Пояснительная записка Рабочая программа по Экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц). Изучение экономики предусматривается в X или XI классах в течение учебного года из расчета 1 учебных часа в неделю (1 год обучения).
Программа рассчитана на 34учебных часа в X классе или в XI классе.
Общая характеристика учебного предмета Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
человек и фирма;
человек и государство;
экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели:
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК: 1) Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1,2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.;
2) Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М,: Вита-пресс, 2008 г.;
3) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;
4) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
5) Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
6) Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
7) Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;
8) Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;
9) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
10) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
. Календарно – тематический план по Экономике 10 класс (34 часа)
1 час в неделю (1 год обучения)
№п\п
| Дата
| Название темы
| Кол-во часов
| Д/З
| 1.
| 05.09.12
| Экономика как система хозяйственной жизни общества.
| 1 час
| Повтор лекции
| 2.
| 12.09.12
| Потребности. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
| 1 час
| Повтор лекции
| 3.
| 19.09.12
| Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. Командная система.
| 1 час
| Повтор лекции
| 4.
| 26.09.12
| Рыночная экономическая система. Причины возникновения смешанной экономической системы.
| 1 час
| Повтор лекции
| 5.
| 03.10.12
| Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса
| 1 час
| Повтор лекции
| 6.
| 10.10.12
| Предложение. Факторы формирования величины предложения.
| 1 час
| Повтор лекции
| 7.
| 17.10.12
| Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие.
| 1 час
| Повтор лекции
| 8.
| 24.10.12
| Розничная и оптовая торговля.
| 1 час
| Повтор лекции
| 9.
| 31.10.12
| Причины изобретения денег. Виды денег. Эмиссия денег.
| 1 час
| Реферат
по теме
| 10.
|
| Функции денег.
| 1 час
| Повтор
лекции
| 11.
|
| Банковская система. Основные виды банков.
| 1 час
| Повтор лекции
| 12.
|
| Виды банковских депозитов. Принципы кредитования. Функции Центрального банка страны.
| 1 час
| Повтор лекции
| 13.
|
| Спрос и предложение на рынке труда. Производительность труда.
| 1 час
| Повтор лекции
| 14.
|
| Виды заработной платы. Прожиточный минимум.
| 1 час
| Профессии и з/плата
| 15.
|
| Трудовой договор
| 1 час
| Составить
Тр. договор
| 16.
|
| Проверочная работа.
ИТОГО: 16 часов
| 1 час
|
| 17.
|
| Причины и формы конфликтов на рынке труда. Профсоюзы и их роль в экономике.
|
1 час
| Примеры конфликтных ситуаций
| 18.
|
| Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда.
| 1 час
| Повтор лекции
| 19.
|
| Понятие о безработице. Виды безработицы и причины их возникновения.
| 1 час
| Повтор лекции
| 20.
|
| Полная занятость. Способы сокращения безработицы.
| 1 час
| Меры по сокращению безработицы
| 21.
|
| Причины возникновения фирм. Типы фирм.
| 1час
| Составить бизнес- план
| 22.
|
| Внешние и внутренние ресурсы и затраты фирм.
| 1 час
| Повтор лекции
| 23.
|
| Предпринимательство. Менеджмент. Маркетинг.
| 1час
| Придумать рекламу
| 24.
|
| Влияние конкуренции на деятельность фирм.
| 1час
| Повтор лекции
| 25.
|
| Источники доходов семей. Семейные расходы.
| 1час
| Составить схему
| 26.
|
| Инфляция. Её влияние на уровень жизни семей.
| 1час
| Повтор лекции
| 27.
|
| Неравенство доходов, его экономические последствия.
| 1час
| Привести
примеры
| 28.
|
| Экономические функции государства.
| 1час
| Повтор лекции
| 29.
|
| Макроэкономические процессы в экономике страны. ВВП.
| 1час
| Повтор лекции
| 30.
|
| Основные виды налогов, применяемые в России.
| 1час
| Повтор лекции
| 31.
|
| Основные виды доходов и расходов федерального бюджета. Государственный долг.
| 1час
| Повтор лекции
| 32.
|
| Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
| 1час
| Привести примеры
| 33.
|
| Импорт и экспорт. Валюта. Валютный курс.
|
| Подготовка к проверочной работе
| 34.
|
| Проверочная работа. ИТОГО: 18 часов
| 1час
|
| |