Скачать 363.42 Kb.
|
Тематический почасовой план по курсу "Введение в экономическую теорию и ИЭУ" для студентов экономического факультета специальности "Статистика"
Рабочая программа проведения семинарских занятий по курсу «Введение в экономическую теорию и ИЭУ» Раздел 1. Введение в экономическую теорию: исходные принципы и категории. Тема 1. Предмет экономической теории и ее методологические основы. Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической теории как науки, показать особенности методологии экономического анализа, основные методы познания экономической действительности и базовые модели. Аннотация программы Зарождение и развитие экономической теории. Основные направления современной экономической мысли: неоклассическое направление, неокейнсианство, институционализм. Определение предмета экономической теории различными школами экономической мысли. Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория - общественная наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства - содержание предмета экономической теории. Структура экономической теории. Микро-, макро- и мегаэкономика - составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа. Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Функции экономической теории. Экономическая политика. Основные задачи экономической политики. Позитивная и нормативная стороны экономической теории. Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Диалектический метод. Общенаучные методы: метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сочетание исторического и логического, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа. Первое занятие Вопросы для обсуждения
Второе занятие Вопросы для обсуждения
4. Решение задач. Задача 1 Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов. Задача 2 Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства вооружения (пушки, танки, ракеты) и продукты питания. Назовем их «пушки» и «масло». Допустим, что если все население этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15 000 тонн. Если все ресурсы нации будут брошены на производство пушек, то за год их будет выпущено 6000 штук. Естественно, пушки и масло могут производиться и одновременно. Эти возможности указаны в табл. 1. Таблица 1. Шкала производственных возможностей
1. Начертите график границы производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте «пушки», а по вертикали — «масло». Назовите точки, свидетельствующие о: а) эффективном функционировании системы; б) неудачном выборе общества; в) ситуации, когда производство вообще неосуществимо. 2. Определите альтернативные издержки. Задача 3 Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличилось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20%. Определите, насколько выросла производительность труда за указанный период. Задача 4 Численность занятых увеличилась в 2,9 раза, а объем выпускаемой продукции — в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая — за счет повышения производительности труда. Задача 5 Число рабочих на предприятии сократилось на 20%, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда. 5. Тестовая контрольная работа. Индивидуальные задания 1. Написать эссе на тему (по выбору студента): 1.1. «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное.» (Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон) 1.2. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». (Бернард Шоу) 1.3. «Не зная уроков прошлого, не увидишь, что есть новое.» (Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон) 1.4. «Ежели Вы, Государь, не дадите свободу действия нашим людям в торговле и ремеслах, будут ждать нас великие беды.» (Из послания В. Татищева Петру I) 2. Рассмотреть структурно-логические схемы темы 1. 3. Составить конспекты следующих статей: 3.1. Дзарасов, С. Какая экономическая теория нам нужна? / С. Дзарасов // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 3–15. 3.2. Черковец, В. Первый элемент системы экономических наук / В. Черковец // Рос. экон. журнал. – 2005. – № 3, №4. 3.3. Клейнер Г. Наноэкономика //Вопросы экономики. 2004. №12 4. Выполнить практические задания к теме 1 «Практикума по экономической теории» (варианты 1–4). Темы сообщений и рефератов
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Экономика: учеб./ А. И. Архипов [и др.]; под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. Гл.1. 2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. Гл. 1, 2. 3. Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. Тем. 1, гл. 1, 2; тем. 2, гл. 1. 4. Экономическая теории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В. Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2003. Гл. 1. 5. Экономическая теория: учебник/ под ред. акад. А. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРО-М, 2005. Гл. 1, 2 6. Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: ВУЗ и школа, 2004. Гл. 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Тарасевич В. Постнеоклассический вызов фундаментальной экономической науке // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 107 – 117. 2. Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития (итоговый документ международного симпозиума в МГУ им. М. В. Ломоносова) // РЭЖ. 2004. № 5 – 6. С. 50 – 56. 3. Иншаков О., Фролов Д. Место институционализма в экономической науке // Экономист. 2005. № 10. С. 39 – 44. 5. Новосельский В. Общественное сознание и экономическая политика // Экономист. 2005. № 1. С. 46 – 51. 6. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ // Вопросы экономики. 2005. № 7. С. 53 – 72. Контрольный тест «Экономическая теория как наука» 1 В каком случае изучение экономической теории имеет практическое значение? а) Вы столкнулись с проблемой выбора в супермаркете. б) Вы голосуете на выборах за кандидата, выдвинувшего радикальную программу экономических реформ. в) Экономический кризис в стране требует от вас принятия адекватных хозяйственных решений. г) У Вас собственная столярная мастерская и, как Вам кажется, бизнесу ничто не угрожает. д) Вы безуспешно ищете работу по специальности. 2 Выберите наиболее корректное определение экономической теории. а) Наука о том, как делать деньги. б) Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости. в) Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг. г) Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления. д) Наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов. е) Наука о принципах экономической политики. 3. Фундаментальный вопрос экономики - это: а) Обеспечение каждого квартирой, машиной и счетом в банке. б) Справедливое перераспределение доходов и устранение нищеты. в) Дать работу всем, кто хочет работать. д) Решение проблемы ограниченности ресурсов. 4. Что из ниже перечисленного изучает микроэкономика, а что макроэкономика? а) Скрытая безработица на белорусских предприятиях. б) Индекс цен потребительских товаров в 1999 году. в) Цена растительного масла в Витебской области в апреле 1999 года. г) Инновационная деятельность фирмы, направленная на модернизацию производства и увеличение выпуска продукции. д) Государственный бюджет. 5. Что изучает микроэкономика? а) Экономику как целостную систему. б) Уровень безработицы и уровень цен в экономике. в) Экспорт и импорт товаров, промышленного сырья и товаров народного потребления. г) Законы и закономерности развития предприятий, фирм, домашних хозяйств, рынков конкретных производственных ресурсов. д) Спрос и предложение в экономике. е) Курс доллара в обменных пунктах. ж) Принципы налогообложения. з) Приватизацию предприятий госсектора. 6. Что изучает макроэкономика? а) Законы и закономерности развития национальной экономики. б) Спрос и предложение на отдельные товары. в) Экономические издержки и пути их сокращения. г) Систему показателей эффективности использования производственных ресурсов на предприятии. д) Рост заработной платы работников бюджетной сферы. е) Рост мировых цен на нефть. ж) Экономический рост в Беларуси. 7. Какая из экономических целей общества имеет точное количественное измерение? а) Справедливое распределение доходов. б) Экономическая свобода. в) Полная занятость. г) Рост Валового Национального Продукта (ВНП) д) Эффективное использование ограниченных ресурсов. е) Экономический рост. 8. Экономико-математическое моделирование: а) Допускает в анализе некоторые нереалистичные допущения, чтобы избежать включения второстепенных деталей. б) Учитывает состояние экономической системы в прошлом и помогает строить планы на будущее. в) Основывается исключительно на реалистичных допущениях. г) Объясняет, как функционирует экономическая система и отдельные ее сектора. д) Описывает идеал, к которому мы должны стремиться, и ради достижения которого мы должны работать. 9. Что такое экономическая политика? а) Предвыборная программа кандидата в президенты. б) Защита государственных экономических интересов. в) Деятельность по обеспечению материальных интересов больших групп людей. г) Объявление войны государству-экспортеру бракованной продукции. |