Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Разработка занятия
По теме: Введение в цветоведение. Знакомство с основными цветами и их свойствами Составитель: Осипова Л.А.,
педагог дополнительного образования
Тисуль
2013
Тема занятия: Введение в цветоведение. Знакомство с основными цветами и их свойствами.
Цель: изучение возможностей цвета, заинтересованность детей к изучению цвета.
Задачи:
- изучение основ цветоведения;
- знакомство с терминалогией;
- дать представление о цвете, как о главном средстве восприятия мира;
- развитие фантазии и воображения;
- овладение умением правильно подбирать цвет в изделии;
- воспитание эстетического отношения ко всему окружаещему.
Оборудование:
бисер,
проволока,
плакаты,
тестовые карты,
схемы,
наглядные пособия.
Ход занятия
Организационная часть.
Сообщение темы занятия.
Цели (сообщение мотивации).
Объяснение.
Закрепление знаний.
Подведение итогов.
1. Организационная часть.
Здравствуйте, ребята. Занятие у нас сегодня необычное. Мы будем не только плести из бисера, но и говорить о цвете
2. Сообщение темы занятия.
Тема нашего сегодняшнего занятия “Основы цветоведения”. Цветоведение, как вы понимаете это слово /ответы детей/. Это наука о цветах и об их гармоничном сочетании.
3. Цели /сообщение мотивации/.
Наверное, многие из вас подумают: “Мы же не художники. Зачем нам цветоведение?”. А действительно, зачем? Посмотрите на эти две работы (демонстрируются образцы – один с правильным цветосочетанием, другой с неправильным). Какая работа вам больше нравится и почему? (Дети отвечают). Правильно, при создании изделий из бисера очень важно правильно подобрать материал не только по качеству, форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия. Именно поэтому тема “Цветоведение” и включена в наш курс.
Педагог: Ребята, сегодня мы окунемся в мир цвета, который изучает новый для вас предмет - цветоведение. Цвет заполняет весь окружающий мир и является важнейшим средством эмоционального воздействия на нашу с вами психику. Цветоведение помогает формировать воспитанность цветовой гармонии, а умение работать с цветом определяет профессиональный уровень любого художника. Большинство художников привлекает сложная игра линий, форм, и особенно цвета.
А какая краска вам нравится больше всего?
Дети: Красная… Голубая… Розовая…
Педагог : Мы говорим – семь цветов радуги. А все ли вы их знаете? В какой последовательности располагаются цвета радужного спектра?
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог : Какие вы молодцы! А запомнить их поможет затейливая фраза: «Каждый охотник желает, знать где сидит фазан». Начальная буква каждого из этих слов совпадает с первой буквой, обозначающей цвет спектра.
А теперь я предлагаю вам разделиться на две группы и выполнить задание. Перед вами цвета радуги. Выложите их, пожалуйста, как сказано в затейлевой фразе. Замечательно. Вы справились с данным заданием.
4. Объяснение.
Столько всего цветов, как выдумаете? В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов.
поговорим об основных цветах. Их три: жёлтый, красный и синий. Это основные цвета, потому что они без примесей и не содержат в себе других цветов. Все остальные цвета получаются путем их смешивания. На следующем занятии мы будем этим заниматься.
А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например цирк, и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали?
Ребята, а какие цвета тёплые и какие холодные и почему? (Дети отвечают).
Тёплые – красный, жёлтый, оранжевый. Цвет солнца, огня, раскалённых углей.
Холодные – синий, фиолетовый, зелёный. Цвет неба, льда, воды, травы, ночи.
5. Закрепление знаний.
А теперь давайте закрепим наши знания.
Я предлагаю выполнить вам еще одно задание. Вы видите кружочки разных цветов. Выберите, пожалуйста, свой любимый цвет.
Вот мы сегодня и узнали много нового о цвете, и наши знания непременно будем применять на практике. А чтобы вам было проще подобрать бисер в изделиях я предлагаю пользоваться вот такой таблицей сочетаемости цветов и оттенков. Кроме того, в этой таблице есть специально разработанные цветовые палитры, где указано не только какие цвета гармонируют друг с другом, но теплые и холодные цвета. Опираясь на эти пособия, вы сможете создать из бисера много красивых изделий.
На следующих наших занятиях вы узнаете о других свойствах красок: о их родственности, контрасте и других свойствах. Все последующие темы не менее интересны сегодняшней. Хотите продолжить изучать основы цветоведения?
Практическая часть занятия.
Схема плетения божьей коровки.
А теперь, по схемам давайте сплетём божьих коровок из бисера. Но прежде, чем выбрать бисер, ответьте мне на вопрос: “При выборе бисера, что мы кроме цвета ещё должны учесть?” Правильно – вид бисера. Ведь бисер бывает разный: матовый, прозрачный, парчовый, бензиновый, блестящий, с жемчужным напылением и др. И это мы должны учитывать при выполнении изделий.
Матовый – тяжёлый бисер, статичный. В цветах он смотрится ненатурально, тяжело, но чтобы изобразить на яйце храм или лик на иконе, мы пользуемся именно этим бисером.
Прозрачный бисер – лёгкий, хорош в цветах, траве, деревьях. Небо на картинках из него получается особенно прозрачным.
Парчовый бисер особенно хорош при изготовлении цветов, насекомых, ёлочек и деревьев, пасхальных яиц, одежды на иконе, но его обязательно нужно сочетать с матовым, иначе все цвета сольются в блеске.
Бензиновый и блестящий нужно подбирать осторожно. Бензиновый меняет свой цвет, а блестящий из-за блеска теряет свой цвет.
А что ещё влияет на цвет изделия из бисера? Правильно – цвет нити, лески или проволоки, на которую нанизывается бисер. Слишком светлая нить обесцветит изделие, а тёмная затемнит.
Ну а теперь подберите бисер и проволоку к вашей божьей коровке и выполните своё изделие. Молодцы, все работы выполнены верно.
Вот мы сегодня и узнали много нового о цвете, и наши знания непременно будем применять на практике. А чтобы вам было проще подобрать бисер в изделиях я предлагаю пользоваться вот такой таблицей сочетаемости цветов и оттенков. Кроме того, в таблице есть специально разработанные цветовые палитры, где указано не только какие цвета гармонируют друг с другом, но и их количественное соотношение (фоновый цвет, цвет рисунка, цвет акцента). Опираясь на эти пособия, вы сможете создать из бисера много красивых изделий.
6. Подведение итогов.
Ну вот и подошло к концу наше занятие. Много нового вы сегодня узнали. Выполняли разные задания – сложные и не очень. А теперь подумайте и ответьте, хорошо ли вы работали на занятии и на какую оценку вы себе поставите.
Совместный анализ проделанной работы. |