Скачать 275.81 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Региональная экономика» 7 – 9 классы Авторы: Шамахова Екатерина Валентиновна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Региональная экономика» является составной частью школьного экономического образования. Программа составлена на основе региональнго компонент стандарта основного общего образования по учебному предмету «Экономика региона» и программы «Экономика региона» 7 – 9 классы / Под общей редакцией С.Н. Фурсик. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Цель учебного предмета «Региональная экономика»: формирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона. Задачи: -овладение основами экономических знаний о хозяйственной деятельности людей, их потребностях и способах удовлетворения; -формирование представления об экономике Вологодской области, об особенностях хозяйства региона и перспективах его развития; -раскрытие основных тенденций экономических процессов в регионе, его места и роли в общероссийском экономическом пространстве; -развитие способности к самообразованию, критическому осмыслению экономических процессов, происходящих в экономике страны и региона, развитие умения применять экономические знания в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Мировая цивилизация переходит к новому типу социально-экономического развития, в центре которого стоит человек, его способности и деятельность, изменяющие систему экономических и социальных ценностей. Современному обществу предстоит длительный путь к новому типу экономического роста, создание хозяйственного механизма, ориентированного на развитие и накопление человеческого капитала как совокупности деятельных, производительных способностей личности. В переломные моменты общественного развития крайне необходимо, как показывает мировой опыт, опережающее развитие производительных, духовно-нравственных сил и способностей личности. В формировании такой личности огромная роль принадлежит образованию, в том числе экономическому. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что в современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности как предприимчивость, энергичность, экономическая грамотность, умение ориентироваться в современных социально-экономических проблемах. Кроме того, не может быть хорошего специалиста-профессионала в любой сфере деятельности, если он не обладает экономической культурой, являющейся частью общей культуры человека. Цели экономического образования современной молодежи состоят в том, чтобы ознакомить молодых людей с важнейшими экономическими проблемами и способами их разрешения. В результате общеобразовательной экономической подготовки молодой человек должен получить следующие навыки: -уметь принимать самостоятельные эффективные решения при анализе и оценке текущей и перспективной экономической ситуации; -владеть основными понятиями и терминами макро- и микроэкономики; ориентироваться в содержании основных экономических проблем и различных подходах к их решению; -иметь обоснованное представление о логике экономического развития; обладать социально-экономической грамотностью и экономическим мышлением. Экономическое мышление можно определить как процесс познания человеком экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов и способов своей деятельности. Осмысление экономических реальностей служит необходимым условием осознанного участия человека в принятии экономических решений и их реализации. Экономическое мышление формирует хозяйственное поведение и экономическую культуру. Экономически образованный человек способен правильно понять как суть экономических реформ в России в целом, так и ее многочисленные конкретные проявления, в том числе и на уровне региона: в чем значение и каковы последствия приватизации государственной собственности, либерализации цен, как ориентироваться на рынке ценных бумаг, каковы особенности экономической политики. Экономическое образование необходимо молодому поколению. Оно жизненно важно для принятия повседневных решений, для ориентации в рыночных отношениях, для повышения уровня благосостояния, для реализации возможности найти свое прочное место в непростой современной действительности. Актуальность изучения учебного предмета «Региональная экономика» заключается в том, что знакомство с экономическими процессами, происходящими в стране, начинается для учащихся с осознания проблем и особенностей функционирования семьи, района, города, региона, т. е. с той среды, которая их окружает, поэтому основные экономические понятия и категории вводятся через познание экономики региона. Кроме того, задачей образования, в том числе и экономического, является подготовка не просто хороших специалистов, а высококвалифицированных кадров для разных отраслей региона. Поэтому программа имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В учебном плане ОУ на данный учебный предмет отводится 51 час (в 7,8, 9 классах по 17 часов) Учебник: О.Л. Гузакова – Экономика региона. – Вологда, «Учебная литература», 2011 г. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. В результате изучения учебного предмета «Региональная экономика» выпускник должен: Знать/понимать: место экономики региона в национальной экономике и экономике мира; факторы производства региона; основные сферы производства в региона; сущность и роль обмена в развитии экономики Вологодской области; формы и функции денег; роль торговли в экономике региона; роль конкуренции и монополии на региональном рынке; организацию рынка труда; виды и роль кредитов; роль банковской системы в развитии региональной экономики; основные виды налогов; структуру регионального бюджета; организационно-правовые формы предпринимательства. Уметь: использовать различные источники информации для анализа экономической ситуации в регионе; объяснять причины инфляционных процессов; планировать семейный бюджет; описывать действие рыночного механизма; использовать полученные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для принятия рациональных экономических решений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 7 КЛАСС Тема 1. Введение в экономику региона Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике. Тема 2. Экономические блага и факторы производства Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства и их виды. Проблемы ограниченности и выбора. Собственность, ее сущность. Субъекты и объекты собственности в регионе. Формы собственности в экономике региона: общая, частная, семейная. Права собственности: владение, пользование, распоряжение. Тема 3. Производство Основные вопросы экономики. Сущность производства. Основные сферы экономики. Материальное и нематериальное производство в регионе. Отрасли экономики региона. Производительность труда. Сущность и показатели производительности труда. Разделение и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики. Специализация региона. Кооперация. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. Экономические связи между предприятиями Вологодской области и других регионов в рамках специализации и кооперирования производства, межрегиональные связи. Тема 4. Обмен, товар, деньги Стадии воспроизводственного процесса. Производство, распределение, обмен, потребление. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Натуральное и товарное хозяйство. Причины перехода от одного типа хозяйства к другому. Их общие черты и различия. Товар. Свойства товара. Потребительная стоимость (полезность). Меновая стоимость. Цена. Отличия товара и блага. Деньги. Причины появления и история развития денег. Формы денег. Свойства денег. Функции денег. Эмиссия денег. Покупательная способность денег. Торговля. Виды торговли. Роль торговли в развитии экономики региона. 8 КЛАСС Тема 1. Региональный рынок Рыночная экономика. Понятие рынка. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона. Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Вологодской области. Монополия. Предприятия-монополисты Вологодской области. Антимонопольная политика в регионе. Тема 2. Потребительское поведение и факторы, его определяющие Спрос, закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Вологодской области. Факторы, влияющие на спрос. Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Вологодской области. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Излишки, дефицит. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона. Тема 3. Рынок труда Понятие рынка труда. Субъекты спроса и предложения на рынке труда Вологодской области. Характеристика спроса и предложения на региональном рынке труда. Заработная плата. Факторы, определяющие размер заработной платы. Виды заработной платы. Динамика заработной платы в различных отраслях экономики. Безработица. Сущность, причины, виды и социально- экономические последствия безработицы в регионе. Государственная политика занятости населения и ее особенности в Вологодской области. Тема 4. Бюджет семьи Бюджет семьи, его доходы и расходы. Взаимосвязь благосостояния семьи и размеров семейного бюджета. Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи. Уровень жизни и факторы, определяющие его. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Социальная защита населения в Вологодской области. Тема 5. Инфляция Понятие инфляции. Причины и виды инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. 9 КЛАСС Тема 1. Региональный рынок капитала Сущность рынка капитала. Спрос и предложение на рынке капитала Вологодской области. Процентная ставка. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала. Тема 2. Банковская система региона Банковская система. Виды банков и их функции. Роль банков в экономике Вологодской области. Кредит, его роль в экономике региона. Принципы кредитования. Виды кредита, используемые в экономике региона. Тема 3. Налоги Налоги, их виды. Ставки налогов. Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона. Тема 4. Бюджет региона Понятие бюджета. Источники доходной части бюджета. Расходы регионального бюджета. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Причины возникновения и источники покрытия дефицита регионального бюджета. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона. Тема 5. Развитие предпринимательства в регионе Понятие, общая характеристика и функции предпринимательства. Виды предпринимательства в регионе. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в экономике региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Вологодской области. Тема 6. Фирма. Издержки и доходы Сущность фирмы. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. Издержки. Виды издержек фирм. Постоянные, переменные и общие издержки. Прибыль предприятия. Значение и распределение прибыли. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (см. приложение) МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2002 2.Волков С.Д., Любарский А.Н. Экономика: Пособие для преподавателей курса экономики в образовательных учреждениях. – СПб.: ЛОИРО, 2000 3.перепеченко В.П. Экономика Вологодской области. – Вологда, 1997 Тематическое планирование 7 класс
8 класс
9 класс
|