Скачать 455.36 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по СБО разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями. Задачи: -формирование у учащихся навыков самостоятельной жизни; -освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; -развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности. В результате обучения у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная. Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Эффективное усвоение учащимися учебного материала обеспечивается использованием соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использованием наглядных средств обучения, демонстрацией учебных кинофильмов, ИКТ. На занятиях по СБО уделяется внимание обогащению словарного запаса, использованию пословиц, поговорок, загадок для развития устной, письменной речи. На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема движения пассажирского транспорта). Для занятий по СБО имеется разнообразный дидактический раздаточный материал. Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по СБО в 9 классе отводится – 68 часов (2 часа в неделю) Тематическое планирование
Уровни социально-бытовой подготовленности: 1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи; 2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны. 3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах. СОДЕРЖАНИЕ 9 класс (68 ч.) Вводное занятие (1ч.) Беседа о содержании и значении предмета «социально - бытовая ориентировка», знакомство с кабинетом и правила поведения в нём, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях. Одежда и обувь (5 ч.) Тематика
Экскурсии Экскурсия в специализированные магазины, на швейную фабрику. Практические работы Упражнения в определении размеров одежды и обуви, одевание кукол в соответствии со стилем одежды. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление об истории развития моды, тенденциях развития современной моды, стилях в одежде, об обновлении одежды. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Питание (10 ч.) Тематика
Практические работы Приготовление национальных блюд, составление меню праздничного стола, сервировка праздничного стола. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд. Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Семья (6 ч.) Тематика
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны уметь
Культура поведения (4 ч.) Тематика
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Транспорт – 2 часа Тематика
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Жилище (6 ч.) Тематика
Практические работы Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Торговля – 2 часа Тематика
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Средства связи – 4 часа Тематика 1. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс, телефон с определителем. Особенности каждого вида связи и их значимость. Необходимость в современных условиях жизни общества. 2. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Практические работы Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Медицинская помощь – 8 часов Тематика 1.Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Учащиеся должны знать: уход за больными: переодеть, умыть, накормить, измерять температуру, наложить горчичники (на куклу), сменить постель лежачего больного. Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш к лекарствам) Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Личная гигиена подростка - 3 часа Тематика
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учреждения, организации и предприятия – 4 часа Тематика
Экскурсия на предприятие бытового обслуживания Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Трудоустройство – 13 часов. Тематика
Практические работы составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. Заполнение анкеты. Определение качеств личности, необходимых для выбранной профессии. Экскурсии в учреждения и отделы по трудоустройству. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|