Скачать 51.47 Kb.
|
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида «Ромашка» Конспект открытого занятия по грамоте ТЕМА: Из Алфавитинска в Буквоград Учитель-дефектолог: Кизуб А.О. г.Одинцово 29 февраля 2012г. ЦЕЛЬ: - закреплять и дифференцировать понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово»; - дифференцировать понятия «гласный» и «согласный» звук; - дифференцировать звуки по твердости и мягкости; - закрепить понятия «ударение», «знаки препинания»; - закрепить навык звуко-буквенного анализа и синтеза с опорой на картинку; - развивать связную речь; - развивать словесно-логическое мышление; - развивать зрительное и слуховое внимание; - развивать графомоторные навыки; - развивать воображение; - учить детей правильно выражать эмоции. Демонстрационный материал: плакат, кукла Буратино, флажки, картинки с изображением поезда и вагонов, изображения знаков препинания и ударения, молоток. Раздаточный материал: цветные карандаши, картинки с изображением предметов, семафоры, карточки со словами, карточки-схемы. Ход занятия Организационный момент - Сядет тот, кто угадает, какую букву я загадала: 1. Мы запомнили легко: номер первый - буква ...(А). 2. Палочка и палочка, а между ними галочка. (М). 3. На прямую палочку справа села галочка. (К). 4. Что за гласная такая, Не простая, а двойная, И поклясться я готов - Нет ее в начале слов! (Ы). 5. На эту букву посмотри: Она совсем как цифра З. (З). 6. В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. (О). 7. Порвалась «О» в серединке, что осталось на картинке. (С). 8. Она трудилась целый день, забивала гвозди в пень. (Т) 9. Эта буква кочерга, у нее одна нога. (Г). 10. Широко расставив ноги, буква встала на дороге. (Л). I. Беседа: - Когда осенью вы пришли в подготовительную группу, то мы с вами отправились в путешествие в страну под названием «Грамота», в этой стране есть разные города. - Один из этих городов называется Алфавитинск, почему он так называется? (в нем живут буквы). - Проезжая по дорогам этого города, мы с вами узнавали что-то новое и постепенно приблизились к другому городу под названием Книгоград. - Это волшебный город, в нем живут книги и их герои. - Но попасть в этот город могут только те, кто знает буквы и умеет читать. - И вот, один из жителей этого города попал в беду. - Угадайте, кто же это? Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? - Правильно! - Помните, папа подарил ему азбуку и оправил в школу, но он так и не научился читать, потому что продал азбуку и связался с обманщиками. - Много раз Буратино попадал в неприятные истории. - И вот теперь для того, чтобы вернуться домой ему нужно многому научиться. - Буратино необходимо помочь. - Давайте расскажем ему, что мы знаем, а он пусть послушает. II. Путешествие: - Мы отправимся в наше путешествие на автобусе. - Первая остановка «Звуко-буквенская» (дети дают определение «звук», «буква», напомнить, что буквы нужны для обозначения звуков). - Вторая остановка называется «Гласная» (крепим флажок, дети дают определение «гласный звук», называют звуки, вспоминают, каким цветом обозначают). - Третья остановка – «Согласная» (крепим флажок, дети называют звуки, дают их характеристику (на слух), по твердости и мягкости, каким цветом обозначают, работа с семафором). Игра «Семафор» (определить твердость или мягкость звука) - Четвертая остановка – «Слоговая» (крепим флажок, закрепляем понятие «слог», составляют из магнитной азбуки открытые слоги и читают их). - Пятая остановка – «Словесная» (крепим флажок, закрепляем понятие «слово»). Игра «Зашифрованное слово». (работа с карточками, написать под изображенным предметом букву, которая находится в начале слова. Слова: шар, кит, пони, сова, шуба, гуси, лиса, зима, газели радуга). Игра «Прятки» (определение места заданного звука в слове). Игра «Поезд». (дети делят расшифрованное слово на слоги, и по количеству слогов помещают слова в вагоны поезда – 1, 2, 3. Закрепить порядковые числительные). III. Физминутка Одолела нас дремота, Шевельнутся неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянитесь, Потянитесь и проснитесь. Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся. Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик Нам достать Нужно на носочки встать. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за столик сесть опять. - Шестая остановка – «Ударная» (повторить для чего нужно ударение «молоток» на примере слов «зАмок – замОк», дети самостоятельно ставят ударение в расшифрованных словах). - Седьмая остановка – «Предложная» (дети рассказывают, что такое предложение, напомнить, что предложение пишется с большой буквы на основе игры «Поезд» составить предложения со словами (газели, шуба, лиса, радуга, кит, дом, зима…)). - Восьмая остановка - «Знаковая» (повторить названия знаков препинания и повторить составленные предложения с разными интонациями). IV. Итог занятия - Ну вот, ребята мы с вами помогли Буратино добраться до Книгограда. Книга говорит беззвучно, Но понятно и не скучно. Беседуйте, ребята с ней, И станете еще умней! - Я думаю, что сегодня на нашем занятии он узнал много нового, понял что нужно учиться для того чтобы больше не попадать в неприятные ситуации. - И конечно у него появилось много друзей. - И поэтому он решил дать вам по золотой монете. - Буратино прощается с вами и говорит «Спасибо, друзья!» - Как вы думаете, какой знак препинания надо поставить в конце этой фразы? - Молодцы! |