Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 131.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер131.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы




Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки
(к.э.н. Т.А. Алимова, ГУ-ВШЭ)
Развитие предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста. Экономика, где сектор малых и средних предприятий (МСП) играет существенную роль, получает немалые плюсы:

    • Повышается маневренность экономики, т.к. большей части участников рынка (МСП) внутренне присуща быстрая и эффективная приспособляемость к экономической конъюнктуре;

    • Повышается стабильность экономики, т.к. риски распределяются между большим числом компаний (МСП), уменьшается зависимость от ограниченного числа субъектов рынка;

    • Повышается инновационный потенциал экономики, т.к. большему числу хозяйствующих субъектов (МСП) внутренне присуще ускоренное внедрение инновационных идей в бизнес и их распространение в экономическом пространстве;

    • Выравнивается экономическое развитие отдельных территорий внутри страны, т.к. размещение большей части участников рынка (МСП) имеет тенденцию к децентрализации.

Однако подобный экономический выигрыш возможен лишь при условии, когда сектор МСП достаточно развит, т.е. использует порядка половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости [5]. Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом, главными из которых является низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных, и, как следствие, на рынке товаров и услуг. Сектор МСП получает возможность развития тогда, когда нивелируются его слабые стороны в сравнении с крупным бизнесом; создается предпринимательский климат, компенсирующий объективные ограничения МСП и стимулирующий его объективные преимущества.

Как снять ограничения на развитие сектора МСП? Государство, формулируя правила администрирования бизнеса (вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба), предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов (регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости), разрабатывая механизмы поддержки конкуренции (конкурентная политика и антимонопольное регулирование), принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды.

В той мере, в какой устанавливаемые государством правила компенсируют объективные ограничения МСП и создают условия для реализации его объективных преимуществ, можно говорить о благоприятной внешней среде, ожидать реализации потенциала предпринимательства, инициированного им экономического роста и достижения всех тех плюсов, которые есть у стран, где сектор МСП - основа социально-экономической модели общества.

I. Государственное регулирование как условие и барьер развития предпринимательства (результаты опросов предпринимателей).

Опросы предпринимателей являются одним из основных источников информации об актуальности и результативности государственной политики в сфере предпринимательства. Согласно их результатам, конкурентоспособность малых предприятий, измеряемая динамикой спроса на продукцию, производительностью труда, финансовым состоянием, рентабельностью, зависит от параметров делового климата, определяемого действиями властей: созданным нормативно-правовым полем и практикой правоприменения, величиной административных барьеров, эффективностью поддержки бизнеса [2].

Только треть субъектов малого предпринимательства оценивают бизнес-климат как благоприятный. Разница в оценках предпринимателями условий для ведения деятельности на четверть объясняется тем, как они воспринимают уровень коррупции, степень ориентированности политики федеральных властей на развитие малого предпринимательства и последовательность реформ [2], [3].

По мнению каждого четвертого предпринимателя, МП закрываются именно из-за плохих законов, несоблюдения законности, коррупции и злоупотребление чиновников [3].

Непредсказуемость государственного регулирования является одним из самых серьезных препятствий для деятельности и развития МП. Такого мнения придерживаются порядка 15% предпринимателей. Если добавить препятствия, вызываемые конкретными административными процедурами - оформлением аренды, землеотвода и строительства, налоговым администрированием, то эту совокупность причин, отражающих качество законодательного регулирования и практики правоприменения, считают самым серьезным препятствием треть предпринимателей [2].

Вхождение в предпринимательские сети остается необходимым условием бизнес-деятельности. Девять из десяти тех, кто предпринимает реальные шаги по созданию бизнеса, имеют личные контакты с предпринимателями. Предпринимательское сообщество в значительной мере берет на себя выполнение основных функций институциональной и инфраструктурной поддержки своих членов. Знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса, сконцентрированы почти исключительно внутри предпринимательского сообщества, являющегося замкнутым образованием. Это свидетельствует о недостаточном развитии институтов и инфраструктуры поддержки предпринимательства, об ограниченных возможностях реализации и расширения предпринимательского потенциала российского общества [4].

II. Государственная политика в сфере предпринимательства (анамнез)

Государственная политика в сфере предпринимательства должна удовлетворять ряду требований:

  • Комплексность, что выражается в учете слабых сторон МСП как на ресурсном, так и на товарном рынке;

  • Постоянство, что означает учет специфики МСП в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Сектор МСП постоянно воспроизводит спрос на специальные режимы регулирования бизнес-деятельности;

  • Эффективность, что предполагает не только компенсацию объективных ограничений МСП, но и мобилизацию его объективных преимуществ;

  • Адресность, что значит настройку режимов регулирования, дружественных по отношению к сектору МСП в целом, на учет специфики отдельных групп предприятий: стартующих, растущих, инновационных;

  • Актуальность, когда приоритет отдается тем механизмам поддержки, которые снимаю первоочередные, наиболее острые проблемы МСП;

  • Соразмерность затрат поставленным целям. Существует минимальная «критическая масса» расходов государства на поддержку сектора МСП, ниже которой этот сектор не реагирует на политику. Поддержка сектора в режиме неэффективной экономии вырождается в селекцию отдельных предприятий по критерию близости к носителям властных полномочий. Только достигнув определенной критической массы, воплотившейся в развитой рыночной инфраструктуре, инструментах финансового и венчурного рынка, инвестиционных и гарантийных схемах и т.д., количество затрат переходит в качество жизнеспособного, эффективного, динамичного сектора МСП.

Как составная часть системы государственного регулирования, государственная политика в области предпринимательства должна иметь:

  • Четко определенные цели;

  • Органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение поставленных целей;

  • Информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной полноты и надежности;

  • Инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на субъекты предпринимательства и среду в рамках выполнения своих функций.

Формулировка целей и задач государства за весь период реализации сначала Федеральных программ, затем Комплекса мероприятий по развитию и поддержке предпринимательства с 1994 г. почти не менялась. Традиционно из одного документа в другой переходили направления по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной обеспеченности, инфраструктуры поддержки; мероприятия по обучению и кадровому обеспечению. Расплывчатая формулировка целей и сугубо вербальное описание результатов не позволяли оценить эффективность мер госполитики, провести верификацию по регионам и в динамике [6].

Структура органов управления, вырабатывающих политику в отношении предпринимательства на федеральном уровне, менялась постоянно. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию предпринимательской деятельности уже 5 раз переходили от ведомства к ведомству, при этом нарушалась преемственность проводимой политики. Нечеткое распределение функций допускало конфликт интересов между государственными структурами.

Информационное обеспечение государственной политики было и остается недостаточным. В ситуации распыленности сведений о легальном малом предпринимательстве между органами статистики, социального страхования и налоговыми службами преимущественно используются статистические данные, имеющие ряд ограничений:

    • Не все субъекты малого предпринимательства должны предоставлять информацию о своей деятельности в органы статистики. Из информационного поля выпадают МП, перешедшие на упрошенную систему налогообложения, учета и отчетности и ПБОЮЛ;

    • Не все МП, которые должны предоставлять информацию о своей деятельности, на деле отчитываются перед органами статистики. По оценкам Росстата, так поступают от 20% до 60% МП в зависимости от вида деятельности;

    • Не все данные, передаваемые в органы статистики, являются достоверными, т.к. значительный объем хозяйственных операций легальных МП не регистрируется, относится к теневому сектору. Занижаются как затраты, так и результаты деятельности. Так, по оценкам статистиков, порядка ¾ МП указывают заработную плату работников значительно ниже прожиточного минимума, а реальная численность работников МП приблизительно на треть превышает официально фиксируемую;

    • Не все сферы экономической деятельности МП учитываются. Так, не собираются данные об инновационной и экспортно-импортной деятельности малых предприятий;

    • Не все субъекты экономической деятельности официально зарегистрированы.

Факт статистической «ненаблюдаемости» малого предпринимательства говорит о том, что малый бизнес не рассматривается властями как фактор экономического роста.

Информационный вакуум приводит к необоснованности решений, принимаемых государством. Весь предшествующий опыт прогнозов развития малого предпринимательства отмечен несовпадением прогнозных и фактических результатов. Так, итогом Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. должно было стать увеличение числа МП в 1,5 – 2 раза. Фактически за этот период число МП сократилось на 2%. В результате выполнения последней из принятых Федеральных программ поддержки предпринимательства – программы на 2000-2001 гг., число рабочих мест должно было возрасти до 8,5 млн. Фактически к концу 2001г. на малых предприятиях было занято 7,4 млн. человек.

Из совокупности инструментов регулирования и поддержки остановимся на законодательно-нормативном регулировании как безусловной зоне ответственности государства. Необходимо отметить:

  • Несвоевременность разработки законов и неполноту решения задач законодательного регулирования. Так, до настоящего времени порядка 40% предпринимателей используют займы предприятий партнеров и частных лиц [2]. Задача законодательного урегулирования кредитной кооперации в целях развития микрофинансирования (разработка и принятие Закона об обществах взаимного кредитования) ставилась еще в Федеральной программе 1998-1999 гг. В 2001г. был принят Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан», не решивший до конца вопроса законодательного регулирования микрофинансирования, осуществляемого небанковскими организациями. В соответствии с законом, займы на предпринимательские цели не могут превышать половины фонда финансовой взаимопомощи кооператива. По оценкам экспертов, кредитные потребительские кооперативы граждан уже подошли к верхней границе выдаче займов на предпринимательство.

  • Недооценку последствий введения законов для предпринимателей, перспектив их практического применения. Так, введение упрощенной система налогообложения, учета и отчетности, а также специальных налоговых режимов для более мелких предприятий стимулирует рост микро-предприятий за счет искусственного дробления более крупного бизнеса.

  • Недостаточное информационное обеспечение законодательной деятельности. Речь идет о несовпадении измеряемых и реальных границ сектора малое предпринимательство; низкой степени информированности о конкретных сферах законодательного регулирования; отсутствии данных о результатах и эффективности законоприменения.

  • Недостаточно развитую инфраструктуру реализации принимаемых законов. Так, защита прав на использование объектов промышленной собственности требует привлечение патентных поверенных. Основная часть этих дипломированных специалистов сосредоточена в Москве. За Уралом есть регионы, где нет ни одного такого специалиста [7].

III. Предпринимательство сегодня (не то, что планировали)

Образ предпринимательства, «запланированный» государственной политикой, и его фактическое состояние, тенденции во многом различны. Остановимся на некоторых основных моментах.

Развитие институциональной и инфраструктурной поддержки предпринимательства должно стимулировать граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности. В реальности предпринимательство неоднородно в зависимости от мотивов создания бизнеса. В нем выделяются группы предпринимателей, решивших заняться бизнесом добровольно, и предпринимателей поневоле, которые не смогли найти иной работы. Потенциал развития добровольного предпринимательства значительно выше.

Доля вынужденных предпринимателей достаточно высока: 50% для владельцев бизнеса не «старше» 3,5 лет [4]. Индикатор вынужденного предпринимательства опосредованно характеризует всю систему поддержки как недостаточно развитую, когда предприимчивые люди зачастую предпочитают наемный труд собственному бизнесу, не находя нужные для успешного предпринимательства гарантии, инструменты, инфраструктуру [4].

Каждый третий/четвертый потенциальный предприниматель, кто уже делает первые шаги к созданию собственного бизнеса, так и не становится действующим предпринимателем. Индикатор незавершенного старта негативно характеризует предпринимательский климата в России, его институциональную и инфраструктурную составляющие [4].

Увеличение вклада малого предпринимательства в рост занятости за счет развития действующих предприятий. Фактически, государственная политика в отношении предпринимательства, снижая барьеры входа в малый бизнес, сдерживает дальнейшее развитие. Малые предприятия со временем не только не перерастают в средние, но в большинстве не переходят границу микро-бизнеса. Количество занятых в малом предпринимательстве определяется не «продолжительностью жизни» и развитием действующих малых предприятий, а числом вновь созданных [2], [3], [4].

Политики поддержки малых предприятий, имеющих потенциал роста, способствует переходу их в средний бизнес. На практике даже наиболее успешные малые предприятия не стремятся или не могут покинуть законодательно очерченные границы малого бизнеса в силу как высоких издержек перехода из одной категории в другую, так и отсутствия каких-либо специальных режимов, помогающих новичкам закрепиться в среднем бизнесе. Для малого предприятия альтернативой роста «по вертикали» является рост «по горизонтали» - создание сети малых предприятий, в совокупности образующих единый бизнес одного или группы собственников.

Сетевые малые предприятия более крупные, рентабельные, имеют более высокий инвестиционный, инновационный и экспортный потенциал, более устойчивы к неблагоприятным изменениям бизнес-среды. Именно сетевые малые предприятия имеют реальный потенциал перехода в средний бизнес. Удерживают их, наряду с непроработанностью законодательно-нормативного поля для средних предприятий, дополнительные проблемы, свойственные для более крупного бизнеса и, соответственно, дополнительные затраты на их решение. Главные из этих проблем – обеспечение безопасности бизнеса, недобросовестная конкуренция, таможенные процедуры, получение и оформление земельных участков [2].

На протяжении последних лет сохраняется тенденция и пропорция перехода от отдельного малого предприятия к сетевому малому бизнесу (порядка трети предпринимателей одновременно владеют или руководят несколькими предприятиями). Масштаб спроса на государственную политику поддержки среднего бизнеса, а также экономический потенциал сетевого сегмента малого предпринимательства свидетельствуют, что эффект данной политики может быть значительным [1], [2], [4].

IV. Государственная политика в сфере предпринимательства (сохраняющиеся угрозы)

  • Сохраняется разрыв между заявляемыми направлениями поддержки предпринимательства и законодательным регулированием соответствующих сфер деятельности: законодательство отстает. Примеры: (a) финансирование мероприятий по развитию микрофинансирования в отсутствии закона о кредитной кооперации; (b) финансирование мероприятий по развитию инновационной деятельности в отсутствии закона об инновационной деятельности; (c) финансирование мероприятий, направленных на развитие среднего предпринимательства, в отсутствии критериев отнесения к средним предприятиям. Фактически весь период действия ведомственной программы МЭРТ по развитию малого и среднего предпринимательства объектом поддержки является только малый бизнес, и на субъектах малого предпринимательства проходят апробацию предложенные меры поддержки, в том числе, средних предприятий.

  • Сохраняется разрыв между действующим законодательством и правоприменительной практикой. Пример: чаще всего с проверками на МП приходят представители правоохранительных органов, в чьи функции это не входит [3].

  • Сохраняется и растет опасность просчетов политики из-за информационных ограничений. Роль информационной компоненты в разработке и реализации программ государственного регулирования и поддержки предпринимательства возросла в связи с реформированием бюджетного процесса, переходом на бюджетирование, ориентированное на результат, в рамках среднесрочного финансового планирования.

  • Сохраняется разрыв между заявленными целями, используемыми механизмами поддержки и наиболее вероятными результатами. Пример: одной из целей ведомственной программы развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008гг. является стимулирование преодоления неоправданных региональных различий в развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Разработанный МЭРТ порядок конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на поддержку малого предпринимательства, фактически ориентирован на конкурсный отбор проектов поддержки, представленных регионами. Так как в число обязательных критериев отбора входит «региональный опыт практической реализации мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства» и «доля финансирования за счет средств помимо федерального бюджета», более бедные регионы, являющиеся аутсайдерами в поддержке предпринимательства, имеют все шансы увеличить отставание от регионов – лидеров [6], [8].

  • Сохраняется опасность несовпадения запланированных результатов государственной политики и фактических показателей. Вполне вероятно, что прогнозируемые показатели Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу применительно к предпринимательству не будут достигнуты. В Программе заложено увеличение числа МП в 2008г. по отношению к 2004г. на 34,7%; по данным Росстата за 2005г. число МП в РФ выросло на 2,7%, достигнув 979,3 тыс.


Список использованной литературы:

  1. Обследование ОЭСР в трех регионах РФ, «Экономические обзоры ОЭСР, 2001-2001, Российская Федерация»;

  2. Конкурентоспособность и деловой климат России, ГУ-ВШЭ и Всемирный Банк, 2005-2006;

  3. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России, ОПОРА и ВЦИОМ, 2006;

  4. Предпринимательский потенциал российского общества: GEM Russia, 2006, ГУ-ВШЭ;

  5. Исследование Всемирного банка «Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза», Москва, 2002;

  6. А.В.Демидов. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в современных условиях (диссертация на соискание ученой степени к.э.н.), РАГС, Москва, 2007;

  7. Инновационные процессы в малом предпринимательстве, Ресурсный центр малого предпринимательства, Москва, 1998;

  8. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008гг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск