Скачать 190.18 Kb.
|
Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» (2 часа) Основные цели и задачи:
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока: . Наглядный материал: компьютерная презентация темы. Технические средства обучения: компьютер и проектор. План изучения нового материала
На 1 уроке изучение 1-3 вопросов На 2 уроке изучение 4-5 урока, отработка основных понятий темы (работа с терминами), выполнение упражнений на закрепление понятий, работа с текстом . 1 урок. Ход урока.
(Организация беседы) Зачем государство вмешивается в рыночные отношения ? Кто должен оплачивать работу библиотек , светофоров и маяков ? Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса ? 2. Учитель обобщает и вводит новые понятия, организует работу с учебником: Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Работа с учебником: стр. 79 Какие экономические цели у государства в рыночной экономике? Учащиеся перечисляют: 1.обеспечить экономический рост; 2.создать условия экономической свободы; 3. обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность 4.заботиться об обеспечении полной занятости; 5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др. 3. Учитель: Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. Назовите перспективные и текущие цели экон. политики государства. (Работа с учебником: стр.79 ) Учитель: В экономической политике выделяют, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. Задание: Дополните перечень направлений экономической политики. Ответы учащихся. 4. Задание учащимся Найти и выписать :Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? (Работа с учебником) 5. Работа с новыми понятиями: Общественные блага— это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Вопрос: Какие еще общественные блага обеспечивает государство? Внешние эффекты— связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов. Учитель: С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Вопрос: Какие новые экономические функции появились у государства? Ответы учащихся: (Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.) Учитель: Почему важнейшей функцией государства в рыночной экономике является поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы? Ответы учащихся: (С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.) Учитель обобщает: - современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы; - экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач. Переход ко 2 вопросу плана Обсуждение вопроса: Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства? Учитель обобщает: Для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные инструменты. Вопрос: Какие В государственной направления являются главными в экономической политике государства? ( стабилизационное и структурное.) Составьте схему главных направлений государства в экономической политике Работа с учебником стр. 82 Схема 2 главных направления государства в экономической политике Стабилизационное Структурное бюджетно-налоговая гос поддержка особо важных для (фискальная ) и кредитно-денежная развития всего хозяйства страны отраслей (монетарная ) политика. Производство общественных благ приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. Учитель: Какими методами осуществляется воздействие государства на рыночный механизм? (прямого и косвенного регулирования.). Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм Работа с учебником стр.83 Схема 2 пути воздействия государства на рыночный механизм Прямое регулирование Косвенное регулирование (использование преимущественно ( использование административных методов) экономических методов) законодательная монетарная деятельность и фискальная политика Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия? После обсуждения в схеме появляются дополнения Примеры административных методов:
Примеры косвенных форм:
Учитель: Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом: Учащиеся переносят схему в тетрадь. Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство. Учащиеся знакомятся с сущностью 2 взглядов. Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему. Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать. Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе "Общая теория занятости, процента и денег". Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры. Учитель: Какую позицию выбрали бы вы? Ответы учащихся. Переход к 3 вопросу плана Работа с учебником. Организация беседы стр 83 Вопросы: Что означает монетарная политика? Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Какова цель монетарной политики? Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Как происходит этот процесс? Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме. Кто является проводником монетарной политики ? центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. Какие рычаги воздействия имеет Центральный банк? Учетная ставка процента и норма обязательных резервов Работа с новыми понятиями. Учетная ставка процента— норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков, которые они должны держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Задание: Составьте логические цепочки:
2. Что происходит, если Центральный банк понизит Учетную ставку процента? 3. Что происходит, если Центральный банк повысит норму обязательных резервов? 4. Что происходит, если Центральный банк понизит норму обязательных резервов?
«+» - снижение инфляции «-» - спад производства Последствия:
Последствия:
«+» - снижение инфляции «-» - спад производства Последствия:
Последствия: Учитель обобщает: Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, или нормы обязательных резервов, стимулируя или ограничивая производство и потребление, что помогает экономике развиваться стабильно. Домашнее задание: § 7 стр. задание № 1 после параграфа 2 урок. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и закрепление полученных знаний) Ход урока.
Цели урока: Образовательная. -систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Государство и экономика»; Развивающая: развитие умений и навыков работы с тестами, с заданиями на соответствие, со свободным ответом (с соответствии с заданиями ЕГЭ) Воспитательная: способствование формированию ответственности, самостоятельности, инициативы 2.Проверка домашнего задания: Вопрос №1. Россия имеет значительный государственный долг . Как найти эффективные пути его погашения ? Аргументируйте свои предложения . (Ответы учащихся) Учитель: Продолжить изучение темы «Государство и экономика » хотелось бы словами Дж. Фейлана, современного американского экономиста «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим , получая прибыль в виде налогов» Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся) 3. Учитель вводит новые понятия, организует работу с учебником (стр .85) - Что такое фискальная политика? Какова ее цель? (Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Цель- обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.) - Что такое государственный бюджет? Кто его утверждает? Государственный бюджет — это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. - Какие виды гос. расходов вы знаете? (национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение.) Как вы считаете, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными? (Ответы учащихся) Главные источники доходов государства — налоговые доходы. Какие виды налогов вы знаете? Приведите примеры. (прямые- налог на имущество, налог на прибыль, подоходный налог; Косвенные- таможенные пошлины, акцизные сборы, налог с продаж) Учитель: Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Почему важно, чтобы все граждане платили налоги? (Ответы учащихся) - Объясните смысл следующего высказывания : «Налоги — это цена , которую мы платим за услуги государства» . Проиллюстрируйте свое мнение примерами. (Ответы учащихся) 4.Задание: Составьте логические цепочки: Как влияет налоговая политика любого государства на экономику?
= снижение экономической активности фирм и граждан = уменьшение денежной массы в обращении Последствия - «+» - снижение инфляции «-» - спад производства И наоборот:
= повышение экономической активности фирм и граждан = увеличение денежной массы в обращении Последствия - «+» оживление экономики, подъем производства «-» - увеличение инфляции 5. Учитель организует работу с учебником: Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов. Что происходит в случае превышения расходов над доходами? (дефицит бюджета) Как государство покрывает дефицит бюджета? Работа с учебником стр.86
Учитель обобщает: Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг. Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики. 6. Учитель организует беседу: - Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему? (Учащиеся высказывают свое мнение) 7.Учитель обобщает: Государство должно: - Охранять экономические свободы; - Компенсировать слабости рынка; - Поддерживать предпринимательскую активность граждан; - Способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан. Роль государства в современной экономике очень важна. Без деятельности государства она не смогла плавно и поступательно развиваться. Но при всей важности этой роли, государство не должно умалять значения и других необходимых экономике институтов: рынков, фирм, потребителей. 8. Учитель: Теперь разобьемся на 3 группы в соответствии с рядами и выполним предложенные задания. (Приложение №1) 1 ряд работает над тестами часть А 2 ряд выполняет задания Б части2 . 3.ряд выполняет задания С части 3. (Задания части С соответствуют работе с текстом после параграфа, т.к. части А и В выполняют быстрее, стр89 ) Работа с раздаточным материалом. После выполнения заданий ряды обмениваются между собой. 9.Учитель контролирует работу учащихся. Задания Части С обсуждается и комментируются. 10. Подведение итогов работы. Домашнее задание: Повторить § 7. Выполнить задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Стабилизационная политика государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Приложение №1. Задания. Часть А. А1. Дефицит государственного бюджета - это 1) снижение внешнего долга государства 2) превышение государственных расходов над доходами 3) сокращение объема денежной массы 4) уменьшение числа налоговых поступлений. А2. Верны ли следующие суждения о налогах? А. Прямые налоги входят в стоимость товара и уплачиваются покупателями продукции. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А3. К расходной части государственного бюджета относится (-ятся) 1) выплата заработной платы учителям, врачам. 2) собранные с населения и фирм налоги 3) кредиты, возвращенные странами – должниками, 4) прибыль государственных предприятий. А4. Что является источником доходов государственного бюджета? 1) прямые и косвенные налоги. 2) пенсионный фонд. 3) содержание государственного аппарата. 4) правоохранительная деятельность. А5Денежно - кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность 1) министерство экономики 2) министерство финансов 3) Центрального банка 4) правительства на основе решений, принимаемых его председателем А6.Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета? А. Дефицит государственного бюджета может погашаться иностранными займами и кредитами. Б. Дефицит государственного бюджета может устраняться путем снижения таможенных пошлин. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть В. В2.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «бюджетно- финансовая политика». Косвенные налоги, бюджет, бюджетный дефицит, учетная ставка, субсидии. Ответ:________________________________. В3-1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)
В3-2 Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)
В4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, отражающие инструменты кредитно – денежной политики государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышение налогов 2) изменение ставки обязательного резервирования 3) девальвация валютного курса 4) операции на открытом рынке 5)изменение учетной ставки Ответ:___________________. Часть С. Государство в условиях рыночной экономики Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом. (А. Пороховский) С 1 Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте? С 2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. С 3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. С 4.Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор ? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера. Ответы Часть А. А1-2, А2-4, А3-1, А4-1,А5-3, А6-1. Часть В В1- учетная ставка; В3-1 -
В3-2-
В4- 2,4,5. Часть С. С1. 1) борьба с монополиями; 2) поддержка и развитие конкуренции; 3) поддержка стабильности рыночной системы. С2. 1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: - благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы; - расширение производства общественных благ; - создание правового поля в предпринимательской сфере. 2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: - принятие Гражданского кодекса (правовое поле); - борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат); - проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ). Могут быть приведены другие примеры С3. В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции: 1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования; 2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя; 3) стимулирует снижение затрат производства; 4) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг. С4 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики; 2) приведены два аргумента, например: в демократическом обществе - налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом; - судебная система обеспечивает правовую защиту граждан. 3) в качестве пояснения приведен пример, допустим: - предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия; - избиратели могут потребовать от своего депутата отчёт о его голосовании по экономическим вопросам. |