Пояснительная записка по обществознанию, 8 класс.
Программа предназначена для 8-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-9 классы. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Москва: «Просвещение», 2010 год. Учебник: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Обществознание. 8 класс. Москва: «Просвещение», 2011 год. Программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
способы взаимодействия человека с другими людьми;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 8 класс.
№ п/п
| основное содержание урока
| кол-во
часов
| тип урока
| форма урока
| основные термины и понятия
| требования к ЗУН
| контроль
| № учебной недели
|
1
| Вводный урок. Человек в обществе.
| 1
| вводный урок
| урок -рассказ с элементами беседы
| Науки, изучающие общество. Организация работы по курсу.
| Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач.
| беседа
| 1
|
| ТЕМА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч.)
|
|
|
2
| Личность.
| 1
| комбинированный урок
| урок -рассказ с элементами беседы
| Личность. Индивидуальность. Человек.
Что оказывает влияние на человеческую личность Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
| Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека.
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 1
| 2
|
3
| Общество как форма жизнедеятельности людей.
| 1
| урок изучения нового материала
| урок -рассказ с элементами беседы
| Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество.
| Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества..
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 2
| 3
|
4
| Зачет № 1. Развитие общества.
| 1
| комбинированный урок
| урок –беседа. Самостоятельная работа с документами
| Социальные изменения и их формы.
| Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами.
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 3
| 4
|
5
| Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.
| 1
|
|
| Причины и опасность международного терроризма. Глобальные проблемы современности.
| Называть примеры глобальных проблем человечества, негативного и позитивного влияния человечества на природу, называть организации, которые занимаются предотвращением и решением глобальных проблем, приводить примеры взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных проблем. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи
Анализировать проблемную ситуацию.
| беседа,
дополнительный материал
| 5
|
6
| Личность и общество.
| 1
| повторительно – обобщающий по теме
| практикум
|
| Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека..
| тест, дифференцированные карточки
| 6
|
| ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8 ч.)
|
|
|
7
| Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы
| 1
| урок изучения нового материала
| урок –беседа. Самостоятельная работа с документами
| Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
| Давать определение понятия: культура.
характеризовать различные виды культур;
называть основные функции культуры;
Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь.
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 4
| 7
|
8
| Зачет № 2. Мораль. Патриотизм и гражданственность.
| 1
| урок изучения нового
материала
| урок -рассказ с элементами беседы
| Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения.
| Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.
Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.
Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 5
| 8
|
9
| Долг и совесть.
| 1
| комбинированный урок
| урок - беседа
| Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
| Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 6
| 9
|
10
| Моральный выбор. Свобода и ответственность.
| 1
| комбинированный урок
| урок - беседа
| Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
| Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека.
Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.
| устный опрос,
задания в рабочей тетради,
& 7
| 10
| |