НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Примерная
основная образовательная программа высшего профессионального образования
Направление подготовки (специальность) 080200.62 - Менеджмент
________________________________________________________
(указывается код и наименование направления подготовки (специальности) в соответствии с ФГОС) Квалификация (степень) выпускника _бакалавра______________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС) Нормативный срок освоения программы __108/3____________
(указывается нормативный срок освоения программы в соответствии с ФГОС)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ______Менеджмент_________________ Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
___080200.62 - Менеджмент (указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей)) Квалификации (степени) выпускника ___бакалавар____________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
1. Цели и задачи дисциплины: Основной целью курса является привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента.
Данная цель предполагает выделение ряда взаимосвязанных учебных задач:
1. изучение истории развития менеджмента и основных школ менеджмента: научного управления, человеческих отношений, социальных систем и др.;
2. рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией;
3. изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также разновидностей организационных структур и их эволюции в рыночной экономике;
4. анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры;
5. рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, построения коммуникационных связей и отношений, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала;
6. изучение процессов групповой динамики, стилей управления и лидерства в организации.
7. ознакомление с основными национальными моделями менеджмента: японский, американский, российский стили управления.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Менеджмент» включена в базовую часть «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Освоение курса предполагает наличие у студентов знаний в рамках следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Психология». В процессе освоения лекционного материала, при проведении семинарских занятий и в ходе самостоятельной работы студенты должны получить глубокие знания о принципах и методах управления современной организацией. Кроме того, студенты должны освоить исторические этапы становления менеджмента, понять подходы основных школ менеджмента, структуру и взаимосвязь цикла учебных дисциплин по менеджменту. Дисциплина должна помочь студентам овладеть основными понятиями менеджмента, выработать навыки системного мышления, самостоятельного принятия управленческих решений.
(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Знание основных этапов эволюции управленческой мысли;
Понимание основ и принципов проектирования организационной структуры;
Знание процедур разработки методов контроля;
Способность использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
Готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
Готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям.
________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
принципы развития и закономерности функционирования организации;
роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
основные бизнес-процессы в организации;
принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
виды управленческих решений и методы их принятия
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
типы организационной культуры и методы ее формирования;
основные и теории и подходы к осуществлению организационных изменений
теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации,
содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации
разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;
Владеть:
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы
навыками деловых коммуникаций
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| I
| II
| III
| IV
| Аудиторные занятия (всего)
| 108/3
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
|
|
|
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
| 16
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
| 68
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен
|
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
| 108
|
|
|
|
| 3
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.
| Особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Великая промышленная революция и ее роль в становлении менеджмента (А.Смит, Аркрайт, Ч. Бебидж и др.). Этимология и трактовка понятия «менеджмент». Уровни менеджмента в организации. Основные подходы к определению эффективности организации. Функции менеджмента в организации. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Особенности проявления менеджмента в культуре различных стран. Российский менеджмент на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Школа научного менеджмента. Формирование отечественных подходов к управлению в начале 20 века. Административная школа. Школа «человеческих отношений» и «новая школа наук о поведении». Школа социальных систем. Эмпирическая и ситуационная школы. «Новая школа науки управления». Современные воззрения на управление. Концепция «обучающейся организации». Процессный подход в менеджменте. Системный подход. Типы и характеристики систем. Организация как открытая социотехническая система. Концепция 7-С.
| 2.
| Ситуационный подход. Стратегическое управление.
| Сущность ситуационного подхода. Зависимость организации от внешней среды. Неопределенность среды и методы решения данной проблемы. Сущность стратегического управления. Структура стратегического управления. Уровни разработки стратегии. Внутренняя среда организации и факторы внешнего воздействия. SWOT - анализ. Основные методы анализа бизнес-портфеля организации. Формулирование миссии и целей организации. Стратегии создания конкурентных преимуществ. Инновационные стратегии бизнеса. Эталонные стратегии бизнеса. Критерии выбора стратегии. Реализация стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии.
| 3.
| Построение организационных структур и проектирование работы.
| Понятие «организация». Теория «жизненного цикла организации». Понятие «организационная структура». Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Зависимость организационной структуры от ситуационных факторов. Организационная конфигурация и ее разновидности по Г.Минцбергу. принципы проектирования организационной структуры: специализация труда, департаментализация. централизация и децентрализация, масштаб управляемости и контроля, делегирование полномочий, формализация. Взаимоотношения линейных и штабных работников. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Современные тенденции развития организационных структур. Стратегия и структура организации. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация рабочих мест, обогащение труда, социотехническая схема. Влияние технологии на организационную структуру.
| 4.
| Мотивация как функция менеджмента.
| Понятие «мотивация». Процесс мотивации. Соотношение между мотивированием и стимулированием. Содержательные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория Портера – Лоулера. Теория справедливости С. Адамса. Управление по целям (П. Друкер, Э. Локк). Мотивационная теория подкрепления. Современные подходы к трудовой мотивации. Наделение властью. Обогащение труда.
| 5.
| Контроль как функция менеджмента.
| Контроль как функция менеджмента. Связь функции контроль с другими функциями менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Методы контроля. Эффективный контроль. Бюрократический контроль. Децентрализованный контроль.
| 6.
| Принятие управленческих решений.
| Уровни принятия решений в организации. Классификация управленческих решений. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональное принятие решений. Этапы рационального принятия решения. Классификация проблем. Методы принятия решений. Количественные методы. Качественные методы. Неформальные методы. Теории принятия решения: рациональная модель, модель ограниченной рациональности Г.Саймона, модель Г.Минцберга, модель «мусорного ящика».
| 7.
| Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации
| Коммуникационный процесс. Типы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Стили коммуникации в организации. Преграды при коммуникациях и их преодоление. Убеждение как функция коммуникации. Конфликты в организациях. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Типы конфликтов. Уровни конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структурные и межличностные методы управления конфликтами в организации.
| 8.
| Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.
| Влияние и власть. Баланс власти. Формы власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену. Лидерство и руководство. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Три стиля руководства. Исследования лидерства в Огайо и Мичигане. Типология лидерства по Р. Лейкерту. Типология Танненбаума и Шмидта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда. Теория «путь-цель» Хауса и Митчелла. Теория В. Врума. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Заменители лидерства. Лидерство в теории социального научения.
| 9.
| Организационная культура.
| Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа. Формирование и поддержание организационной культуры. Организационные обряды. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель У. Оучи.
| 10.
| Управление организационными изменениями.
| Организационное развитие. Управление изменениями. Типы изменений. Движущие силы изменений. Сопротивления изменениям: формы, источники. Методы преодоления сопротивлений по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру. Обучающаяся организация.
|
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| …
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.
| 4
|
|
| 4
| 6
| 14
| 2.
| Ситуационный подход. Стратегическое управление.
| 4
|
|
| 4
| 6
| 14
| 3.
| Построение организационных структур и проектирование работы.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 4.
| Мотивация как функция менеджмента.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 5.
| Контроль как функция менеджмента.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 6.
| Принятие управленческих решений.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 7.
| Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 8.
| Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 9.
| Организационная культура.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
| 10.
| Управление организационными изменениями.
| 2
|
|
| 2
| 6
| 10
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(часы/зачетные единицы)
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| 3.
|
|
|
| …
|
|
|
|
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_курсовые работы по дисциплине «Менеджмент» не предусмотрены учебным планом ______ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003.
Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003.
б) дополнительная литература
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.
Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – М., 2003
Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.
Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: ТЕИС, 2004.
Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.
П. Дойль. Менеджмент: стратегия и тактика. Под ред. Ю.Н. Каптуревского — СПб: Издательство «Питер», 1999.
Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 1996.
Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.
Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.
Корицкий Э., Нинцева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. СПб: Питер, 1999.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, 1995.
Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию, 2-е издание – СПб.: «Питер», 2003
Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.
Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1999
Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошар С. Стратегический процесс: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий: Пер. с англ. СПб: Питер, 2000.
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 1986.
Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Робсон М. От идеи к решению. Пер. с английского: М.: Три Л, 2000.
Томпсон-мл., А. Артур, А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямc", 2002.
Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: Инфра-М, 1999
Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. - М., 2001
Хамел Г. Прахалад К.К. Конкурируя за будущее, Москва. Олимп-Бизнес. 2002. 248 стр.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.
Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.
Российские журналы: «Компания», «Власть», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Проблемы теории и практики управления».
Drucker, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002. - 205 с.
Needle, D. Business in context: an introduction to business and its environment / Needle, D. - London: Thomson Learning, 2002.
Harrison J., John C. Strategic management of organizations and stakeholders. N.Y., 1996.
Hofstede G.J. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, Sage Publications, 2001
Pettinger, R. Introduction to management / Pettinger, R. - New York: PALGRAVE, 2002.
Schneider, S.C. Managing across cultures / Schneider, S.C.; Barsoux, J.-L. . - Harlow: Prentice Hall, 2003.
Waterman R., Peters T. In Search of Excellence. – N.Y. Harpen & Row, 1982
в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы____ В библиотеке ВШЭ доступен ряд иностранных журналов по менеджменту, а также электронные базы данных Science Direct, Ebsco, Emerald, ProQuest.__ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для проведения полноценных занятий по дисциплине «Менеджмент» необходим проектор и ноутбук для демонстрации слайдов, маркеры и доска, раздаточный материал по соответствующим темам лекций, а также тираж кейсов для семинарских занятий. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) Формы текущего, промежуточного и итогового контроля по дисциплине «Менеджмент»:
текущий контроль – опросы на семинарских занятиях по лекционному курсу; анализ и обсуждение бизнес-кейсов
итоговый контроль – экзамен в форме написания итогового теста (120 мин.)
итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и складывается из оценок за участие в семинарских занятиях (0,4 балла) и итогового теста (0,6 балла).
Список вопросов для самостоятельного изучения:
Тема 1. Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.
Назовите основные значения понятия «менеджмент».
Какие крупные исторические события оказали влияние на становление менеджмента?
В чем состоят основные различия в управлении организацией в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи.
Какие уровни управления можно выделить в организации?
Какие роли менеджера выделяет Г. Минцберг? Проявляются ли все эти роли на всех уровнях управления.
Назовите основные подходы к оценке эффективности деятельности организации. В чем преимущества и недостатки этих подходов?
Какие виды деятельности и функции управления выделял А. Файоль?
В состоит различие между «единством командования» и «единством руководства» по А. Файолю.
Чем различаются взгляды Ф.У. Тейлора и А. Файоля на управление?
В чем состоят преимущества и ограничения методологии научного менеджмента?
Назовите основные преимущества и недостатки модели бюрократической организации по М.Веберу.
Каким образом оказала влияние на дальнейшее развитие теории и практики менеджмента «школа человеческих отношений»?
Какие основные и связующие функции менеджмента выделяются в современном процессном подходе?
Раскройте значение понятия «организация как открытая социотехническая система».
Назовите основные преимущества и недостатки модели 7С.
Какие черты американского и японского управления присутствуют в теории «Z» У.Оучи?
Тема 2. Ситуационный подход. Стратегическое управление.
В чем состоит основная идея ситуационного подхода в менеджменте?
Что такое «неопределенность» и чем она обусловлена?
Назовите основные способы снижения неопределенности и установления контроля над внешней средой.
Чем отличается стратегический менеджмент от оперативного управления?
Выделите основные факторы макро- микроокружения организации, оказывающие на нее влияние?
В каких областях деятельности организации могут создаваться конкурентные преимущества?
Назовите основные подходы к анализу внешней и внутренней среды организации.
Назовите основные требования к формулированию миссии и ее функции?
Укажите основные требования к постановке целей.
В каких областях деятельности организации устанавливаются цели?
Назовите базовые стратегии достижения конкурентных преимуществ.
Дайте характеристику эталонным стратегиям бизнеса.
Какими факторами обусловливается выбор стратегии организации?
Каким образом осуществляется реализация избранной стратегии?
|