Скачать 131.27 Kb.
|
Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки (к.э.н. Т.А. Алимова, ГУ-ВШЭ) Развитие предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста. Экономика, где сектор малых и средних предприятий (МСП) играет существенную роль, получает немалые плюсы:
Однако подобный экономический выигрыш возможен лишь при условии, когда сектор МСП достаточно развит, т.е. использует порядка половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости [5]. Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом, главными из которых является низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных, и, как следствие, на рынке товаров и услуг. Сектор МСП получает возможность развития тогда, когда нивелируются его слабые стороны в сравнении с крупным бизнесом; создается предпринимательский климат, компенсирующий объективные ограничения МСП и стимулирующий его объективные преимущества. Как снять ограничения на развитие сектора МСП? Государство, формулируя правила администрирования бизнеса (вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба), предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов (регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости), разрабатывая механизмы поддержки конкуренции (конкурентная политика и антимонопольное регулирование), принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды. В той мере, в какой устанавливаемые государством правила компенсируют объективные ограничения МСП и создают условия для реализации его объективных преимуществ, можно говорить о благоприятной внешней среде, ожидать реализации потенциала предпринимательства, инициированного им экономического роста и достижения всех тех плюсов, которые есть у стран, где сектор МСП - основа социально-экономической модели общества. I. Государственное регулирование как условие и барьер развития предпринимательства (результаты опросов предпринимателей). Опросы предпринимателей являются одним из основных источников информации об актуальности и результативности государственной политики в сфере предпринимательства. Согласно их результатам, конкурентоспособность малых предприятий, измеряемая динамикой спроса на продукцию, производительностью труда, финансовым состоянием, рентабельностью, зависит от параметров делового климата, определяемого действиями властей: созданным нормативно-правовым полем и практикой правоприменения, величиной административных барьеров, эффективностью поддержки бизнеса [2]. Только треть субъектов малого предпринимательства оценивают бизнес-климат как благоприятный. Разница в оценках предпринимателями условий для ведения деятельности на четверть объясняется тем, как они воспринимают уровень коррупции, степень ориентированности политики федеральных властей на развитие малого предпринимательства и последовательность реформ [2], [3]. По мнению каждого четвертого предпринимателя, МП закрываются именно из-за плохих законов, несоблюдения законности, коррупции и злоупотребление чиновников [3]. Непредсказуемость государственного регулирования является одним из самых серьезных препятствий для деятельности и развития МП. Такого мнения придерживаются порядка 15% предпринимателей. Если добавить препятствия, вызываемые конкретными административными процедурами - оформлением аренды, землеотвода и строительства, налоговым администрированием, то эту совокупность причин, отражающих качество законодательного регулирования и практики правоприменения, считают самым серьезным препятствием треть предпринимателей [2]. Вхождение в предпринимательские сети остается необходимым условием бизнес-деятельности. Девять из десяти тех, кто предпринимает реальные шаги по созданию бизнеса, имеют личные контакты с предпринимателями. Предпринимательское сообщество в значительной мере берет на себя выполнение основных функций институциональной и инфраструктурной поддержки своих членов. Знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса, сконцентрированы почти исключительно внутри предпринимательского сообщества, являющегося замкнутым образованием. Это свидетельствует о недостаточном развитии институтов и инфраструктуры поддержки предпринимательства, об ограниченных возможностях реализации и расширения предпринимательского потенциала российского общества [4]. II. Государственная политика в сфере предпринимательства (анамнез) Государственная политика в сфере предпринимательства должна удовлетворять ряду требований:
Как составная часть системы государственного регулирования, государственная политика в области предпринимательства должна иметь:
Формулировка целей и задач государства за весь период реализации сначала Федеральных программ, затем Комплекса мероприятий по развитию и поддержке предпринимательства с 1994 г. почти не менялась. Традиционно из одного документа в другой переходили направления по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной обеспеченности, инфраструктуры поддержки; мероприятия по обучению и кадровому обеспечению. Расплывчатая формулировка целей и сугубо вербальное описание результатов не позволяли оценить эффективность мер госполитики, провести верификацию по регионам и в динамике [6]. Структура органов управления, вырабатывающих политику в отношении предпринимательства на федеральном уровне, менялась постоянно. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию предпринимательской деятельности уже 5 раз переходили от ведомства к ведомству, при этом нарушалась преемственность проводимой политики. Нечеткое распределение функций допускало конфликт интересов между государственными структурами. Информационное обеспечение государственной политики было и остается недостаточным. В ситуации распыленности сведений о легальном малом предпринимательстве между органами статистики, социального страхования и налоговыми службами преимущественно используются статистические данные, имеющие ряд ограничений:
Факт статистической «ненаблюдаемости» малого предпринимательства говорит о том, что малый бизнес не рассматривается властями как фактор экономического роста. Информационный вакуум приводит к необоснованности решений, принимаемых государством. Весь предшествующий опыт прогнозов развития малого предпринимательства отмечен несовпадением прогнозных и фактических результатов. Так, итогом Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. должно было стать увеличение числа МП в 1,5 – 2 раза. Фактически за этот период число МП сократилось на 2%. В результате выполнения последней из принятых Федеральных программ поддержки предпринимательства – программы на 2000-2001 гг., число рабочих мест должно было возрасти до 8,5 млн. Фактически к концу 2001г. на малых предприятиях было занято 7,4 млн. человек. Из совокупности инструментов регулирования и поддержки остановимся на законодательно-нормативном регулировании как безусловной зоне ответственности государства. Необходимо отметить:
III. Предпринимательство сегодня (не то, что планировали) Образ предпринимательства, «запланированный» государственной политикой, и его фактическое состояние, тенденции во многом различны. Остановимся на некоторых основных моментах. Развитие институциональной и инфраструктурной поддержки предпринимательства должно стимулировать граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности. В реальности предпринимательство неоднородно в зависимости от мотивов создания бизнеса. В нем выделяются группы предпринимателей, решивших заняться бизнесом добровольно, и предпринимателей поневоле, которые не смогли найти иной работы. Потенциал развития добровольного предпринимательства значительно выше. Доля вынужденных предпринимателей достаточно высока: 50% для владельцев бизнеса не «старше» 3,5 лет [4]. Индикатор вынужденного предпринимательства опосредованно характеризует всю систему поддержки как недостаточно развитую, когда предприимчивые люди зачастую предпочитают наемный труд собственному бизнесу, не находя нужные для успешного предпринимательства гарантии, инструменты, инфраструктуру [4]. Каждый третий/четвертый потенциальный предприниматель, кто уже делает первые шаги к созданию собственного бизнеса, так и не становится действующим предпринимателем. Индикатор незавершенного старта негативно характеризует предпринимательский климата в России, его институциональную и инфраструктурную составляющие [4]. Увеличение вклада малого предпринимательства в рост занятости за счет развития действующих предприятий. Фактически, государственная политика в отношении предпринимательства, снижая барьеры входа в малый бизнес, сдерживает дальнейшее развитие. Малые предприятия со временем не только не перерастают в средние, но в большинстве не переходят границу микро-бизнеса. Количество занятых в малом предпринимательстве определяется не «продолжительностью жизни» и развитием действующих малых предприятий, а числом вновь созданных [2], [3], [4]. Политики поддержки малых предприятий, имеющих потенциал роста, способствует переходу их в средний бизнес. На практике даже наиболее успешные малые предприятия не стремятся или не могут покинуть законодательно очерченные границы малого бизнеса в силу как высоких издержек перехода из одной категории в другую, так и отсутствия каких-либо специальных режимов, помогающих новичкам закрепиться в среднем бизнесе. Для малого предприятия альтернативой роста «по вертикали» является рост «по горизонтали» - создание сети малых предприятий, в совокупности образующих единый бизнес одного или группы собственников. Сетевые малые предприятия более крупные, рентабельные, имеют более высокий инвестиционный, инновационный и экспортный потенциал, более устойчивы к неблагоприятным изменениям бизнес-среды. Именно сетевые малые предприятия имеют реальный потенциал перехода в средний бизнес. Удерживают их, наряду с непроработанностью законодательно-нормативного поля для средних предприятий, дополнительные проблемы, свойственные для более крупного бизнеса и, соответственно, дополнительные затраты на их решение. Главные из этих проблем – обеспечение безопасности бизнеса, недобросовестная конкуренция, таможенные процедуры, получение и оформление земельных участков [2]. На протяжении последних лет сохраняется тенденция и пропорция перехода от отдельного малого предприятия к сетевому малому бизнесу (порядка трети предпринимателей одновременно владеют или руководят несколькими предприятиями). Масштаб спроса на государственную политику поддержки среднего бизнеса, а также экономический потенциал сетевого сегмента малого предпринимательства свидетельствуют, что эффект данной политики может быть значительным [1], [2], [4]. IV. Государственная политика в сфере предпринимательства (сохраняющиеся угрозы)
Список использованной литературы:
|