Рабочая программа
Экономика (X класс)
(17 часов)
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:
переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
отсутствием специального предмета в школе;
недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель курса:
усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Работа элективного курса строится на принципах:
междисциплинарности;
научности и доступности;
экологичности;
личностно-деятельностного подхода;
гуманизации.
Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.
В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО). В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
что такое экономика;
виды экономических систем;
функции денег;
роль государства в экономике;
взаимосвязь между ценой и спросом;
ценовую эластичность предложения;
равновесие рынка;
вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
роль малого бизнеса в экономике;
финансирование бизнеса.
должны уметь:
использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
различать виды экономических систем;
строить кривые спроса и предложения;
находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
находить равновесную рыночную цену;
составлять бизнес-план;
определять потребности проекта в денежных средствах;
анализировать финансовые отчеты;
пользоваться различными источниками информации.
Формы контроля:
уроки самооценки и оценки товарищей;
презентация бизнес-плана;
тестирование;
задания в рабочей тетради;
работа в «экономической лаборатории».
№
| Тема
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| лекция
| практикум
| 1
| Что такое экономика?
| 2
| 1
| 1
| Ролевая игра «Открываем ограниченность».
Анализ кривых производственных возможностей.
| 2
| Экономические системы
| 2
| 1
| 1
| Упражнение «Экономические загадки».
Тест.
| 3
| Спрос
| 2
| 0,5
| 1,5
| «Экономическая лаборатория».
Тест.
| 4
| Предложение
| 2
| 0,5
| 1,5
| «Экономическая лаборатория».
Тест. Экокроссворд.
| 5
| Равновесие рынка
| 2
| 0,5
| 1,5
| Построение графиков. Тест.
Решение задач.
| 6
| Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.
| 2
| 1
| 1
| Анализ месячного бюджета семьи.
Тест.
«Экономическая лаборатория».
| 7
| Бизнес и предпринимательство
| 3
| 1
| 2
| Бизнес-план. «Экономическая лаборатория».
| 8
| Финансирование бизнеса
| 2
| 1
| 1
| «Экономическая лаборатория».
Тест.
|
| Всего
| 17
| 6,5
| 10,5
|
| ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Что такое экономика? (2 часа)
Понятие «Экономика». Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений. Тема 2. Экономические системы. (2 часа)
Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Понятие и структура экономических систем. Основные типы экономических система. Традиционная система. Командная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления. Проблема координации в различных экономических системах. Деньги. Тема 3. Спрос. (2 часа)
Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный спрос, рыночный спрос. Объем спроса. Изменение в величине спроса. Факторы, оказывающие влияние на спрос. Ценовая эластичность спроса. Тема 4. Предложение.(2 часа)
Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены. Факторы, оказывающие влияние на предложение. Тема 5. Равновесие рынка.(2 часа)
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Как определить равновесную цену? Дефицит и избыток товаров и услуг. Равновесие на рынке. Очищение рынка. Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. (2 часа)
Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка. Тема 7. Бизнес и предпринимательство.(3 часа)
Бизнес. Предпринимательство. Классификация предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательской деятельности. Малый бизнес. Бизнес-план.
Тема 8. Финансирование бизнеса.
Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.
Список, используемой литературы:
Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2007.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. -М.: Дрофа, 2012.
№ урока
| Содержание
(разделы, темы)
| Кол-во
часов
| Даты проведения
|
| Дом. задание
| план
| факт
|
|
|
| Что такое экономика?
| 1
|
|
|
| §1
|
| Потребности и ресурсы. Проблема выбора.
| 1
|
|
|
| §2
конспект
| 3.
| Экономическая система. Виды
| 1
|
|
|
| §3 конспект
| 4.
| Проблемы координации в экономической системе
| 1
|
|
|
| § 3,4
| 5.
| Структура рынка
| 1
|
|
|
| § 5
| 6.
| Спрос. Ценовая эластичность спроса.
| 1
|
|
|
| §5конспект
| 7.
| Предложение
| 1
|
|
|
| § 6,7
| 8.
| Ценовая эластичность предложения
| 1
|
|
|
| § 6,7
| 9.
| Взаимодействие спроса и предложения
| 1
|
|
|
| § 8,9 таблица
| 10.
| Дефицит и избыток товаров и услуг
| 1
|
|
|
| § 10,11
| 11.
| Семейный бюджет
| 1
|
|
|
| Конспект, доклад
| 12.
| Права потребителя в условиях рынка.
| 1
|
|
|
| § 12, конспект
| 13.
| Бизнес. Предпринимательство.
|
|
|
|
| § 15-17
| 14.
| Классификация предпринимательской деятельности.
| 1
|
|
|
| § 18-19
| 15.
| Малый бизнес. Бизнес-план.
| 1
|
|
|
| § 20
| 16.
| Финансовые рынки
| 1
|
|
|
| § 21
| 17.
| Финансовая отчетность бизнеса.
| 1
|
|
|
| § 22
|
|