Скачать 389.23 Kb.
|
Кафедра экономической географии НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И НАУЧНЫЕ КЛАСТЕРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050100.68 «Педагогическое образование» Магистерская программа «Социально-экономическое географическое образование» Очная форма обучения Степень: магистр Красноярск 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИнновационная экономика, формирование которой является официальным курсом стратегического развития России, невозможна без оптимизации использования научно-образовательного потенциала, под которым понимается способность государства и общества обеспечить производство новых знаний, востребованных современными социально-экономическими, социо-культурными и технико-технологическими особенностями, трансляцию знаний, технологий и инноваций в системе образовательных институтов с учетом имеющихся ресурсов, возможностей и средств. Современное развитие страны и регионов неразрывно связано с развитием научной деятельности, профессиональной и общеобразовательной подготовкой кадров. Образование и будущее развитие регионов и страны взаимосвязаны и взаимообусловлены. Повышение образовательного и квалификационного уровня населения, развитие способностей к творческой активности являются важными предпосылками ускорения социально-экономического и научно-технологического развития страны. Построение экономики, ориентированной на инновационный тип развития, предполагает наличие развитой национальной инновационной системы. В последнее время решающее значение приобретает интеграция науки, образования, управления и производства, проявляющаяся в создании новых прогрессивных форм их взаимодействия. В соответствии с концепцией научно-технической и образовательной политики Российской Федерации проводится интеграция научно-исследовательских институтов с вузами, фирмами и предприятиями, что выражается в создании научно-производственных комплексов, университетских комплексов, исследовательских университетов, технопарков, технополисов, научно-производственных ассоциаций и др. Изучение географических аспектов рахзвития и размещения науки и образования является одной из важнейших задач экономической географии на новом этапе развития территориальной организации производительных сил. Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла М 2. Она опирается на знания, умения и навыки предыдущих дисциплин бакалавриата и специалитета. На магистерском уровне она опирается на дисциплины базовой и вариативной части общенаучного цикла и дисциплины базовой и вариативной части профессионального цикла, среди которых представлены методологические, методические и инструментальные дисциплины, а также специальные дисциплины и дисциплины по выбору. В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 108 часов (4 зач. ед.), из них 20 часов семинаров и 88 часов самостоятельной работы. Занятия предусмотрены на 1 курсе. Форма контроля — экзамен в 1 семестре. Министерство образования и науки РФГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университетим. В.П. Астафьева»Кафедра экономической географии НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И НАУЧНЫЕ КЛАСТЕРЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050100 .68 «Педагогическое образование» Магистерская программа «Социально-экономическое географическое образование» Очная форма обучения Степень: магистр Красноярск 2011 Рабочая программа составлена д.э.н., проф. Шадриным А.И. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической географии "__" _____________2011 г. Заведующий кафедрой Шадрин А.И. ______________________________ (подпись) Одобрено НМСС факультета биологии, географии и химии "____" ___________2011 г. Председатель Виноградов В.В. ___________________(подпись) ВВЕДЕНИЕ Двадцать первый век определяет новый статус науки и ее роль в жизни человеческого общества. Неизмеримо возросший объем знаний и переход к новой траектории развития – обществу знаний и информационных технологий способствует изменению технологической базы разных отраслей и сфер деятельности, началу нового этапа в развитии цивилизации. Обусловленная научными открытиями интеллектуализация труда привела к коренному перевороту в его характере и развитии производительных сил. Наука и образование внедряются в повседневную жизнь людей, изменяет их мировоззрение и быт и становятся универсальным средством решения актуальных проблем человечества, превращается в главное национальное достояние, становится гарантом благосостояния и процветания общества. В рамках учебного процесса по дисциплине должны быть предусмотрены встречи с работодателями (из органов управления образования разного уровня), с представителями научных структур, российских и зарубежных компаний, общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов). Данная дисциплина направлена на достижение компетентности магистров, свободно ориентирующихся в сложных ситуациях современного мира и умеющих принимать научно обоснованные решения на основе учета человеческого фактора, реализуемого в системе научно-технологических парков и научных кластеров. Цель дисциплины: изучение отраслевых и пространственных структур научно-образовательной сферы в отдельных регионах и странах. Задачи дисциплины: - Рассмотреть понятия «наука, образование, научно-технологические парки», «научные кластеры» и их роль как объекта экономико- географических исследований. - Изучить этапы становления и развития науки. - Провести анализ пространственных форм организации науки. - Дать характеристику современного состояния и размещения науки и образования в отдельных странах и регионах. Магистр социально-экономического географического профиля должен знать:
Полученные знания, умения и навыки будут использованы магистрами при прохождении педагогической, научно-педагогической, научно-исследовательской практик и при проведении научно-исследовательского семинара, а самое главное при написании и защите диссертационных работ. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-4, ПК-11
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Программа дисциплины представлена двумя базовыми модулями. МОДУЛЬ 1. Предметная область, цели и задачи дисциплины. Связи с другими науками. Наука и образование как объект экономико-географического исследования. Функции и характеристика науки и образования. Субъекты мировой науки и образования. Роль науки и образования в современном обществе. Историко-географические особенности развития мировой науки и образования. Развитие и становление науки и образования, исторические этапы становления – их характеристика. Закономерности и тенденции развития науки и образования. .Пространственное размещение (основные формы территориальной организации науки и образования). Теории инновационных регионов. Факторы и предпосылки инновационного развития регионов и стран. Классификация научно-технологических парков и научных кластеров. Показатели, характеризующие мировую науку. Финансовые расходы на НИОКР. Численность научных и педагогических кадров. Индекс научного цитирования. Индекс Хирша. Количество научных публикация и подаваемых заявок на выдачу патентов и изобретения. Анализ изобретательской активности. Численность лауреатов престижных международных премий и выдающихся ученых. МОДУЛЬ 2. География науки и образования стран и регионов мира. Научный и образовательный потенциал, организация и функционирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленно-развитых стран. Характеристика научного потенциала США, Японии, стран Европы, стран Азии. Вклад промышленно развитых и развивающихся стран в мировую науку. Типология стран по уровню развития науки и образования. Особенности территориальной организации науки и образования. Развитие науки в России до 1917 г. Особенности развития и функционирования науки и образования в СССР. Создание наукоградов и закрытых городов. Территориальная организация и региональное развитие НИОКР в СССР. Современное состояние науки и образования в России. Особенности функционирования научно-образовательного комплекса России на современном этапе. Изменения в территориальной организации науки и образования. Появление новых форм организации науки и образования (технопарки и технополисы, иннограды, инновационные регионы). Вклад России в мировую науку. Национальные исследовательские и федеральные университеты России. Роль образования и науки в инновационном развитии регионов и стран. Практические занятия
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
и в России.
25. Характеристика количественных и качественных показателей, отражающих развитие науки Примерные темы эссе
|