логические аспекты спора. Уловки в споре. Литература: Культура русской речи. Учебник для ВУЗов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000. – Гл. 3. Пильгун М.А. Культура речи. Бизнес-коммуникации в современной России. Учебное пособие. – М., 2012, - Ч.5. Образовательные технологииЗанятия должны иметь профессионально-практическую направленность. Различные виды работ, предлагаемые студентам, позволяют им реально проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных как с повседневным, так и с профессиональным общением и требующих от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение реализации данной задачи. К таким видам работы относятся следующие: а) деловые игры; б) решение практически ориентированных задач; в) анализ медиатекстов разных типов; г) творческие задания; д) кейсы; е) компьютерные симуляции; ж) тесты. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента1.1Тематика заданий текущего контроляТемы эссе:
1.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины1.3Базовый учебникРидер 1.4Основная литература
Дополнительная литература:
Словари и справочники
Источник в Интернете: http://gramota.ru - Справочно-информационный портал. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций и практических занятий используются аудио и видео аппаратура, проектор, а также подсобные материалы для проведения тестов. |