Скачать 143.21 Kb.
|
Технология критического мышления на уроках экономики оглавление Введение 2-3 Глава 1. Теоретические основы применения технологии 4-6 развития критического мышления на уроках 1.1. Понятие ТРКМ и ее основные приемы 4-6 Глава 2. Использование ТРКМ на уроках обществознания 7-15 2.1.Применение ТРКМ на уроках экономики 7-12 2.2. Результативность технологии ТРМК 13 2.3. Связь ТРКМ с другими технологиями и приемами 14-15 Заключение 16 Список использованной литературы 17 Введение Российскому обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации альтернативного выбора, прогнозируя их возможные последствия, и способные к сотрудничеству. Концепция модернизации российского образования ставит задачу существенных изменений в системе образования. Они вызваны, ускоренны- ми темпами социально-экономического развития, расширением возможности социального выбора, усложнением и ростом глобальных проблем, которые можно решать лишь при условии формирования у подрастающего поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Традиционная модель школьного образования – передача учителем гото- вых знаний, формирование у учащихся умения их воспринимать, организа- ция готовых знаний главным образом по образцу, формирование элементар- ных умений и навыков применять полученные знания в обычных, знакомых ситуациях – соответствующая репродуктивному методу обучения, не в полной мере обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств. Кроме этого в 2007 году я проводила диагностику по определению у учащихся уровня готовности самостоятельно работать с текстом ( по Г.А Русских) для выявления следующих умений:
Анализ диагностики показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания кодировать информацию в форме конспекта, отбирать материал для конструирования вопросов, отвечать на проблемные вопросы, заносить данные в таблицу. Поэтому выбор технологии развития критического мышления для преподавания экономики был неслучаен, так как приемы и стратегии данной технологии помогают ликвидировать подобные пробелы в обучении. Глава 1. Теоретические основы применения технологии развития критического мышления на уроках 1.1. Понятие ТРКМ и ее основные приемы. Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собс- твенной ответственности за сделанный выбор. Человек с развитым критическим мышлением – это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозиро- вать последствия своих решений и нести за них ответственность. С педагогической точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающиеся, путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, развивает следующие качества ученика:
уверенности в знании) 2. гибкость (восприятие идей других) 3. настойчивость (достижение цели) 4. готовность исправлять свои ошибки 5.осознание (отслеживание хода рассуждений) 6. поиск компромиссных решений Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями. На стадии вызова происходит процесс актуализации уже имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии ( размышления ) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления
Глава 2. Использование ТРКМ на уроках обществознания 2.1.Применение ТРМК на уроках обществознания В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно- ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах устно–практического характера, таких, как экономика, где приходится часто работать с « сухими » и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления, которая позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным а также позволяет легче усвоить нужную информацию . Каким же образом я внедряю эту технологию? Прием «Кластер» На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у данного слова устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Кластер составляют до прочтения текста, а после прочтения или изучения нового нужно вернуться к кластеру и внести необходимые изменения. 5 класс тема: Ресурсы «ИНСЕРТ» На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: v (галочка) - этим знаком помечается информация которая уже известна ученикам; - (минус) – помечается то, что противоречит их представлению; + (плюс) – помечается то, что является для учеников новым и интересным; ? (вопросительный знак) ставиться, если что- то неясно, или ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения. Затем данные заносятся в маркировочную таблицу. 9 класс Тема: Виды налогов. Подоходный налог.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Учащимся даются основные вопросы, которые они дополняют фразой по изу- ченному материалу.( можно при помощи слайда, или плакатной заготовки)
9 класс тема: Уравнение обмена
Этот прием в основном используется на стадии осмысление и при выполнении домашнего задания. Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки –основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Сначала учащиеся формулируют вопрос, затем на основе изученного заполняют косточки и делают вывод. бартер долго обмен трудность 6 класс тема: Деньги недоверие низкий доход довери реформы 90-х не бедность вернули сбережения 11 класс тема: Банки Синквейн стихотворение из 5 строк , которое строится по следующим правилам 1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных) 3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами( глаголы) 4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношения к теме 5) в пятой строке – синоним из одного слова ,которое повторяет суть темы 5 класс тема: Потребности 1. желание 2. разные, необходимые 3.удовлетворять, желать, иметь 4.нужда в чем либо 5.потребности Таблица «Знаем –Хотим узнать-Узнаем» Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала нужно спросить, что они знают, на пример об оптовой торговле. Когда дети начнут предлагать идеи, нужно их заносить в первую колонку таблицы на доске и в тетради). После этого заполняется вторая колонка также как и первая по детским фразам. Далее учащимся объясняется материал, а затем предлагается прочитать текст в учебнике и заполнить третью колонку.
6 класс тема: Виды торговли. «Корзина» идей, понятий Обмен информацией проводится по следующей процедуре.
2. Ученик записывает все что знает в тетради (1-2 мин) , работа индивидуальная 3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время 3 минуты. 4.Далее каждая группа или пара называет одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного. 5.Все сведения записываются учителем в «корзинке» даже если они ошибочны 6.Все ошибки исправляются по мере повторения или освоения новой информации. 2.1Результативность применения технологии ТРМК Уже после года применения в работе различных приемов технологии критического мышления диагностика по выявлению умений работать с текстом учащимися дала положительный результат. Диаграмма умения самостоятельно работать с текстом 2007г. 2008г. 2009г. Конструирование проблемных вопросов Работа с таблицей Составление конспекта Кроме того, применение ТРКМ влияет на повышение познавательной активности школьников. Это действительно так. Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний учащихся по предмету. Ежегодно успеваемость учащихся составляет 100 %, качество знаний – от 65 % до 75% .Экзамен за 2007-2008 учебный год успешно сдали 100% учащихся 11 класса с качеством знаний 65 %. Экзамен за 2008-2009 в 9 классе успешно сдали 100% учащихся с качеством 55% . Вырос интерес к урокам экономики. Дети участвуют в олимпиадах, конкурсах и порой показывают неплохой результат ( например в конкурсе создание «Бизнес-проекта» ученик 10 класса Алексеев Иван занял 2 место на уровне района). В этом году подано больше заявок на участие в данном конкурсе чем в прошлом , так как у учащихся появился интерес к поиску и отбору информации, а главное умение работать с этой информацией. Связь ТРКМ с другими ведущими технологиями и приемами Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является применение и технологии ИКТ. Я сама умею работать с компьютером и поэтому смело внедряю компьютерные программы в систему обучения. Преимущества их использования на уроке неоспоримы:
времени при проверке контрольных и самостоятельных работ;
обучению;
Применение компьютеров позволяет мне использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся. На уроках экономики результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки- конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей. Дифференцированный подход при проверке и выполнении домашнего задания, самостоятельных и контрольных работ. заключение Я согласна с ведущими методистами-практиками, что данная технология, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе данной технологии лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы , удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные приемы и методы для своего предмета. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. литература1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004. |