Скачать 61.59 Kb.
|
Г.В. Тушаева г. Ставрополь, ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» Bella-casa@yandex.ru Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации детей с ОВЗ В статье рассматривается проблема социализации детей с ОВЗ, раскрывается роль предмета СБО в подготовке детей с ОВЗ к самостоятельной жизни в обществе, создании оптимальных условий для их социализации. В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение и активное воспроизводство личностью социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей [2, с. 4]. Вся учебно-воспитательная деятельность специальных коррекционных образовательных учреждений, направлена на достижение основной цели – подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни в обществе, создании оптимальных условий для их социализации. Ведущая роль принадлежит предмету социально-бытовой ориентировки (СБО). Само понятие социально-бытовая ориентировка представляет комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Социально-бытовая ориентировка детей с ОВЗ, обучающихся в школах VIII вида, в силу неполноценности их познавательной деятельности затруднена. Они испытывают определённые трудности в процессе социализации и социальной адаптации. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем мире, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Поэтому занятия по предмету СБО направлены: на накопление социально-эмоционального опыта; на развитие навыков межличностного взаимодействия; на расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего; на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Учитель СБО, используя все возможности воспитанников, стремится развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно обслуживать себя, выполнять в быту и в производственных условиях несложные трудовые операции, активно действовать в различных ситуациях. В ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» обучается 237 воспитанника в возрасте от 7 до 18 лет, социальный состав воспитанников достаточно сложен: 157 детей-инвалидов, 98 детей из неполных семей, 74 ребенка из малоимущих семей, 21 ребенок из многодетных семей, 11 детей, оставшихся без попечения родителей. Как видно, большая часть детей лишены возможности приобретать опыт нормальных семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль предмета СБО в процессе обучения и воспитания учащихся коррекционных школ неоценима. Изучение предмета СБО начинается с 5 класса, классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. В школе есть хорошо оборудованный по принципу зонирования пространства кабинет СБО. Учебное оборудование в кабинете располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Санитарно-гигиеническая», «Жилая», «Хозяйственная». Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Программа предмета СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Питание», «Жилище», «Бюджет», «Транспорт» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся, постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники пытаются самостоятельно выполнять контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту. Отработка навыков и умений осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр. Моделируя и разбирая различные ситуации на занятиях, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие оборудования, муляжей, реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля» в кабинете устанавливается прилавок, на котором выставляются различные муляжи овощей и фруктов, упаковки от продуктов и т.п. Учащиеся на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. Сначала одни выступают в роли продавца, другие - в роли покупателя, затем меняются ролями. Такие занятия проходят с большим интересом, на высоком эмоциональном подъеме. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках, тем больше уверенности у учителя, что его выпускники смогут использовать полученные знания в реальной жизни, в новой или измененной ситуации. Изучение различных разделов СБО происходит на реальных объектах школы, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Например, изучая раздел «Семья», учащиеся 7 класса учатся, оказывать помощь учителям в уходе за младшими детьми - помогают первоклассникам одеваться на прогулку, а затем проводят с ними игры на свежем воздухе. При изучении раздела «Жилище», учащиеся в игровой форме учатся ухаживать за школьной мебелью, пользоваться техникой (пылесосом, посудомойкой и т.д.), убирают классы, обеденный зал школьной столовой, моют окна в кабинетах и т.д. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Формирование трудовых умений и навыков способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Самый любимый раздел у учащихся - «Питание». Еще в начале учебного года они интересуются, какие блюда будут готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд, кулинарные советы. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку. В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания детей с нарушением интеллекта приобретает всё большую значимость. Например, при изучении раздела «Питание», учащиеся учатся не только готовить то или иное блюдо, но и подсчитывают его стоимость. Широко используются межпредметные связи: с уроками русского языка (чтение инструкций, заполнение квитанций, бланков, оформление деловых бумаг и т.д.), математики. Без математических знаний невозможно сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет. В старших классах при изучении раздела «Экономика домашнего хозяйства» учащиеся решают математические задачи прикладного характера (подсчет бюджета семьи на одну-две недели, расчет оплаты коммунальных услуг и др.). Выполняя их, учащиеся приобретают социальный опыт, становятся социально взрослее. Большую роль в выработке у детей с ОВЗ умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они проводятся таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. В ходе экскурсий у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии и обстоятельно готовится к ним. От подготовленности экскурсии зависит то, как учащиеся усвоят учебный материал и сформируют представления об окружающем мире. Учащиеся нашей школы в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: отделения Сбербанка, ателье, почту, магазины, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, швейную фабрику «Восход», мебельный цех и т.д. При изучении раздела «Трудоустройство» старшеклассники посещают городской центр занятости населения. Там их знакомят с востребованными в городе рабочими специальностями, предоставляют информацию об имеющих свободных рабочих местах Большое значение в социализации детей с ОВЗ имеет внеклассная работа по СБО. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Проведение внеурочных мероприятий по предмету совместно с воспитателями ГПД (проведение бесед, экскурсий, различных конкурсов, викторин, Дней здоровья, посещение музеев) способствует успешной социальной адаптации учащихся. Таким образом, предмет СБО действительно играет большую роль в процессе социализации детей с ОВЗ. Литература
|