2006 год
Конспект урока № 1 | 10 класс
|
| Тема: Выбор и теория полезности
|
Тема:
| Выбор и теория полезности
| Цели:
|
| Образовательные
| Научить добывать информацию необходимую для поиска решения и оценивать её.
Научить сопоставлять и оценивать варианты решения.
Научить принимать рациональные решения.
| Воспитательные
| Понимание проблемной ситуации принятия решения
| Развивающие
| Развитие альтернативного мышления
| Тип урока
| обучающий
| Оборудование урока:
|
|
| Методические материалы
|
| Дидактические материалы
| Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5
| Демонстрационные материалы
| презентация
| Ход урока
| Содержание урока
| Методы, приемы, методики
| Организационный момент
|
| Создаю мотивацию к изучению данной темы
| Кто такой циник? Это человек, который знает цену всему и не ценит ничего. Оскар Уайлд
Каждый день каждый из нас принимает бесчисленное количество раз решение о том, как распределить наш ограниченный запас денег и времени. Нужно позавтракать или можно подольше поспать? Посвятить утро изучению экономики или послушать какую-нибудь музыку? Купить новый автомобиль или отремонтировать старый? Потратить деньги или сберечь на будущее? Сопоставляя взаимоисключающие потребности и желания, мы делаем выбор, из чего и состоит наше ежедневное существование.
Совокупность таких индивидуальных решений, лежит в основе кривой спроса и ценовой эластичности. Мы изучим основные принципы потребительского выбора и поведения, это расширит наше понимание спроса. Мы увидим, что стремление индивидуумов к получению наиболее предпочтительного набора потребительских товаров объясняет рассмотренные нами законы рыночного спроса и узнаем, как измеряется выгода, которую получает каждый из нас, участвуя в рыночной деятельности.
|
|
|
| Основная часть урока | Метод направляющего текста | Объяснение новой темы | Выбор и теория полезности
| Фаза получения информации: | Объясняя поведение человека, экономическая теория, основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и у слуги, которые они оценивают наиболее высоко. Для того, чтобы описать процесс потребительского выбора, экономисты сто лет назад разработали концепцию полезности. С помощью этой концепции им удалось описать кривую спроса и объяснить ее свойства.
Что мы понимаем под полезностью? Говоря кратко, полезность означает удовлетворение. Более точно, под полезностью подразумевается степень предпочтения товаров и услуг потребителем. Если корзина А имеет большую полезность для Владимира, чем корзина Б, то мы можем сказать, что Владимир предпочитает корзину А корзине Б. Часто под полезностью понимается субъективное удовольствие или польза, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Но вы должны четко осознавать, что полезность не является психологической функцией или чувством, которые доступны наблюдению и измерению. Скорее, полезность является научной концепцией, используемой экономистами для объяснения процесса распределения рациональными потребителями своих ограниченных ресурсов между товарами, приносящими удовлетворение. В теории спроса мы говорим о том, что люди максимизируют полезность. Это означает то, что они выбирают такой набор потребительских благ, который они наиболее предпочитают.
Предельная полезность и закон убывающей предельной полезности
Какую роль играет полезность в теории спроса? Предположим, что потребление первой единицы блага, например, мороженого, доставляет вам удовлетворение или полезность определенного уровня. Вообразите, что вы потребляете вторую единицу. Общая полезность, полученная вами, возросла потому, что потребляя вторую единицу блага, вы получили некоторую дополнительную полезность. Что можно сказать о потреблении третьей и четвертой единицы того же блага? Если вы съели достаточно много мороженого, то, в конце концов, вместо того, чтобы получать полезность, вы заболеете.
Нам осталось сделать один шаг для того, чтобы понять фундаментальное экономическое понятие предельной полезности.
Потребление дополнительной порции мороженого приносит вам дополнительное удовлетворение или полезность. Приращение к вашей полезности называется предельной полезностью.
Выражение «предельный» является ключевым в экономической теории и всегда используется в смысле «дополнительный».
| Практическая работа | Приложение 1 | Фаза планирования |
| Что надо сделать?
Как следует сделать?
исполнение поставленной задачи
Выполнено ли задание по всем правилам?
| направляющие вопросы
рабочий план
обработка задания
контрольные
вопросы
предметная беседа
с учителем
|
|
|
| Заключительная часть урока
|
|
| Подведение итогов
|
|
| Домашнее задание
|
|
| |