Скачать 153.45 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Обществознание» 8 класс Пичуговой Антонины Афанасьевны Монаково 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы «Обществознание» 6-9 классы. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев – М: Просвещение, 2011 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 ч., из расчета 1 час в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 8 классе. Цель: - развитие личности и ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры; экономического образа мышления; способности к самоопределению и самореализации; Задачи: - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - развитие познавательных интересов и критического мышления у подростков; компетентности в сфере общения, стремления к самовоспитанию; - усвоение знаний необходимых для социальной адаптации; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях; - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-правовой деятельности, в межличностных отношениях, семейно-бытовых отношениях, в самостоятельной познавательной деятельности Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы: Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. За письменные работы: Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80% Оценка "3" - 41-60 % Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса обществознания ученики должны знать/ понимать: - биологическую и социальную сущность человека, этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в общественных отношениях; - необходимость регулирования общественных отношений; - роль общения в становлении личности, общества и государства. - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; - особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры); - извлекать из текста учебника знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать полученную информацию; - оценивать действия субъектов социальной жизни (личности, группы, организации) с точки зрения социальных норм; экономической рациональности; формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - применять полученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: -успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; - совершенствования познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в средствах массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной действительности; - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; - реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением. Авторская программа предусматривает 5 ч. Резервного времени, которые я буду использовать как повторительно-обобщающие уроки и для углубленного изучения темы «Сфера духовной культуры». В авторскую программы внесены изменения. Резервные уроки используются для повышения качества изучения вопросов содержательной линии «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», а также как повторительно-обобщающие уроки. Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе
Содержание программы учебного курса. Тема 1. Личность и общество. (3 ч.) Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХ1 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2 Сфера духовной культуры (7 ч.) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Тема 3 Экономика (12 час.) Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Эеономические и социальные последствия безработицы Формы и средства контроля 1.Промежуточный контроль (тестирование) – 4 - «Личность и общество» - «Сфера духовной культуры» - «Экономика» - «Социальная сфера» 2. Фронтальный опрос 3. Мини-исследования 4. Составление сравнительных таблиц 5. Решение кроссвордов 6. Графические работы (рисунки, схемы) 7. Самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой. 8. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников 9. Работа с документами Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения Литература для учащихся 1.Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова/ -М.: Просвещение 2011 Литература для учителя: Основная литература для учителя: 1. Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. Обществознание: Программа курса для 6-11 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение 2011 г 2. Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л.Н. 3. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. Дополнительная литература для учителя: 1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. . 2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. 3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. Сайты в помощь учителю
Литература для учащихся 1. Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф.: Обществознание, учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2012 2. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. - М.: Русское слово, 2011г; 3. С.В. Агафонов Схемы по обществознанию 7 класс. – М.: «Русское слово» 2007г. Дополнительная литература для обучающихся: 1. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006. 2. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 3. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 |