Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации18.12.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030500.18 - "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)"

ВОРОНЕЖ - 2005

Методическое пособие по изучению дисциплины «Международная экономика» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины отраслевой подготовки» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Составитель пособия:

Старший преподаватель Бейлина А.Ф.

Рецензенты:

к. э. н., доцент Дайнеко Е.Ю.

к. т. н., доцент Чурилов М.Ф.

Обсуждено на заседании кафедры экономики ВГПУ

"__" _________ 200_ г., протокол № __.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





    1. Цели и задачи преподавания дисциплины


Среди дисциплин, формирующих систему экономического знания современного специалиста, в области экономики большое значение имеет курс «Международная экономика».

Данный курс завершает изучение уже полученных ранее экономических основ. Некоторые вопросы рассматриваются в заключительных темах курса экономической теории. В то же время они составляют самостоятельную науку, которая строится на знаниях, полученных студентами при изучении основ рыночной экономики. Представленный курс является частью экономической теории, изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных агентов разных стран в области обмена товарами, услугами, движения факторов производства, формирования валютных курсов и международной экономической политики государств. Модельный аппарат соответствует категориям микро- и макроэкономики. При этом многие категории, законы и положения международной экономики являются дискуссионными, что отражает молодой возраст науки и быстрый темп мирохозяйственных преобразований.

В основе мирохозяйственных связей лежит международное разделение труда, которое увеличивает мобильность не только товарного рынка, но и рынков услуг, информации, капиталов, расширяясь вширь и в глубь.

На основе международного разделения труда возникают другие формы международных экономических отношений: внешняя торговля товарами и услугами, международные валютные и кредитные отношения, движение ссудного и предпринимательского капитала за рубеж, развитие транснациональный компаний, образование межрегиональных корпораций и др.

Знания закономерностей развития мирового хозяйства, меры и причины успеха одних стран и причины неудач и кризисного состояния других стран весьма необходимы любому специалисту. Они помогут студентам грамотно оценивать процессы, происходящие в системе международных экономических отношений.

Учебный курс «Международная экономика» предполагает организацию учебного процесса, состоящую из трех частей: лекции, излагающие основные вопросы курса; семинары для детального обсуждения основных проблем курса; самоподготовку, включающую изучение основной и дополнительной литературы, текущей информации, решение задач.

Целью изучения дисциплины является изучение основных концепций и инструментов анализа внешней торговли, интернационализации факторов производства, макроэкономического равновесия и политики открытой экономики.

Основная задача дисциплины – научить студентов анализировать современное состояние мировой торговли, предлагать и обосновывать способы решения макроэкономических проблем на международном уровне.

Структура учебного курса. По учебному плану 2000 года общая трудоемкость курса «Международная экономика» составляет 130ч., из них аудиторных занятий: лекций – 34ч., сем.- 34ч., на самостоятельную работу студентов предусмотрено 62 ч. В рамках лекционного курса предусмотрено самостоятельное изучение студентами теоретического материала по следующим темам:
СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА





Тема

Аудиторные

занятия

Самостоятельная работа студентов

(СРС)

1.

Структура международной экономики

-

+

2.

Сущность международной торговли и её исходные понятия

+

-

3.

Классические теории торговли

+

-

4.

Альтернативные теории международной торговли

+

-

5.

Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов

+

-

6.

Тарифные методы регулирования

+

+

7.

Нетарифные методы регулирования

+

-

8.

Мобильность факторов производства

+

-

9.

Международное перемещение капитала

+

+

10.

Миграция рабочей силы

-

+

11.

Международное перемещение технологий

-

+

12.

Структура платежного баланса

-

+

13.

Теории платежного баланса

+

-

14.

Средства регулирования платежного баланса

+

+

15.

Международная валютно-финансовая система

+

-

16.

Макроэкономическое равновесие в открытой системе

+

-


1.2. Требования к уровню освоения дисциплины

Освоив курс «Международная экономика», студенты должны:

Иметь представление:

- о сущности международной экономики;

- о сущности мировой торговли и тенденциях её развития;

- об основных концепциях внешней торговли;

- об инструментах анализа внешней торговли;

- о перемещении факторов производства (труда, капитала, технологий);

- о сущности и роли международной валютно-финансовой системы;

- о платежном балансе;

- об основных подходах регулирования макроэкономического регулирования.

Знать и понимать:

- понятие "международная экономика";

- основные характеристики мировой торговли;

- основные теории внешней торговли;

- внешнеторговую политику и её последствия;

- современные тенденции перемещения факторов производства;

- структуру платежного баланса и его основные элементы;

- этапы формирования международной валютно-финансовой системы, современное состояние и тенденции развития валютно-финансовых отношений;

макроэкономическую политику регулирования платежного баланса.

Иметь навыки:

- объяснения современного состояния мировой торговли с помощью теоретических концепций;

- анализа распределения выигрыша от внешней торговли;

- выбора оптимальных методов торговой политики в различных ситуациях;

- характеризовать тенденции перемещения факторов производства;

- моделирования макроэкономической политики в условиях открытой экономики.

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данной дисциплины:

- экономическая теория;

- история экономики;

- предпринимательская деятельность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ


  1. Сущность международной экономики, её становление как науки.

  2. Спрос и предложение в международной экономике.

  3. Международное разделение факторов производства.


В первом вопросе необходимо обратить внимание на то, что к середине 20 века мировое хозяйство приобрело новые черты, которые позволяют выделять международную экономику. Её характерными признаками являются:

- развитая сфера международного обмена товарами и услугами на базе международной торговли;

- развитая сфера международного движения факторов производства (это ввоз-вывоз капитала, рабочей силы, труда);

- международные формы организации на предприятиях (многонациональные корпорации);

- особая роль международной финансовой системы;

- формирование системы регулирующих интернациональных организаций для обеспечения стабильности и экономического равновесия.

Необходимо отметить, что международная экономика является частью экономической теории. Она изучает закономерности взаимодействия национальных экономик. Структурно международная экономика включает в себя международную макро- и микроэкономику. Международная микроэкономика изучает закономерности международного перемещения товаров и услуг, различных факторов производств. Международная макроэкономика изучает закономерности функционирования национальных экономик в целом в условиях открытой экономики.

Для того чтобы приступить к изучению международной микроэкономики необходимо рассмотреть вопрос о сущности совокупного спроса и предложения, механизме их взаимодействия. Необходимо помнить, что совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа. Внутри страны со стороны потребителей, из-за рубежа со стороны иностранных потребителей. Соответственно спрос состоит из закупок товаров предприятиями, людьми, государством, внутренних капиталовложений и экспорта товаров за рубеж. Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос обеспечивается как изнутри страны, так и из-за рубежа.

Объектом приложения совокупного спроса и предложения является товар. С точки зрения международной мобильности товары делят на: торгуемые и неторгуемые. Торгуемые товары – товары, которые могут перемещаться между различными странами. Неторгуемые товары – товары, потребление которых возможно в стране производителе и по тем или иным причинам не перемещаются за рубеж.

В третьем вопросе необходимо отметить, что в широкой трактовке любой товар можно рассматривать как фактор производства. Следовательно, необходимо рассмотреть явление мобильности факторов производства. Все факторы производства по происхождению можно разделить на:

- основные, то есть те которыми страна приобрела в результате её длительного исторического развития;

- развитые – или приобретенные страной в результате развития технологического развития и капиталовложений.

По степени специализации факторы производства делят на:

- общие – или универсальные, они могут использоваться в различных отраслях;

- специальные – их можно применять только в определенных отраслях.

Со временем развитые факторы могут превратиться в специальные, а основные в общие. Различные типы факторов в разной обладает различной степенью мобильности. Низкой степенью мобильности обладают основные и специальные факторы, более высокая мобильность характерна для развитых и общих факторов. Необходимо помнить, что только хорошая обеспеченность страны развитыми и специальными факторами может обеспечить её лидерство на мировом рынке.
Контрольные вопросы:


  1. Какие черты характерны для современного мирового хозяйства?

  2. Можно ли рассматривать международную экономику как составную часть экономической теории?

  3. Дайте классификацию факторов производства по степени их мобильности?

  4. Какими факторами и почему должно обладать государство, чтобы обеспечить себе лидерство на мировом рынке?



Тема 2. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЁ ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ


  1. Сущность международной торговли.

  2. Закономерности развития международной торговли, основные показатели внешней торговли.

  3. Основные тенденции современного этапа развития международной торговли. Динамика, структура и направления мировой торговли.


В первом вопросе важно определить, что международная торговля (МТ) –это специфическая форма обмена продуктами между национальными экономиками в виде совокупного оплачиваемого товарооборота. Обратите внимание, что термин «внешняя торговля» применяют относительно определенного государства. Внешнюю торговлю страны определяют такие показатели как:

- количественные (физический, стоимостной объемы торговли, темпы роста экспорта и импорта);

- качественные (товарная структура и географическая направленность).

Основными составляющими внешней торговли является экспорт и импорт. В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли, т.е. в проведении экспортно-импортной операций, является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пресечения в таможенной службе. При этом товар может перейти из собственности одного экономического агента в собственность другого, но может и не изменить своего собственника.

Поставки товаров и услуг по линии международной торговли обычно оплачиваются в соответствующей валюте. Однако, когда фирмы испытывают затруднения с валютой для оплаты приобретаемых товаров и услуг, они прибегают к встречной торговле. Встречная торговля предполагает взаимный обмен товарами и услугами на двухсторонней и многосторонней основе. Старейшей формой товарообменной торговли является бартер. Он представляет собой натуральный обмен товаров.

Международная торговля может осуществляться в разном режиме. Свободная торговля предполагает, что при пересечении таможенных границ на пути товарных потоков не встречается ни каких барьеров. Так бывает не всегда. Нередко государства встают на путь установления торговых ограничений в виде пошлин, налогов и т.д. Противоположностью свободной торговли является протекционизм. При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут носить запретительный характер. В таком случае торговые взаимоотношения прекращаются, на смену им приходит автаркия. Несмотря на повсеместный переход большого числа стран к политике свободной торговли, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым лоббированием производителями своих интересов под вывеской национальных.

В третьем вопросе, важно охарактеризовать следующие особенности, свойственные современному этапу развития МТ и характеризующие её динамику:

  1. Ускоренный рост МТ после второй мировой войны.

  2. Преимущественный рост внешнеторговой сферы по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. Опережающее развитие внешней торговли по сравнению с национальным производством вызвало тенденцию к увеличению экспортной квоты национальных экономик. Экспортная квота это отношение экспорта товаров и услуг к ВВП.

  3. Преобладание развитых стран в МТ. Лидерами являются США, Япония, ЕС. Около половины мирового товарооборота приходится на «большую семерку».

  4. Активное расширение внешней торговли государств, входящих в интеграционные объединения.

  5. Неравномерность развития внешней торговли отдельных стран.

  6. Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле.

  7. Значительное расширение номенклатуры товаров.

  8. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Сокращение сырья объясняется ограниченностью ресурсов, появление новых материалов.

  9. Возрастание роли ТНК как субъекта МТ.

  10. Развитие встречной торговли.

  11. Противоборство принципов либерализации и протекционизма в МТ.


Контрольные вопросы:


  1. В чем различия между понятиями «международная» и «внешняя» торговля?

  2. Какие показатели характеризуют внешнюю торговлю?

  3. Какой режим торговли преобладает в современном мировом хозяйстве?

  4. Какие черты характерны для современной международной торговли?

  5. Чем можно объяснить высокие темпы роста международной торговли?


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск