Томский государственный университет Высшая Школа Бизнеса
Мальхер Евгений Александрович
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Томск 2008
УДК
ББК Мальхер Е.А. Современный менеджмент в странах Западной Европы.
Изд-во ВШБ ТГУ, 2008. Учебное пособие выполнено на основе исследований, проведенных Мальхером Е.А. во время учебы в Московской финансово-юридической академии и стажировки на предприятиях Германии. Оно может быть использовано при подготовке к сдаче экзаменов, написании курсовых и дипломных работ студентами экономических факультетов и ВШБ.
Отв. редактор:
профессор, д.э.н. Гага В.А. Рецензенты:
доцент, к.э.н. Телегина Н.А.
доцент, к.э.н. Дерябин В.С. Изд-во ВШБ ТГУ
Содержание
Введение 5
1. Социально-экономическая сущность менеджмента 8
1.1. Понятие менеджмента 8
1.2. Истоки менеджмента 16
1.3. Функции, принципы и методы менеджмента 21
2. Специфика европейского менеджмента 32
2.1. Характерные черты немецкого менеджмента 32
2.2. Особенности управления в Великобритании 40
2.3. Сравнительный анализ национальных подходов к менеджменту в Европе 44
3. Создание Российской модели менеджмента 48
3.1. Учет культуры и менталитета при выборе оптимальной модели управления 48
3.2. Необходимые черты и условия формирования новой модели менеджмента 55
3.3. Разработка новой модели Российского менеджмента 61
Заключение 71
Список литературы 75
70.Картавый М.А. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом - №4, 1999 79
Введение
Современные динамично меняющиеся рыночные условия настойчиво требуют совершенствовать инструменты и технологии управления предприятиями и компаниями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности и максимизации прибыли.
Система менеджмента в силу происходящих в экономике перемен также претерпевает изменения, поскольку существующие ранее методы пришли в очевидное противоречие с требованиями развития рыночной ситуации в стране.
Менеджмент развивался несколько столетий, и что важно, является продуктом практического опыта множества успешных и не столь успешных руководителей.
Как наука, менеджмент тесно взаимосвязан с широким диапазоном других дисциплин, таких как психология, маркетинг, финансы и так далее. Приложение опыта управления в отдельные отрасли дает специфические направления менеджмента, например – банковский менеджмент, менеджмент гостиничного бизнеса и т.д.
Особая ценность менеджмента состоит в том, что он базируется на практическом опыте руководителей, а не является теоретическим измышлением людей, не имеющих к управлению ни какого отношения.
Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует — есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую, британскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Руководители предприятий и компаний в условиях жесткой конкуренции повседневно ищут пути, ведущие к стабильному и устойчивому, как минимум, положению вверенных им предприятий с прицелом на достижение ими лидирующих позиций. В этой связи требуются такие методики, которые помогли бы руководителю предприятия систематизировать и/или упростить существующие сложные структуры управления и взаимодействия и с новых позиций осознать процессы, происходящие на его предприятии.
Объектом исследования являются европейские подходы к управлению Предметом исследования – достоинства и недостатки немецкого и британского менеджмента.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать социально-экономическую сущность менеджмента;
Изучить специфику европейского менеджмента и выделить ключевые идеи и перспективные направления;
Разработать новую модель российского менеджмента с учетом национальной специфики на базе опыта европейских стран.
Поскольку менеджмент как научная дисциплина оформился в 19 веке, то хронологические рамки основных исследований можно ограничить концом 19 и началом 21 века, при этом краткий исторический аспект допускается с целью оценки динамики развития управления в рамках истории человечества.
При написании работы были использованы труды к Р. Дафта, Д. Оакленда, П. Друкера, Чоудхарди С. И., а также других специалистов в области менеджмента на русском, немецком и английском языках.
Труды Р. Дафта отражают основные перспективные направления и проблемы менеджмента на современном этапе. В ракурсе выбранной темы его концепция самообучающейся организации позволяет сформировать черты новой модели российского менеджмента.
Монография Джона Оакленда ТQM содержит передовые идеи британского менеджмента в области повышения конкурентоспособности организации и улучшения качества управления. Идеи и концепции отраженные в труде П. Друкера формируют фундамент системного подхода к анализу достоинств и недостатков европейских подходов. Книга Чоудхарди С. И отражает оригинальные концепции управления, позволяющие достичь успеха в новых быстроменяющихся условиях бизнеса.
|