Скачать 242.79 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Программа НИС «Пространственная экономика» для направления 080100.68 Экономика подготовки магистра по магистерской программе «Прикладная экономика и математические методы» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Факультет Программа научно-исследовательского семинара «Пространственная экономика» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра по магистерской программе «Прикладная экономика и математические методы» Курс 1 Автор программы: Колчинская Е.Э., к.э.н., доцент, kolch@leontief.ru Бутуханов А.В., к.э.н., доцент, abutuhanov@hse.ru Одобрена Советом факультета «___»____2013 г Утверждена Председателем Совета факультета «___»____2013 г В.Э.Гордин_____________________ [подпись Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедр-разработчиков программы.
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Прикладная экономика и математические методы» по специализации «Пространственная экономика». Программа разработана в соответствии с:
Целями НИС является . Для этого решаются следующие учебные задачи:
В результате участия в НИС студент должен: знать
уметь
владеть
В результате участия в НИС студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к блоку М.3 «Практики и научно-исследовательская работа» по направлению 080100.68 Экономика для магистерской программы «Прикладная экономика и математические методы» Изучение данной дисциплины базируется на всех дисциплинах, изучаемых по направлению 080100.68 Экономика. НИС является формой организации научно-исследовательской работы магистрантов в течение всего периода обучения, создающей условия для формирования компетенций комплексного применения знаний и навыков, получаемых в ходе обучения по всем дисциплинам программы, в процессе выполнения курсовой работы, написания научных докладов, подготовки и написания магистерской диссертации.
НИС ориентирован на формирование у магистрантов практических навыков, в силу этого занятия состоят из семинарских занятий с элементами лекций (теоретический материал представлен преподавателем в форме презентаций). Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Последовательность изучения материала и выполнение практических заданий подготавливает магистранта к выполнению курсовой работы и в будущем магистерской диссертации. В ходе обучения магистранты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных, индивидуальных и групповых). Работа в аудитории дополняется индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в режиме контроля за выполняемыми студентами практическими заданиями и рекомендациями в ходе работы над программой исследования. Текущий контроль проводится в форме проверки, домашних заданий для самостоятельной работы, опросов на семинарских занятиях, оценки работы в аудитории. Домашние задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических заданий по изучаемым разделам дисциплины. Промежуточный контроль – осуществляется в каждом из четырех модулей в форме выполнения пяти промежуточных заданий и презентации полученных результатов (в форме докладов на семинаре). Итоговый контроль осуществляется в форме расчета среднего балла из промежуточных оценок, полученных в каждом модуле. Результирующая оценка по НИС магистрантов 1-го года обучения формируется путем суммирования оценок промежуточного контроля по семи пройденным темам по следующей формуле: Орезульт = (ОТема 1 + ОТема 2 + ОТема 3 + ОТема4 + ОТема 5 + ОТема 6 + ОТема7)/7 Способ округления результирующей оценки текущего контроля: арифметический.
Тема 1 «Исследование отраслей специализации региона» Постановка задачи исследования Цель исследования: определение экономической специализации регионов России. Объект исследования: регионы России. Исходные данные: 1. Число занятых на предприятиях по видам экономической деятельности и регионам. 2. Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности и регионам. 3. Структура основных фондов по видам экономической деятельности и регионам. Источник исходных данных: Сайт Росстата. Задание для самостоятельной работы 1. Посчитать по 1 региону (в соответствии с индивидуальным вариантом, определяемым преподавателем) 3 коэффициента локализации за 2011 год (необходимые статистические данные содержаться в сборнике «Регионы России. Социально-экономические показатели», который можно скачать здесь: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ ):
2. На основании полученных результатов описать экономику рассматриваемого региона. Найти объяснения полученным результатам специализации региона исходя из общих сведений о нем (географическое положение; история; специфические национальные, религиозные и др. особенности культуры жителей и т.п.). Организация работы: каждый магистрант презентует на семинаре результаты своей работы (по региону, который был за ним закреплен), после этого обсуждаются основные выводы. Система оценки при промежуточном контроле
Тема 2 «Сравнительная оценка социально-экономического развития регионов России» Постановка задачи исследования Цель исследования: сравнительный анализ социально-экономического развития российских регионов на основании проведенных расчетов. Объект исследования: регионы России. Исходные данные по регионам:
Источник исходных данных: Сайт Росстата. Вопросы для обсуждения 1. Анализ различных методик оценки социально-экономического развития регионов. 2. Описание сфер и вариантов применения результатов такой оценки. 3. Обзор источников и способов получения данных для проведения исследования. Задание для самостоятельной работы
Организация работы: за каждым магистрантом закреплено несколько регионов.
Организация работы: каждый магистрант проводит расчеты по своей группе регионов. 3. Презентация полученных результатов. Система оценки при промежуточном контроле
Тема 3 «Сельские хозяйство в России: региональные различия» Постановка задачи исследования Цель исследования: изучение роли сельского хозяйства в экономики России и ее отдельных регионов. Объект исследования: регионы России. Исходные данные по регионам:
Источник исходных данных: Сайт Росстата. Вопросы для обсуждения
Задание для самостоятельной работы
Система оценки при промежуточном контроле
Тема 4 «Исследование факторов роста промышленности России с использованием производственной функции» Постановка задачи исследования Цель исследования: построение и анализ производственных функций для отраслей промышленности России. Объект исследования: промышленность российских регионов. Исходные данные по регионам:
Источник исходных данных: сайт Росстата. Задание для самостоятельной работы
Система оценки при промежуточном контроле
Тема 5. «Влияние транспортной инфраструктуры на уровень развития промышленности в регионе» Постановка задачи исследования Цель исследования: выявление статистической взаимосвязи между уровнями развития транспортной инфраструктуры и промышленности в регионах России. Объекты исследования: транспорт и промышленность в регионах России. Источник исходных данных: сайт Росстата. Задание для самостоятельной работы
Система оценки при промежуточном контроле
Тема 6. «Роль стратегического планирования в развитии города: подходы к оценке» Цель исследования: поиск подходов к оценке наличия и масштабов влияния системы стратегического планирования на социально-экономическое развитие города. Объекты исследования: российские города с численностью населения более 100 тысяч человек. Источник исходных данных: сайт Росстата. Задание для самостоятельной работы
Система оценки при промежуточном контроле
Тема 7. «Обзор статей на английском языке по теме курсовой работы и магистерской диссертации» Цель исследования: написание обзора современных подходов к решению проблемы курсовой работы магистранта. Источник исходных данных: библиотеки. Задание для самостоятельной работы 1. Поиск статей на английском языке по теме курсовой работы магистранта. 2. Написание обзора статей. 3. Презентация полученной информации. Система оценки при промежуточном контроле 1. Полнота охвата темы - 4 балла. 2. Качество написания обзора - 2 балла. 3. Качество презентации - 4 балла
Курс опирается на современные отечественные и зарубежные публикации: монографии, статьи в рецензируемых журналах, электронные ресурсы. Основная литература Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. – М.: «Дашков и К», 2008. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. Пос. по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2009. 288 с. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Издательство МГУ, 2002. Дополнительная литература ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М., 2001. http://www.geonaft.ru/gost/7184/1/ Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер.с англ. А.Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как доставлять и получать максимальное удовольствие, выступая публично. М.: Олимп-Бизнес, 2004. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, 1997. Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. Практ. Пособие. 2-ое изд., М.: Дашков и К, 2005. 191 с. Майданов А.С. Методология научного творчества. М.: URSS, ЛКИ, 2008. 508 с. Поппер К.Р. Логика научного исследования. Пер. с англ. Под общей ред. В.Н.Садовского. М.: Республик, 2004. 446 с. Ружиэйро В.Р. Мышление: Пятнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. с англ. А.Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2006. Суинбэнкс Д. Как написать статью, которую опубликуют в международном научном журнале //Полит.ру. Публичные лекции. 17 июня 2011 г. http://polit.ru/article/2011/06/17/article/ Филипс Э., Пью Д. Как написать и защитить диссертацию: практическое руководство. Пер. с англ. Челябинск: Урал LTD, 1999. 286 с. Single P. B. Demystifying Dissertation Writing: A Streamlined Process from Choice of Topic to Final Text. Stylus Publishing, 2009. Vesilind P. Aarne. So You Want to Be a Professor? A Handbook for Graduate Students. Sage Publications, 1999. Интернет - источники Сайт Росстата. URL: www.gks.ru Сайт библиотеки НИУ ВШЭ. URL: www.hse.ru/pubs.html Многофункциональный статистический портал. URL: www.multistat.ru Сайт Колчинской Е.Э. URL: www.ekolchinskaya.professorjournal.ru. Дистанционная поддержка дисциплины Для оперативного получения студентами информации по курсу используется сайт www.ekolchinskaya.professorjournal.ru
При проведении практических и семинарских занятий используется компьютер, мультимедийный проектор, электронная почта (для оперативного обмена информацией между преподавателем и студентами). |