№ урок
а
| Тема урока
| Дата проведения
| Кол-во часов
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
|
|
Тема 1. Главные вопросы экономики
|
| Экономика как система хозяйственной жизни общества.
|
| 1
| Определить основные цели и задачи курса «Введение в экономику ».
| Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.
|
|
| Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
|
| 1
| Рассмотреть даровые и экономические (ограниченные) блага. Развивать навыки работы в паре.
| Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества.
|
|
Тема 2. Типы экономических систем
|
| Типы экономических систем. Традиционная система. Рыночная система.
|
| 1
| Рассмотреть главные вопросы экономической жизни общества. Понятие о границе производственных возможностей и описывающей ее кривой.
| Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма рынка как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей
|
|
| Командная система. Смешанная система.
|
| 1
| Определить проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.
| Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
|
|
Тема 3. Силы, которые управляют рынком
|
| Спрос, тестирование «Экономические системы»
|
| 1
| Рассмотреть понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.
| Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.
|
|
| Предложение
|
| 1
| Дать понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения.
| Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
|
|
Тема 4. Как работает рынок
|
| Типы рыночных ситуаций
|
| 1
| Рассмотреть различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
| дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия.
|
|
| Торговля
|
| 1
| Рассмотреть процесс торговли, развивать навыки самостоятельной работы.
| Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом.
| §13, контрольные вопросы.
|
Тема 5. Мир денег
|
| Деньги
|
| 1
| Рассмотреть историю изобретения денег и структуру денежной массы в настоящее время
| Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.
| §14,15
|
| Обмен
|
| 1
| Дать понятие «обмен», провести параллели с денежным обменом, развивать навыки работы в группе.
| Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
| §16,17, задача.
|
Тема 6. Банковская система
|
| Банковская система
|
| 1
| Рассмотреть причины возникновения банков и виды услуг, оказываемые банками.
| Причины возникновения банков. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков
| §18
|
| Банки и кредитование
|
| 1
| Рассмотреть принципы кредитования. развивать навыки работы в паре.
| Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.
| §19
|
| Функции Центрального банка страны. Семинар
|
| 1
| Определить в чём состоят Функции Центрального банка. Развивать навыки индивидуальной работы, грамотную речь.
| Кто в стране выпускает деньги
| Выводы к главе
|
Тема 7. Человек на рынке труда
|
| Продавцы и покупатели на рынке труда.
|
| 1
| Рассмотреть процесс взаимодействия продавцов и покупателей на рынке труда.
| Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.
| § 20,21
|
| Предложение на рынке труда
|
| 1
| Выделить факторы, формирующие предложение на рынке труда. Развивать навыки работы в группе.
| Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.
| §22,23
|
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда
|
| Конфликты на рынке труда
|
| 1
| Рассмотреть причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда.
| Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.
| §24
|
| Оплата труда
|
| 1
| Рассмотреть структуру системы заработной платы.
| Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.
| §25, подготовка к тесту
|
Тема 9. Экономические проблемы безработицы
|
| Безработица. Тестирование
|
| 1
| Дать понятие о безработице и критериях признания человека безработным
| . Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России.
| §32,33
|
| Полная занятость и ее границы.
|
| 1
| Рассмотреть понятие о естественной норме безработицы. Развивать навыки самостоятельной работы.
| Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
| §33,34, вопросы
|
Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке
|
| Фирмы
|
| 1
| Рассмотреть соотношение между понятиями "фирма" и "предприятие". Фирма и отрасль. Условия экономической правомерности существования фирмы. Понятие о добавленной стоимости.
| Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.
| §35, 36 проект.
|
| Затраты фирмы
|
| 1
| Рассмотреть виды фирм по российскому законодательству. Сравнительные характеристики различных видов фирм.
| Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.
| §38, 39. проект.
|
| Предприниматель и создание успешного бизнеса
|
| 1
| Определить Кого называют предпринимателем и чем он отличается от менеджера, развивать навыки самостоятельной работы
| . Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг
| Лекция в тетради.
|
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия
|
| Источники доходов семей
|
| 1
| Определить различия в ценности для людей жизненных благ и влияние этих различий на структуру семейных расходов. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.
| в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.
| §42
|
| Инфляция
|
| 1
| Рассмотреть влияние инфляции на уровень жизни семей, развивать навыки работы в группе.
| Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
| §19,44
|
| Неравенство доходов и неравенство богатства.
|
| 1
| Рассмотреть различные источники доходов. Показать взаимосвязь предложения товаров и услуг с личными доходами граждан
| Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программ мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
| §45, вопросы, подготовка к самостоятельной работе.
|
Тема 12. Экономические задачи государства
|
| Роль государства как защитника экономических свобод. Сам. Работа
|
| 1
| Определить экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка
| Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка.. Понятие об общественных благах.
| § 48, контрольные вопросы.
|
| Макроэкономические процессы в экономике страны.
|
| 1
| Рассмотреть вопросы поддерживания государством равновесия в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.
| Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны.
| §50.
|
Тема 13. Государственные финансы
|
| Роль налогообложения в формировании доходов государства.
|
| 1
| Дать понятие о видах налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен.
| Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.
| §51, виды выписать.
|
| Бюджетное тождество и бюджетный дефицит.
|
| 1
| Рассмотреть причины возникновения государственного долга и способы его сокращения.
| Понятие о государственном долге. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.
| §52, таблица.
|
Тема 14. Экономический рост
|
| Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Итоговое тестирование
|
| 1
| Рассмотреть в чем состоит сущность экономического роста и его измерение.
| Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
|
|
| Геоэкономика
|
| 1
| Определить понятие геоэкономика. Развивать навыки индивидуальной работы.
| Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и босыми странами.
|
|
Тема 15. Организация международной торговли
|
| Экономические причины возникновения международной торговли.
|
| 1
| Рассмотреть экономические причины возникновения международной торговли.
| Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
|
|
| Валютный курс
|
| 1
| Рассмотреть механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России.
| Экономические последствия изменений валютных курсов.
|
|
Тема 16. Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв.
|
| Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Итоговый контроль.
|
| 1
| Оценить уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Развивать умения анализировать и систематизировать.
| Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России.
|
|