Скачать 66.75 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад № 21» План - конспект логопедического занятия «Собираем урожай». Автоматизация звука «Р» в словах. для детей 6-7 лет. Конспект подготовила: Посягина Н.И. – учитель-логопед, I кв. категория. г. Добрянка, 2011 г. ТЕМА: Собираем урожай. Коррекция звукопроизношения: Автоматизация звука «Р» в словах. Расширение лексико-грамматических представлений: Овощи. Родительный падеж, ед.ч. Развитие связной речи: Составление рассказа - описания по картинкам – символам. ЦЕЛИ: 1) Коррекционно-развивающие: -Коррекция произношения: автоматизировать звук «Р» в словах, -Вырабатывать правильное речевое дыхание, -Развивать интонационную выразительность речи, -Развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа: учить чётко произносить звуки «Д» и «Дь», узнавать услышанные звуки, закреплять умение определять место звука в начале и середине слова, -Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Овощи», -Формировать правильное употребление существительных в Род. п. ед.ч., -Развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие, воображение. -Стимулировать речевую активность. 2) - Коррекционно-воспитательные: -Воспитывать интерес к растительному миру, положительное отношение к труду. -Воспитывать интерес к логопедическим занятиям. -Воспитывать доброжелательное отношение к ответам другого ребёнка. ОБОРУДОВАНИЕ: овощи (помидор, картофель, морковь…) картинки с овощами, предметные картинки и в названиях которых есть звуки «Р», «Д», «Дь» и другие А,О,У,И,М), картинки-символы для составления рассказа-описания, схемы для определения места звука в слове ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Орг. момент. Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Надеюсь, что и сегодня вы порадуете меня своими успехами. Вижу, как блестят ваши глазки, уже читаю в них ваши умные мысли. Пространственная ориентировка: На столах разложены овощи (или муляжи). Посмотрите и скажите, что находиться справа от вас? Что слева? Что видите впереди? Станьте так, чтобы справа от вас оказался помидор. Повернитесь так, чтобы картофель оказался впереди вас. Релаксация: Представьте, что мы с вами накопали целое ведро картошки и положили её в рюкзак, чтобы нести домой. У нас очень тяжёлый рюкзак (напряжение). Пришли домой - снимем рюкзак (расслабление). Сообщение темы: О чём мы сейчас с вами говорили? (об овощах). Сегодня мы с вами будем говорить об овощах. Скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах: помидор, картошка, морковь. («Р»). Так же мы продолжим закреплять правильное произношение звука «Р». Произношение изолированного звука: «Мотор трактора»: трактор работает в огороде: р-р-р-р. 2. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью. Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Фёклы Четыре грядки свёклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Раз, два, три, четыре, пять – Поможем урожай собрать. (поочередно загибаем пальцы на одной руке, затем на другой). 3. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием. «Высматриваем огурцы»: Вытянем шею (вдох ртом). Наклоним голову вперёд вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик»: Поднимем голову в исходную позицию, затем откинем назад (вдох ртом), вернёмся в исходную позицию (выдох носом). «Ветер гудит»: Вдохнём воздух носом и, приоткрыв рот, на выдохе произнесём звук у-у-у-у (короткий вдох и плавный удлиненный выдох). 4. Мимико-артикуляционные упражнения. «Коза в огороде». Изобразим хитрую козу, которая пришла в огород полакомиться капустой. Теперь покажем, как рассердилась хозяйка на козу. 5. Упражнения для щёк, губ, языка. «Толстячки-худышки»: Изобразим тыкву на грядке – «Толстячки», затем стручок гороха – «Худышки». «Сердитый сторож»: Хозяйка оставила сердитого пса сторожить огород. Поднимем верхнюю губу. Покажем только верхние зубы. Произносим звукосочетания: ав-ав-ав-ав. «Лопата»: Будем копать картошку. Нужна лопата. Положим широкий язык на нижнюю губу. «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок»: Загнём кончик языка, поднимем за верхние зубы и удерживаем в таком положении под счёт до 5. «Луковые пёрышки»: Покажем, какие острые перышки у лука. Высунем изо рта острый и узкий язык и удерживаем в таком положении под счёт до 5. 6. Автоматизация звука «Р» в словах (со слогом ро). Развитие фонематического восприятия. Расширение лексико-грамматических представлений. Развитие связной речи. 1) Произношение изолированного звука: «Мотор трактора»: трактор работает в огороде: р-р-р-р. 2) Произнесение слогов. «Разговор пугала». Произносим слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра! 3) Игры со словами. -«Произнеси слова правильно»: (по одному, потом по 3 слова) Повторить за логопедом: Рот, рожь, Рома, роза, рога, рост, Родина, рожок, рожки, урок, коробка, горох, герой, горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, паром, город, огород. Какие слова непонятны? -«Правильно ли я сказала?»: Доробей, корох, доробка; воота, огоод, гоошек. Скажите правильно. -«Где спрятался звук «Р». Предлагаются слова: помидор, морковь, укроп. Где спрятался звук «р»: в середине или в конце слова? -«Чего не бывает?»: Не бывает морковки без…(ботвы), картошки без... (кожуры), лука без…(пера), капусты без…(листьев), огурца без… (семечек), помидора без…(мякоти). Работа с картинками, предметами. -«Назови одним словом». Назовите, что нарисовано на картинках - … (овощи). -«Есть у Светы огород». Есть у Светы огород, каждый год на нём растёт: Поспевает точно в срок: свёкла, лук, редис, горох, Помидоры и салат, урожаю каждый рад. Отыщите вы для Светы, лишь со звуком «Р» предметы (помидор, морковь…). -«Соберём урожай»: На столе (игровом поле) картинки овощей. Каждый берёт картинку и комментирует (Я срезаю капусту. Я дергаю морковь. Я срываю горох…) ФИЗ. МИНУТКА «Уборка урожая». Дети в огород идут, а там овощи растут, Дети спинки наклоняют, и горох они срывают. Покажите, как вы срываете горох, срезаете капусту, копаете картофель, выдёргиваете морковь. -«Что лишнее?» (помидор, картофель, морковь, редис, груша). Почему? -«Что изменилось?» (из 5 картинок 2 поменять местами). -«Запомни расположение овощей»: Один ребёнок раскладывает картинки и называет: зелёный огурец, красный помидор, оранжевая морковь, коричневая картошка. Второй ребёнок закрытыми глазами называет по памяти расположение картинок. -«Чего не стало в тарелке?» (в тарелке овощи, один убрать) – 2 раза. -«Чего не стало?» (из 5 картинок убрать одну) – 2раза. -«Собери картинку» (2 картинки разрезаны на 4 части). Вы внимательно смотрите и картинки соберите. - «Из чего – какой?» Назвать из каких овощей и что приготовила мама (обвести пунктирной линией: кастрюля - картофель, стакан - морковь, сковорода - капуста, тарелка - овощи. Какой (какая, какое) это сок? Пюре? Салат? Запеканка? (Морковный сок. Овощной салат. Картофельное пюре. Капустная ..) -«Игра с волчком» - Около волчка лежат картинки и цифры. Каждый по очереди крутит волчок, называет указанную картинку, использовав цифру (1 робот, 5 тигров..). Запомнили какие картинки были? Были ли среди них овощи? -«Назови слово»: первый звук «п», последний «р» (помидор). 4) Развитие связной речи. Давайте составим рассказ о помидоре, использовав картинки-символы: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляют в пищу. Помидор – это овощ. Он красного цвета, круглый, большой, кисло-сладкий. Помидор растёт в огороде на грядке. Из него можно приготовить салат, кетчуп, сок, суп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм. 5) Повторение слов со звуком «Р» (с мячом). Мы со звуком «Р» играем и слова все повторяем: картофель, робот,… 7. Итог занятия. Чем занимались мы сегодня на занятии? В какие игры играли? Какая игра понравилась больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть на следующем занятии? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Развитие воображения: Нарисуйте с родителями овощ, которого не существует, придумайте ему название. Чистоговорка: Роп-роп-роп – вот укроп. Роп-роп-роп – ароматный укроп. Роп-роп-роп – растёт в огороде укроп. Ропом-ропом-ропом – варим суп с укропом. Ропа-ропа-ропа – суп невкусный без укропа. Список использованной литературы.
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
[с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. СПб.: Каро, 2006.
Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004. |