Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 151.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер151.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Департамент образования

администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Владимирской области

«Профессиональное училище №10» г. Муром

(ГБОУ НПО ПУ №10 г- Муром)
Методическая разработка

урока учебной практики
Тема: « Разметка и разметочный

инструмент».

Подготовила: Овчинникова Антонина

Степановна
мастер - преподаватель высшей категории
2011 год

Содержание

стр.
1. План - конспект урока учебной практики 3-5
2. Сценарий урока 6-13
2.1. Организационная часть 6

2.2. Вводный инструктаж 6

2.4. Повторение пройденного материала 6-10

2.5. Практическая часть 10-12

2.6. Текущий инструктаж 12-13

2.7. Заключительный инструктаж 13

Утверждаю:

Зам.директора

/С.В.Гришин/

ПЛАН УРОКА

учебной практики

Дата проведения:

Профессия: мастер столярного и мебельного производства

Мастер: Овчинникова А.С.

Место проведения: мастерская столярного и мебельного производства

Тема программы: операции по ручной обработке древесины

Тема урока: разметка и разметочный инструмент

Цели урока:

Обучающая – получение и закрепление полученных знаний и умений по выполнению операции разметки

Развивающая - формировать поисковый стиль мышления

Воспитательная – воспитывать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструменту, материалам

Тип урока: урок формирования и освоения умений и навыков

Межпредметные связи:

  1. геометрия

  2. черчение

  3. материаловедение

Материально-техническое оснащение урока:

  1. инструмент для операции разметки

  2. материал: ДВП, фанера, массив древесины

  3. оборудование: столярный верстак

4. схемы, чертежи, инструкции

Ход урока


Этапы урока

Элементы дидактики

Содержание деятельности мастера

Деятельность учащихся

Организа-ционная часть

8-00 - 8-05




Приветствие

1. Явка учащихся

2. Готовность к уроку.


Приветствуют, готовятся

Вводный инструктаж

Целевая установка

Сообщает тему урока. Формирует цель урока.


Слушают, запоминают

Повторение пройденного материала

Активизация деятельности учащихся

Проводит опрос по пройденному материалу:

- организация рабочего места

- требования ТБ при работе с древесиной

- что называется разметкой

- что называется припуском

- разметочный инструмент при разметке пиломатериала на черновые заготовки

- применение шаблонов при разметке

- инструмент для основных соединений элементов

- нанесение разметочных линий

- хранение инструментов, шаблонов и

приспособлений



Воспринимают,

Отвечают на вопросы

Практическая часть

Текущий инструктаж

Тренировочные

упражнения


Показывает:

- разметку параллельных и перпендикулярных линий

- разметку окружности

- разметку соединений

- разметку соединительных элементов при помощи шаблонов

- разметку контуров криволинейных деталей при помощи шаблонов;

-положение корпуса работающего при выполнении разметки

-методы контроля точности разметки;

-методы анализа дефектов разметки и способы из устранения.
1. Выдает задание

Выдача задания самостоятельной работы

2.Наблюдение за ходом работы.

Целевые обходы:

-своевременное начало работы;

-Организация рабочего места и соблюдение требований ТБ

-определение качества выполнения рабочих приемов

-наблюдение за проведением самоконтроля, выявление дефектов разметки


Тренируются

Слушают, задают вопросы

уточняют

Выполняют задание


Заключительный инструктаж

13-15 - 14-00

Сообщение результатов целей урока
Выдача домашнего задания

Сообщает результаты целей урока. Подводит итоги.

Разбирает ошибки.

Показывает лучшие работы. Выставляет оценки.
Комментирует домашнее задание

Участвуют в обсуждении
Задают вопросы


Уточняют.

Задают вопросы.



Задание на дом

Повторить:

  1. назначение разметки и инструмента для разметки

  2. применение шаблонов для разметки

  3. применение приспособлений для разметки

  4. организацию рабочего места при разметке


Литература

  1. Конспект учащегося

  2. С. С. Шумега «Технология столярно-мебельного производства»

3. П.Д. Бобиков «Мастер столярного и мебельного производства».

4. М.А. Григорьев « Столярные работы» - справочник


Мастер п /о /Овчинникова А.С./


Сценарий урока.
I. Организационная часть
Проверка явки учащихся и готовность их к уроку.
II. Вводный инструктаж
Мастер п\ о
В основных направлениях профессиональной школы поставлена задача обеспечить прочное овладение обучающимися основами наук, технологическими, экономическими и другими специальными предметами, особенно связанными с развитием новой техники и технологи, автоматическими и полуавтоматическими линиями. Стандарт III поколения рассчитан на перспективу. Реализация поставленных задач требует подготовки молодых рабочих с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.

Производству нужны рабочие широкого профиля, способные совмещать профессии, ответственно относиться к труду, умеющие самостоятельно принимать решения - проявлять профессиональную творческую активность.

В мебельно - деревообрабатывающем производстве непрерывно идет процесс обновления техники, замены старых технологий новыми, более прогрессивными. Поэтому, будущий деревообработчик должен быть подготовлен к изменениям, происходящим в технике и технологии, переменам в условиях организации труда, чтобы стать активным участником этого процесса.

Первой темой по обработке древесины ручным инструментом является тема «Разметка древесины».


III. Повторение пройденного материала

Мастер п/о:

Что включает в себя организация рабочего места столяра?

Ученики:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА столяра


    1. Помещение должно быть просторным, светлым и хорошо проветриваемым.

    2. Рабочее место – это часть площади цеха, на которой размещены верстак, различные приспособления и инструменты.

Рациональная организация рабочего места дает возможность повышать производительность труда, улучшать качество продукции, соблюдать правила ТБ.

    1. Основное оборудование – столярный верстак. Он состоит из: подверстачья и крышки.

    2. Подверстачье изготавливают из мягких пород древесины, и оно состоит из двух стоек, соединенных между собой продольными брусками, в конце которых есть отверстие для крепительных клиньев, которые время от времени подбиваются, придавая подверстачью прочность. В подверстачье делают шкафчики для инструмента.

    3. Крышку изготавливают из сухой дубовой, буковой, березовой древесины S=60-80мм. она должна быть ровной, чистой и прошлифованной.

    4. В передней части крышки вмонтирован передний зажим, а в задней – задняя зажимная коробка с винтами из дерева или металла.

В противоположной стороне от рабочего имеется углубление для размещения инструмента в лотке.

    1. В крышке выбраны сквозные гнезда для клиньев, которые крепят материал в горизонтальном положении. А в вертикальном положении материал крепят винтом или зажимной коробкой.

    2. Высота верстака должна соответствовать росту рабочего так, чтобы стоя возле верстака не наклоняясь и не сгибая рук, мог поставить ладони на верстачную доску.

Во избежание колебания верстачной доски под нее следует подложить слой войлока или резины S=10мм.

    1. Рабочее место должно быть удобным, поэтому важно где размещен инструмент – справа – молоток, ножовка, отвертка и карандаш, слева – угольник, гвозди, металлические крепления, шурупы..

В шкафу должно быть место для хранения техдокументации.

Во время работы должно быть только те инструменты, которые необходимы в работе. И размещены так, чтобы во время работы не было лишних движений.

10.Рабочее столяра должно быть оснащено шаблонами и приспособлениями в зависимости от сложности работы. Это способствует значительному повышению производительности труда и улучшению качества производства.

Мастер п/о:

Какие требования ТБ и ПБ следует соблюдать при работе с древесиной?
Ученик:
При работе с древесиной следует соблюдать следующие правила ТБ и ПБ:
1. После работы весь горючий материал следует размещать только в кладовой. Пиломатериал и строганный шпон, как легко воспламеняющиеся нельзя держать вблизи электронагревательных приборов.

2. Вовремя отключать электроприборы для разогрева.

3. Нельзя курить на рабочем месте, т.к. стружка, опилки, шпон – легковоспламеняющиеся материалы.

4. Верстачную доску нельзя вытирать сырой тряпкой, а убирать отходы следует пылесосом. Доску пропитывают олифой, а при выполнении столярных операций подкладывают выстроганный щит или фанеру.

5.От аккуратности хранения инструмента зависит успешное выполнение операций технологического процесса.

Хранить инструмент удобно в ящике с речным песком, пропитанным машинным маслом, куда можно воткнуть отвертки, зубило, щипцы, шило, плоскогубцы – в углу кладовки или в подверстачье.
Мастер п/о:

Что называется разметкой?
Ученик:
Разметка – важная стадия техпроцесса для получения деталей точных размеров и форм, соответствующих чертежу с минимальным расходом материала.

Сначала выполняют предварительную разметку досок на черновые мебельные заготовки ЧМЗ – это детали с припуском на обработку.

Мастер п/о

Что называется припуском?
Ученик:
Припуск – Это разность между размером ЧМЗ и готовой детали, они должны быть оптимальными.

Припуск зависит от геометрических размеров брусковых деталей примерно 1,5-7мм по ширине и толщине и 20мм – по длине.

Для деталей из плитных материалов припуск 4-24мм на обе стороны.

Мастер п/о\
Назовите разметочный инструмент, применяемый для разметки деталей на черновые заготовки.
Ученики:
Для разметки и проверки точности обработки заготовок и деталей используются специальные универсальные приспособления. Для столяра необходим следующий инструмент:

    1. 5-ти метровая рулетка – для линейных измерений и грубой разметки пиломатериалов

    2. угольник – для проверки угла в 900

    3. малка – для измерения и обмера углов

    4. уровень – для проверки горизонтального и вертикального расположения поверхностей

    5. циркуль – для перенесения размеров на заготовки и для разметки окружностей

    6. рейсмус – для нанесения рисок, параллельных одной из сторон бруска или детали

    7. уровень с отвесом – для проверки вертикальности и горизонтальности деталей.

    8. угольник - центроискатель - для определения центра цилиндрического предмета

    9. отволока - для нанесения линий на край доски

    10. скоба (гребенка) - для разметки при ручной зарезке шипов и проушин

    11. шнур с отвесом - для отбивки прямых линий при продольном распиливании материалов

    12. штангенциркуль - для измерения наружных и внутренних размеров деталей и изделий

    13. микрометр - для точного измерения деталей столярных изделий (шипов, проушин), пил, ножей и др.

Для выполнения разметки необходимо иметь несколько металлических линеек от 20см до 1м.

Вспомогательным инструментом для разметки и контроля служат: транспортир, линейка измерительная, карандаш, шило, чертилка, линейка для контроля обработанных граней заготовки, линейки для измерения углов по диагонали при склеивании рамок и коробок.
Мастер п/о

Как наносятся разметочные линии?
Ученик:
Линии разметки наносят карандашом, а на чистую, выстроганную поверхность – шилом. На доски линии наносят шнуром-отбивкой, причем на светлых отбивают углем, а на темных – мелом.

Разметочные линии наносят простым карандашом твердостью Т или ТМ.

Мастер п/о

Для чего используются разметочные шаблоны? Их устройство.
Ученики:
Для более быстрой и точной разметки используют шаблоны, которые представляют собой различные по размерам и форме металлические или деревянные заготовки с нанесенными на них точными размерами. По шаблону удобно размечать профили криволинейных деталей и соединительных элементов.

В шаблонах и приспособлениях должны быть специальные упоры и другие устройства для установки и закрепления их на размечаемых деталях.

Все виды разметки должны быть выполнены с достаточной точностью и в соответствии с чертежом, поэтому разметочный инструмент, шаблоны и приспособления изготовляют с достаточной точностью, бережно хранят и периодически проверяют.

Шаблон – это металлические и деревянные заготовки с нанесенными на них точными размерами.
Приспособления создают удобства при обработке дерева: струбцины, сжимы, стусло, донце, пресс, щиты, прокладки и цулаги.
1.Струбцины - применяются для сжатия и прижатия к верстачной доске обрабатываемого материала лучше металл из стали S=3мм.

Хомутовые струбцины – при фанеровании различных изделий.

2.Сжимы – применяются при склеивании щитов.

3.Стусло – это распиловочный ящик с прорезями 450 и 900.

4.Донце – приспособление для точной строжки торцев под 900 и на «ус», строгания тонких досок и фанеры вдоль волокон. Его длина

1-2м изготовляют из твердых лиственных пород.

5.Пресс – для создания большого давления на склеенные и фанерованные детали.

6.Щиты – используются при склеивании и фанеровании деталей и щитов. Для работы надо 2 щита из сухих досок S=50-70мм. Их систематически осматривают и устраняют дефекты.

7.Прокладки металлические применяют для фанерования деталей.

8.Цулаги – для придания кривой формы тонким заготовкам и для фанерования криволинейных деталей.

Метка – короткая черточка, поперек волокон.

Риска – длинная, сплошная черта для отметки распила вдоль и поперек волокон. Их проводят по угольнику или линейке.
IV Практическая часть
Мастер п/о рассказывает и показывает последовательность и приемы разметки.
Перед разметкой необходимо проверить качество поступивших на разметку заготовок, сверить размеры с размерами чертежа, отметить волнистой линией лицевые стороны и отсортировать заготовки по группам.

В каждой группе должны находиться заготовки для групповой и индивидуальной разметки.

Заготовки укладывают на рабочую доску верстака. Лицевые стороны заготовок должны быть ориентированы в сторону рабочего.
При разметке заготовок сначала наносят поперечные риски, затем долевые и наклонные, затем окружности и закругления.

перед нанесением рисок выполняют разбивку по масштабной линейке наносят метки в виде точек и штрихов. Разбивку начинают от измерительной базы, которой служит кромка или пласть, а также специально нанесенная риска. Измерение следует вести от одной базы.
Поперечные риски наносят карандашом по угольнику. При нанесении рисок основание угольника должно прилегать к заготовке по всей длине.Карандаш должен иметь двойной наклон: один - в сторону от линейки и другой по направлению перемещения карандаша.

Риска будет параллельна линейке, если карандаш равномерно прижимается к ней, а линейка плотно прилегает к заготовке.
В столярном деле для разметки применяют деревянные и металлические угольники, Перед разметкой новый угольник проверяют на точность, приставляя его внешний угол к внешнему углу металлического угольника. Обнаруженные у деревянного угольника выступы протирают наждачной бумагой на тканевой основе. Для проверки внутреннего угла деревянный угольник прикладывают этим углом к внешнему углу металлического угольника, а между соприкасающимися поверхностями помещают копировальную бумагу, которая окрасит выступающие неровности внутреннего угла. Затем эти неровности протирают шлифовальной шкуркой средней зернистости.
Риска проводится только один раз, она должна быть тонкой.
Долевые риски наносят рейсмусом. Шпильки рейсмуса устанавливают по меткам или по масштабной линейке. Колодка рейсмуса должна плотно прилегать к лицевой стороне заготовки. Риски проводят передвижением рейсмуса на себя и от себя. Глубина рисок 0,3 - 0,5мм.

Наклонные риски проводят по ярунку, малке, масштабной линейке или шаблону. Примы выполнения операции те же, что и при проведении поперечных рисок.

С помощью циркуля можно построить окружность. От лицевых сторон с помощью масштабной линейки или рейсмуса наносят метку - центр окружности. Затем ножку циркуля устанавливают в полученный центр и наносят требуемую линию.
Требования к разметке и методы контроля.
Разметка должна быть выполнена с достаточной точностью и в соответствии с чертежом. Точность разметки, выполненной с помощью масштабной линейки. колеблется в пределах 0,5мм. Точность разметки отдельных заготовок не контролируется, при групповой разметке нескольких заготовок проводят сравнительный контроль.
Соответствие разметки чертежу проверяют масштабной линейкой после разметки первой заготовки или первой партии заготовок. Одну из размеченных заготовок тщательно сверяют с данными чертежа, получают ее как образец и используют в дальнейшем при разметке и контроле.
Мастер п/о
Сегодня мы с вами провели экскурсию по теме: «Разметка и разметочный инструмент». Для закрепления темы урока посмотрим фрагмент фильма: «Разметка». Мне бы хотелось, чтобы вы ответственно и с интересом посмотрели фильм, сделали для себя выводы о назначении этой технологической операции, приемах разметки, разметочном инструменте, производительных способах разметки.
Мастер п/о
Сейчас мы приступаем к выполнению разметочных операций.
Показывает:

- разметку параллельных и перпендикулярных линий;

- разметку окружностей;

- разметку соединительных элементов при помощи шаблонов;

- разметку контуров криволинейных деталей при помощи шаблонов;

- положение работающего при выполнении разметки;

- методы контроля качества разметки;

- методы точности разметки;

- методы анализа дефектов разметки и способы устранения.

V. Текущий инструктаж
Мастер п/о: выдает задание, наблюдает за ходом работы, осуществляет контроль за выполнением операции разметки.
Учащиеся:
- повторяют разметку параллельных и перпендикулярных линий;

- повторяют разметку окружностей;

- повторяют разметку соединительных элементов и контуров криволинейных деталей при помощи шаблонов;

- производят контроль качества и точности разметки;

- производят анализ дефектов разметки и способы их устранения.
Мастер п/о
- проводит целевые обходы рабочих мест учащихся;

- общие наблюдения за организацией рабочего места, соблюдений правил

техники безопасности при выполнении разметки;

- наблюдение за правильностью выполнения рабочих приемов при разметке;

- наблюдение за проведением самоконтроля, выявления дефектов разметки и их устранения.
VI Заключительный инструктаж:
- отмечены лучшие работы учащихся;

- указаны недостатки;

- объявлены оценки;

- сообщены достигнутые цели урока.

Задание на дом:
Повторить:
- назначение разметки и инструмента для разметки;

- назначение шаблонов при разметке;

- назначение приспособлений при разметке;

- организацию рабочего места при разметке.
Мастер п/о / Овчинникова А.С.\


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск