Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 413.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации18.11.2013
Размер413.03 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Уральский государственный педагогический университет"

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Экономический факультет

Кафедра менеджмента и социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

по направлению "050400 – Социально-экономическое образование.

Профиль 050402 – Экономика""

по циклу ОПД.В.00. – Общепрофессиональные дисциплины

(курсы по выбору)

Очная форма обучения

Курс – 1

Семестр – 2

Объем в часах, всего: 92

в т.ч. лекции – 34

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 46

Зачет – 2 семестр

Заочная форма обучения

Курс – 1

Семестр – 2

Объем в часах, всего: 92

в т.ч. лекции – 6

практические занятия – 2

самостоятельная работа – 84

Зачет – 2 семестр

Екатеринбург 2010
Рабочая учебная программа по дисциплине "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"

Екатеринбург, 2010, 32 с.

Составитель:

Попова Нина Евгеньевна, доцент, к.п.н., зав.кафедрой менеджмента и социально-экономических дисциплин УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин

Протокол от 10.10.2010 №2

Зав.кафедрой______________________Н.Е.Попова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время остро встает вопрос о том, что стране нужны компетентные специалисты, грамотно разбирающиеся в различных областях народно-хозяйственной деятельности. Работодатели перед вузами ставят задачу: квалификационные навыки выпускника должны соответствовать профессиональным требованиям, предъявляемым к работнику конкретной сферы производства. Чтобы не было доучивания молодых специалистов на рабочем месте или (что хуже всего) полного переучивания специалиста, сегодня вузовские предметы должны давать такие знания студентам, чтобы квалификация выпускника полностью соответствовала социальному заказу общества.

Таким предметом по направлению "050400 – Социально-экономическое образование. Профиль "050402- Экономика"", является интегративный курс по выбору "Формирование экономической культуры".

Цель курса:

  • сформировать мотивацию экономического поведения у студентов, освоивших эту дисциплину.

Задачи:

  1. Дать общие представления об экономическом сознании, мышлении, образовании, воспитании, самовоспитании.

  2. Сообщить студентам ряд общих сведений о культуре экономического поведения человека в обществе.

  3. Способствовать воспитанию экономически грамотной личности средствами содержания изучаемого курса.

Методика и методы обучения

  1. Индивидуальные задания:

- разработка целеполаганий по темам;

- проявление личностных качеств при изучении курса;

- установление уровня знаний студентов по курсу;

- использование карточек с индивидуальными заданиями;

- применение текстов (системы текстов) для формирования знаний;

- взаимоопрос по темам;

- изучение репродукций картин и умение обосновывать их экономический смысл;

  • составление дидактического материала по темам;

  • применение мультимедийных программ при усвоении дисциплины.

2. Теоретические методы

- моделирование;

- сравнение (тест Торренса);

- обобщение;

- классификация (классификация сознания);

- синтез (опорный конспект по теме «Мотивация труда», «Экономическая культура как наука», «Аксиология»);

- аналогия.

3. Эмпирические методы

- опрос студентов, анкетирование;

- педагогические наблюдения;

- тестирование;

- мониторинг;

- обобщение опыта.

Особенности содержания

Отбор учебного содержания программы соответствует принципам фундаментальности, целостности, интегративности, межпредметности и профессиональной направленности обучения студентов.

Проблемное обучение основано на мотивации, способствующей выработке навыков по формированию адаптивных свойств личности к условиям экономической действительности. Структура материала является сочетанием традиционного изложения с включением различных проблемных ситуаций и анализом обучающимися собственного уровня адаптационных свойств по изучаемым проблемам.

Используются обобщающие схемы (В.Ф.Шаталов), многоуровневые задания (карточки по А.С. Границкой), мультимедийные программы.

Особенности методики

Адаптация студента к предмету предусматривает разнообразие заданий по реализации знаний и вариантов самовыражения в процессе усвоения содержания курса.

Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной ориентации, отработку свойств личности, соответствующих квалификационной характеристике выпускника, его компетентности, то есть через обучение идет воспитание конкуренторазвивающейся личности.

Особенностью методик, использованных в данной технологии, является применение иллюстративно-объяснительных методов с применением мультимедийных средств, проблемное закрепление изученного, практические работы, наглядность, дидактические игры.

Курс построен таким образом, что развивает общепредметные, общеинтеллектуальные умения, способствует саморазвитию студента через задания на обобщение, анализ, синтез, классификацию, моделирование, целеполагание, рефлексию.

Контроль знаний - это полное усвоение знаний через различные формы контроля: разработка целеполагания, тексты, самоопрос и самодиагностика, составление дидактического материала и опорного конспекта по теме, мозговой штурм, соревнование, рейтинг, творчество, тестирование, анкетирование и др.

Виды поддержки студентов при усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (интерес, успех, доверие);

  • занятие как система реабилитации (способность самопознания, умение ставить перед собой цели и достигать их);

  • адаптация содержания курса (доступная для понимания студентов подача учебного материала, поэтапное наращивание доли сложности в усвоении материала);

  • использование опорных сигналов, формирующих основы действий;

  • самообучение и взаимообучение;

  • комментирование выполнения заданий;

  • оптимальность темпа для полного усвоения знаний.

Адаптационные виды помощи:

  • опоры (плакаты, таблицы, конспекты, тексты);

  • алгоритм выполнения задания;

  • подсказка для инсайта;

  • предупреждение возможных ошибок;

  • разделение сложного задания на составляющие;

  • материалы мультимедиа.

Оценка результатов деятельности студентов выставляется методом сложения: общий зачет = сумма частных зачетов. На каждого студента ведется лист учета и контроля "закрытия" пробелов в знаниях (т.е. досдача тем).

Кроме того, основными "точками" контроля знаний студентов являются фронтальный опрос, взаимоопрос, формулирование личного целеполагания по темам курса, обмен мнениями о взаимосвязи художественных полотен, литературных произведений с экономическими проблемами повседневности, составление мультимедийных схем и классификаций.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения





Аудиторные часы

Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Всего

Лекции

Практические

1.

Экономическая культура как наука

12

6

4

2

6

2.

Сущность экономического сознания и его формирование

4

2

2




2

3.

Онтология экономического сознания

6

3

2

1

3

4.

Гносеология экономического сознания

6

3

2

1

3

5.

Праксиология экономического сознания

6

3

2

1

3

6.

Аксиология экономического сознания

6

3

2

1

3

7.

Классификация экономического сознания

4

2

2




2

8.

Мышление как способ формирования экономической культуры

8

4

2

2

4

9.

Экономическое образование

8

4

4




4

10.

Экономическое воспитание

8

4

4




4

11.

Экономическое поведение

12

6

4

2

6

12.

Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в формировании экономической культуры

12

6

4

2

6




Всего

92

46

34

12

46



2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения





Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

№ п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Всего

Лекции

Практические

1.


Экономическая культура как наука.

Сущность экономического сознания и его формирование

14

1

1




13

2.

Онтология экономического сознания.

Гносеология экономического сознания

14

1

1



13

3.

Праксиология экономического сознания.

Аксиология экономического сознания

14

1

1




13

4.

Классификация экономического сознания.

Мышление как способ формирования экономической культуры

14

1

1




13

5.

Экономическое образование.

Экономическое воспитание

16

1

1




15

6.

Экономическое поведение.

Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в формировании экономической культуры

20

3

1

2

17




Всего

92

8

6

2

84



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НАУКА

Экономическая культура - наука о знаниях. Взаимосвязь экономической культуры с экономикой, педагогикой, философией, юриспруденцией, математикой, историей и другими науками.

Объект, предмет экономической культуры.

Задачи экономической культуры.

Функции экономической культуры.

Слагаемые экономической культуры. Уровни экономической культуры.
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Понятие сознания. Основные свойства сознания. Взаимосвязь сознания с мышлением, идеями, пониманием. Структура сознания и его источники. Современные программы анализа сознания: инструменталистские программы, интенциональные программы, кондиционалистские программы. Сознание, логика и экономическая действительность. Сознательное и бессознательное в экономической деятельности.
ТЕМА 3. ОНТОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Экономическое сознание: экономическое целеполагание, экономическое моделирование, экономические гипотезы.

И.Кант, А.Смит, С.Н.Булгаков, В.Д.Попов, И.А.Ильин, Ф.Хайек, К.П.Стожко и др. об экономическом сознании человека.

Экономическое сознание - структурированные знания, иерархия экономических знаний. Принципы иерархии экономических знаний.

Типы экономического сознания.

Формы экономического сознания.

Уровни экономического сознания.
Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Гнозис. Гносеология. Средства сознания: информация, отношения человека к предмету и объекту познания.

Мотивы сознания. Мотивы активизации экономической деятельности человека.

Мотивация. Механизм мотивации. Мотивация нормативная, побудительная, стимулирующая. Потребности, притязания, ожидания, стимулы экономической мотивации.

История вопроса мотивации труда человека (Ф.Тейлор, Э.Мейо, Д.Мак-Клеланд, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, А.Маслоу, К.Альдерфер, Д.Аткинсон и др.).

Взаимосвязь проблемы мотивации труда и оплаты труда.
Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Праксиология. Адаптация. Виды адаптации. Адаптивно-адаптирующие свойства человека. Адаптационные свойства человека: подчинение экономической среде, обновление среды, ритуализм, бунт, мятеж.

Связи субординации, связи управления, дисциплинарные и режимные связи, связи преемственности, инициативные связи для адаптации в социально-экономической среде.

Темпы адаптации.

Факторы адаптации к социально-экономической среде. Индивидуально-личностные факторы адаптации: уровень знаний, умений и навыков; личностная мотивация; индивидуально-психологические свойства.

Функции адаптации: первичная адаптация, вторичная адаптация. Адаптация к трудовой деятельности на предприятии.

Уровень адаптации. Результат адаптации - формирование новых потребностей.
ТЕМА 6. АКСИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Понятие об экономической аксиологии.

Идея ценности и ее развитие в общей аксиологии. Методологические подходы к исследованию аксиологии.

Индивидуальные виды ценностей. Общечеловеческие ценности: ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностная установка, ценностная ориентация, образование и воспитание.

Свобода - высшая ценность в шкале аксиологии экономического сознания.

Интеллектуальные способности человека.

Креативность. Источники креативности. Уровни креативного процесса. Сознательные и бессознательные компоненты креативности. Внешние и внутренние качества креативного человека. Ограничения, мешающие творчеству. Возрастные этапы креативности человека.
ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

По философской основе (интенциональное, инструменталистское, кондиционалистское), по формам (политическая идеология, правосознание, мораль, религия, наука, искусство, экономическое сознание, экологическое сознание), по уровням (общественная психология, общественная идеология, чувственно-рациональное сознание, эмоционально-ценностное сознание), по способам (спонтанное, институционализированное), по видам (обыденное, теоретическое, научное, истинное), по типам (групповое, нормативное, обыденное, массовое, общественное), по функциям (прием информации, переработка информации, творческое преобразование новых знаний), по психологическим подходам (волевая функция, память, чувственность, мышление, эмоции, мнемимика).
ТЕМА 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные подходы к формированию понятия мышления.

Мнения ученых об экономическом мышлении человека. Мышление как познавательный процесс. Виды экономического мышления: теоретико-понятийное, теоретико-образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Основные операции и процедуры мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, суждение, умозаключение, индукция и дедукция. Эмоции как способы стимулирования мышления.

Типы людей по характеру экономического мышления.

Уровни экономического мышления.
ТЕМА 9. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Причины введения в учебный план образовательных учреждений экономических дисциплин. Цели и задачи экономического образования. Принципы экономического образования. Интегративные функции экономических дисциплин.

Государственное и негосударственное экономическое образование.

Факторы, определяющее содержание экономического образования.

Требования к государственному стандарту экономического образования. Требования к национально-региональному стандарту экономического образования. Условия реализации стандарта образования.
ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Проблемы содержания экономического воспитания. Цели и задачи экономического воспитания.

Принципы экономического воспитания: связь с жизнью и практикой, формирование определенных экономических качеств личности, формирование экономического мышления и сознания, нового мировоззрения, экономическая компетентность.

Методы экономического воспитания. Средства экономического воспитания. Формы и виды форм экономического воспитания.
ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Структура экономического поведения: дисциплина труда, экономическая ответственность, трудовая активность, экономическое мышление.

Виды экономического поведения.

Факторы формирования экономического поведения: убеждения и мотивы, интересы, социальная установка, учет чувств и настроений личности, учет свойств и качеств личности, творчество.

Модели экономического поведения людей.

Уровни сформированности экономического поведения.

ТЕМА 12. РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Образовательная диагностика: параметры образовательной диагностики (знания, умения, навыки, способы деятельности, уровни развития способностей), диагностика личностных качеств, диагностика и оценка творческой деятельности. Самооценка и оценка результатов экономического обучения и поведения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск