Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/13
Дата публикации08.08.2013
Размер1.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра экономической теории и экономической политики

ДЕМОГРАФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Уфа 2008

УДК 332.133

ББК 65.049 (2 Рос)

Г 15

Рецензент:

Составитель: Р.А. Галин, кандидат экономических наук

Я.А. Скрябина

ISBN – 5–900-790-42-8

Г 15 Демография.: учеб.-метод. комплекс / сост. Р.А. Галин, Я.А.Скрябина. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. - 110 с.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.
В комплексе рассматриваются ключевые проблемы дисциплины: территория, природно-ресурсные особенности, демографический и трудовой потенциал, территориальная организация производства России.

Рассчитано для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» и всех, кто изучает территориальные аспекты экономики.

УДК 332. 133

ББК 65.049 (2 Рос)


ISBN – 5–900-790-42-8
© Галин Р.А., Скрябина Я.А., составители, 2008
СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





2. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий




Тема 1. Демография как наука




Тема 2. Учет населения




Тема 3. численность и состав населения




Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение



Тема 5. Смертность и средняя продолжительность населения




Тема 6. Семья. Браки и разводы




Тема 7. Миграция населения




Тема 8. Демографическая политика: ее цели и виды




3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ




5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ





6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Глоссарий



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Демографические проблемы одни из самых актуальных, вместе с тем трудно решаемых мировых проблем. Хотя планета и прошла самую высокую точку относительного прироста населения, однако размеры абсолютного прироста остаются высокими. Практически весь прирост населения приходится на долю развивающихся стран. В отличие от анализа экономики демографический анализ имеет свои особенности, недоучет которых может сказаться на выводах и обобщениях. Поэтому демография в системе общественных наук занимает особое место.

Основу любого общества составляет населения. Как нет государства без населения, также как нет населения вне государства. Основной целью Российского государства, как это указано в ее Конституции, является обеспечение его населению определенных социальных гарантий в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

Без глубоких знаний в области воспроизводства населения эту цель достичь сложно.

Необходимость и актуальность изучения курса «Демография» обусловлена следующими обстоятельствами:

демографическая ситуация в России и в большинстве ее регионов оценивается как крайне сложная;

в условиях рыночной экономики возрастает значение учета демографического фактора в управлении государственными органами, в развитии бизнеса и предпринимательства;

знание базовых основ демографии позволит понять современные тенденции развития демографических процессов.

Изучение курса «Демография» вводится в качестве основного предмета по специальности «Государственное и муниципальное управление». Программа курса составлена в соответствии с государственным стандартом по данной дисциплине.

Поскольку по дисциплине имеется практикум, то в данном пособии основной упор сделан на теоретические и методологические аспекты курса. Пособие разработано коллективом авторов в составе: к.э.н. Галиным Р.А., научным сотрудником Скрябиной Я.А.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Цели дисциплины

В последние годы демографический кризис в России все больше и больше привлекает внимание не только ученых, но и политиков, общественности, СМИ к проблемам развития населения в стране. Знание закономерностей развития народонаселения необходимо специалистам, которые будут работать в социальной сфере, в сфере государственного и муниципального управления и т.д. Демография очень тесно связана с экономикой. Процессы рождаемости, смертности, миграции играют большую роль в процессе формирования трудовых ресурсов. Для поддержания необходимого уровня воспроизводства населения необходима развитая социальная база, стимулирующая рождаемость и влияющая на увеличение средней продолжительности жизни.

Цель изучения дисциплины «Демография» дать студентам знания о закономерностях развития населения, ознакомить с основными понятиями, показателями, характеризующими демографические процессы; научить понимать демографические проблемы своей страны, оценить их остроту и возможные социальные последствия.

Основное внимание при изучении курса «Демография» сосредоточено на следующих проблемах:

  • демография как отрасль знаний о населении;

  • учет населения;

  • численность и состав населения;

  • естественное движение населения (рождаемость, смертность, брачность, разводимость);

  • миграция населения;

  • воспроизводство населения;

  • демографическая политика.

Программа предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную подготовку студентов. Учебно-методический комплекс содержит список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, глоссарий, составленных из наиболее широко употребляемых терминов и понятий при изучении данной дисциплины.
Объемы и виды учебной работы по дисциплине «ДЕМОГРАФИЯ»

Специальность 061000 – государственное и муниципальное управление
ПРОГРАММА КУРСА

(часы указаны по учебному плану для обучения

на базе высшего образования (3,4 года))

Лекции (л)

Практические занятия (пз)

Самостоятельная работа (ср)

Контрольная

работа

экзамен

28

12

110



Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Л

ПЗ

СР

1

Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения.

2

-

8

2

Население как объект демографии. Учет населения.


2

2


12

3

Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции.

4

2

12

4

Рождаемость населения и ее факторы

4

1

12

5

Смертность и средняя продолжительность жизни населения

2

1

12

6

Семья, браки и разводы

2

1

10

7

Численность и состав населения

2

1

12

8

Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом.

4

2

12

9

Демографическое прогнозирование

2

-

10

10

Демографическая политика и ее инструменты

4

2

12


Итого

28

12

110


ПРОГРАММА КУРСА

(часы указаны по учебному плану для обучения на базе средне специального образования (4,6 лет))




Лекции (л)

Практические занятия (пз)

Самостоятельная работа (ср)

Экзамен

24

20

106





Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Л

ПЗ

СР

1

Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения.

1

-

8

2

Население как объект демографии. Учет населения.


2

4


10

3

Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции.

2

2

12

4

Рождаемость населения и ее факторы

4

2

12

5

Смертность и средняя продолжительность жизни населения

2

1

12

6

Семья, браки и разводы

2

2

10

7

Численность и состав населения

2

1

12

8

Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом.

4

2

10

9

Демографическое прогнозирование

1

-

10

10

Демографическая политика и ее инструменты

4

4

12


Итого

24

20

106


ПРОГРАММА КУРСА

(часы указаны по учебному плану для обучения на базе среднего образования (6 лет))

Лекции (л)

Практические занятия (пз)

Самостоятельная работа (ср)

Контрольная работа

Экзамен

14

6

130


Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Л

ПЗ

СР

1

Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения.

1

-

10

2

Население как объект демографии. Учет населения.


1

1


12

3

Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции.

2

-

14

4

Рождаемость населения и ее факторы

1

1

14

5

Смертность и средняя продолжительность жизни населения

1

1

14

6

Семья, браки и разводы

1

1

12

7

Численность и состав населения

2

-

14

8

Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом.

2

1

14

9

Демографическое прогнозирование

1

-

12

10

Демографическая политика и ее инструменты

2

1

14


Итого

14

6

130


ПРОГРАММА КУРСА

(часы указаны по учебному плану для обучения на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля (3,6 лет))




Лекции (л)

Практические занятия (пз)

Самостоятельная работа (ср)

Контрольная работа

Экзамен

28

10

112


Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Л

ПЗ

СР

1

Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения.

2

-

8

2

Население как объект демографии. Учет населения.


2

1


10

3

Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции.

4

1

12

4

Рождаемость населения и ее факторы

3

1

12

5

Смертность и средняя продолжительность жизни населения

2

1

12

6

Семья, браки и разводы

3

1

12

7

Численность и состав населения

2

1

12

8

Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом.

4

2

12

9

Демографическое прогнозирование

2

-

10

10

Демографическая политика и ее инструменты

4

2

12


Итого

28

10

112



Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Демография как наука: возникновение и развитие.

Предмет, метод и актуальность изучения


Демография в системе научных знаний. Возникновение демографии как науки, ее представители в России и за рубежом. Народонаселение – объект междисциплинарного изучения общественными и естественными науками. Демография и общественные науки: экономика труда, статистика социология, география населения, этнография и другие. Демография и естественные науки: антропология, генетика населения и другие. История возникновения и развитие демографической науки. Предмет и задачи науки «демография». Методы и показатели исследования демографии. Актуальность изучения демографии, ее роль в социально-экономическом развитии общества.

ТЕМА 2. Население как объект демографии. Учет населения

Экономическая и социальная роль населения в различных общественных формациях. Рыночная экономика и демографическое развитие населения. Население как производитель и потребитель материальных и духовных благ. Постиндустриальное развитие общества и проблемы населения. Три вида движения народонаселения: естественный, миграционный (территориальный), социальный. Глобальные проблемы развития населения. Экономическое и социальное значение учета населения. Возникновение и развитие учета населения. Роль учета населения в условиях рыночной экономики. Основные требования к учету населения. Современные виды источников о населении и о демографических процессах. Текущий учет демографических событий. Организация и программа текущего учета населения. Выборочные и специальные демографические исследования. Социологические опросы. Списки, картотеки, регистры населения. Перепись населения, ее цели и принципы организации. Возникновение переписи населения. Этапы развития переписей населения в мире. Организация всемирных переписей населения. Развитие переписей населения в России. Программы переписи населения, методы, инструментарий. Единица наблюдения, критический момент переписи.
ТЕМА 5. Численность и состав населения

Социально-экономическое значение численности населения на различных этапах развития общества. Динамика численности населения в современном мире, в развитых и развивающихся странах. Основные закономерности динамики численности населения в России. Постоянное, наличное, юридическое население. Городское и сельское население, урбанизация. Социально-экономическая, демографическая роль половой и возрастной структуры населения. Классификация возрастной структуры. Факторы, влияющие на половозрастную структуру населения. Виды группировок населения: по полу, возрасту, национальности, занятости, семейному положению, образованию. Экономическая, социальная и демографическая роль соотношения населения до рабочего, рабочего и после рабочего возраста. Роль Демографической Комиссии ООН в регулировании численности населения мира.

ТЕМА 4. Рождаемость населения


Рождаемость – составная часть естественного движения населения. Рождаемость как биологический и социальный процесс. Плодовитость населения. Роль демографических и социально-экономических факторов рождаемости. Брачная и внебрачная рождаемость. Институциональные факторы рождаемости: религиозные верования, законы о правах матери и ребенка, семейное и наследственное право, законы о браках и разводах, законы об абортах и контрацепции, народные традиции, средства массовой информации и др. Экономическая и социальная роль детей в семье как условия репродуктивного поведения женщины. Показатели рождаемости населения. Социологические показатели рождаемости: идеальное, желаемое. Динамика показателей рождаемости в мире, в развитых и развивающихся странах, в России, в РБ.
ТЕМА 5. Смертность и средняя продолжительность жизни населения

Смертность как составная часть естественного движения населения. Эндогенные и экзогенные причины смертности. Младенческая смертность. Влияние уровня, условий жизни на смертность. Показатели смертности. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни. Определение средней продолжительности жизни. Уровень и структура смертности населения в странах мира и в России. Динамика смертности в РБ. Классификация причин смертности. Здоровье населения и его смертность. Современный уровень смертности и средней продолжительности жизни населения мира развитых, развивающихся странах и в России.
ТЕМА 6. Семья, браки, разводы

Семья как важнейший социальный элемент общества. Семья – объект демографического исследования. Понятие семьи и домохозяйства. Функции семьи. Динамика состава семьи, структура семьи в условиях развития общества. Нуклеарная и сложная семья. Жизненные циклы семьи. Учет семьи. Показатели семьи: размер, коэффициент семейной нагрузки. Современные особенности развития состава, размера семьи. Браки как важнейшая форма регулирования воспроизводства населения. Социально-экономические особенности развития общества и браки. Демографические показатели браков. Разводы. Социально-экономические факторы разводов. Демографические показатели разводов. Уровень жизни как фактор изменения семейно-брачных отношений. Современное состояние семейно-брачных отношений в России и в РБ.
ТЕМА 7. Миграция населения

Понятие и сущность миграции. Демографические, социальные, экономические последствия миграции. Виды миграции: внешняя, внутренняя. Маятниковая миграция: особенности, формы. Вынужденные переселенцы, беженцы. Учет и показатели миграции населения. Понятие факторов и мотивов миграции. Социально-экономические, демографические факторы и мотивы миграции. Связь социально-экономического развития общества и миграции. Направления миграции. Особенности миграции населения между регионами, между городом и селом. Особенности миграции населения в России и РБ в условиях переходного периода. Внешняя и внутренняя миграция, ее размеры, социально-политические факторы миграции, направления внешней и внутренней миграции. Социально-демографическая, этническая структура мигрантов. Функции миграции населения: перераспределительная, селективная и др. Влияние миграции на структуру и воспроизводство населения районов выхода и вселения мигрантов. Миграция и расселение населения. Демографические проблемы городских и сельских поселений. Понятие и сущность урбанизации. Положительные и отрицательные последствия урбанизации.

ТЕМА 8. Воспроизводство населения

Понятие воспроизводства населения. Связь воспроизводства населения с воспроизводством материальных благ. Социальные и экономические механизмы регулирования воспроизводства населения. Роль социально-демографического статуса населения в его воспроизводстве. Демографический взрыв: четыре фазы динамики численности населения. Демографическая революция: экстенсивный и интенсивный тип воспроизводства населения. Типы воспроизводства населения. Показатели воспроизводства населения. Показатели демографической и экономической нагрузки населения. Особенности воспроизводства населения в мире: в развитых, развивающихся странах, в России, в РБ.


ТЕМА 9. Демографическое прогнозирование


Экономическое, социальное значение демографических прогнозов. Классификация прогнозов. Повышение значения демографических прогнозов населения в условиях рыночной экономики. Виды прогнозов населения. Особенности долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного демографического прогнозирования. Методологические основы демографических прогнозов. Учет генеральных тенденций в воспроизводстве населения – основа демографического прогнозирования. Метод передвижки возрастов, его сущность и техника расчетов. Использование математических методов прогнозирования. Методика прогнозирования тенденций рождаемости и смертности населения. Информационное обеспечение прогнозов. Изучение репродуктивного поведения женщин при прогнозировании рождаемости. Методика учета перспективной миграции, ее направлений и интенсивности. Степень точности прогнозирования. Методика прогнозирования трудовых ресурсов. Балансы трудовых ресурсов.

ТЕМА 10. Демографическая политика


Необходимость и возможность государственного регулирования демографических процессов. Концепция демографического развития как основа разработки демографической политики. Демографическая политика – часть социальной политики государства с целью оказания влияния на демографические процессы. Цель, структура, элементы демографической политики. Экономические, юридические, социально-психологические мероприятия в системе демографической политики. Демографическая политика в области семейно-брачных отношений, планирование семьи. Демографическая политика в области территориального движения (миграции) населения. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах мира. Демографическая политика в России. Региональная демографическая политика.
2. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий
Тема 1. Демография как наука

План:

1. Возникновение и развитие демографии как науки


2. Объект, предмет и задачи демографии

3. Связь демографии с другими науками

4. Методы демографических исследований




1.1. Возникновение и развитие демографии как науки


Слово демография греческого происхождения. В дословном переводе из греческого языка оно состоит из двух частей: демос – народ, графия – пишу, т. е. означает описание народа. В современном состоянии наука демография не ограничивается лишь описанием народа (населения), а изучает его намного глубже и шире.

Наука «Демография» исследует закономерности воспроизводства населения: анализирует численность, половозрастной состав, естественное движение (рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения) в мире, странах и регионах. Исследуя закономерности воспроизводства населения, демография связывает их с историческими условиями его развития, с социально-экономическими факторами.

Демография относительно молодая наука. Ее начало связано с появлением в XVII в. работы Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения над бюллетенями смертности…», в которой рассмотрел по существу все стороны воспроизводства населения Лондона. Книга Граунта сразу же привлекла к себе внимание многих ученых. Она сыграла большую роль не только в становлении самой демографической науки, но и стала базой для развития статистики и социологии.

Последующее столетие изучение проблем населения расширилось и углубилось. Сам термин «демография» впервые в научный оборот ввел французский ученый Ахилл Гийяр. В 1855 г. он издал книгу «Элементы статистики человека и сравнительная демография».

В России развитие науки демография связано с именами Л.Эйлера, Д.Бернулли, С.Г.Забелина, Л.Ю.Крафта. Большое внимание вопросам населения уделял М.В.Ломоносов.

В XIX в. в развитие демографических исследований свой вклад внесли А.Кетле (Бельгия), Ю.У.Фарра (Англия), Г.Майра (Германия). В России в области демографии были опубликованы работы Ю.Э.Германа, Н.Е.Зернова, В.Я.Буняковского, К.А.Андреева и других ученых. В XX в. развитие демографии связано с именами А.А.Чупрова, С.А.Новосельского, В.В.Паевского, М.В.Птухи, О.А.Квиткина, С.Г.Струмилина и др.

В годы советской власти демографическая наука испытала времена подъема и спада. До начала 30-х гг. развивалась быстрыми темпами. Был опубликован ряд интересных работ в области населения. Однако подъем демографических исследований был недолгим, сменившись глубоким кризисом науки.

Несовпадение статистических показателей населения с политическими интересами господствующей партии привело к сворачиванию научных изысканий в области народонаселения, закрытию научных центров в этой области и репрессиям ведущих демографов.

Демографические исследования начали возрождаться только с начала 60-х годов. Среди современных демографов следует отметить работы В.А.Борисова, А.Г.Вишневского, Л.Л.Рыбаковского, Н.А.Римашевской, А.В.Топилина и др. Общий кризис в демографии сказался на развитии региональных исследований. Изучение региональных аспектов воспроизводства населения пока еще находится на начальном этапе развития.

1.2. Объект, предмет и задачи демографии


Объектом изучения демографии является население или народонаселение. Население или его синоним народонаселение представляет собой естественно исторически складывающуюся, непрерывно возобновляющуюся, относительно устойчивую в процессе производства и воспроизводства, сложную, относительно устойчивую совокупность людей, главный компонент человеческого общества. Таким образом, население составляет основу общества. Поэтому население выступает объектом исследования и для многих других наук (экономики, социологии, юриспруденции, и т.д.). Кроме того, население имеет биологическое начало и изучается целым рядом биологических наук.

Предмет изучения демографии – закономерности воспроизводства населения. Это означает, что данная наука исследует, все стороны сложного процесса, каким является воспроизводство населения: рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения, миграции населения, социально-экономическую их обусловленность, численность и состав населения и др.

Демографическая наука решает ряд задач:

  • проводит глубокий анализ статистической информации о населении и на этой основе делает обобщения и выводы;

  • демографические процессы связывает с другими общественными процессами;

  • на основе анализа демографических процессов и прогнозов населения разрабатывается демографическая политика.



1.3. Связь демографии с другими науками


Воспроизводство населения взаимосвязано со всеми общественными явлениями. С одной стороны, общественные процессы оказывают влияние на воспроизводство населения, с другой – демографические процессы воздействуют на многие стороны общественной жизни.

Поэтому демографическая наука имеет тесные связи с рядом естественных (геронтология, генетика, антропология и др.) и общественных наук. Демография предоставляет результаты своих исследований другим наукам, в то же время сама опирается на исследования многих общественных и естественных наук.

По мере своего развития демография стала ответвляться: появились такие самостоятельные науки как математическая демография, этническая демография, историческая демография, экономическая демография, социологическая демография и т. д.

1.4. Методы демографических исследований


В демографии используются различные методы, объединяемые в три группы: экономико-статистические, социологические и математические.

Население представляет собой сложный объект исследования, на его воспроизводство оказывает влияние множество экономических, социальных и собственно демографических факторов. Часто указанные факторы на демографические процессы влияют разнонаправленно. Множественность связей демографических явлений с экономическим и социальным развитием общества требуют для его анализа системного подхода. Системность дает возможность упорядочить факторы, определить цели и выявить рациональные пути решения.

В демографии широко используется балансовый метод, позволяющий выбрать оптимальный вариант решения определенных связей между демографическими и социально-экономическими или иными факторами. Например, соотношение между природными ресурсами и плотностью населения или между трудовыми ресурсами и рабочими местами и т.д.

В демографических исследованиях определенное место занимает метод таксонирования. Он предполагает членение территорий на сопоставимые или соподчиненные таксоны. Например, территорию страны можно разделить на части по степени урбанизации, т.е. по удельному весу городского населения или по плотности населения и другим показателям. На основе такого членения можно выявить особенности воспроизводства населения.

Население как объект изучения демографии очень сложен. Его развитие связано с множеством количественных связей, поэтому при изучении демографического развития широкое применение получили математические методы. Появление современных вычислительных машин дает возможность быстро обрабатывать разнообразный статистический материал, выбирать оптимальный вариант. Математические методы особенно широко используются при прогнозировании развития населения.

Расселение населения приурочено к определенной территории континента, страны, региона и т.д. Поэтому для характеристики размещения населения с учетом территориальных различий в экономическом потенциале, в природных ресурсах применяется картографический метод.

Демографические процессы находятся в сложных взаимосвязях с социально-экономическими и собственно демографическими факторами. В связи с этим для выявления факторов воспроизводства населения широко используются социологические методы. Например, они ценны при выявлении ожидаемой репродуктивности женщин, определении причин миграции населения и др.

Наряду с общенаучными методами исследований в демографии используются собственные методы.

Одним из широко используемых показателей являются демографические коэффициенты. Демографический коэффициент представляет собой отношение совокупности демографических событий за определенный период времени (как правило, за год), умноженный на тысячу. Единицей измерения коэффициента является промилле.

Специфическим методом, применяемым в демографии, является метод реального (продольный разрез) и условного (поперечный разрез) поколений. Метод реального поколения используется, когда необходимо исследовать демографические явления (рождаемость, смертность, брачность и др.), происшедшие в совокупности людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Например, такой метод применяется для анализа порядка вымирания определенной совокупности населения, родившегося в один и тот же год.

Поперечный анализ демографических процессов предполагает изучение демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции и др.), происшедшие в совокупности людей, вступивших в разные годы в какое-либо демографическое состояние. Иначе говоря, при поперечном анализе за одно поколение принимаются люди, родившиеся в разные годы. Такой подход, с одной стороны, упрощает расчеты, с другой, - вносит в них элемент условности.

В демографическом анализе широко используется метод стандартизации половозрастной структуры населения, использование которого дает возможность выявить влияние различий в половозрастном составе населения при сравнении демографических коэффициентов за разные годы.

Демографические явления, будучи специфическими, при анализе требуют соблюдения определенных методических условий. Во-первых, демографические события и структуры во времени постоянно изменяются. Причем такие изменения могут иметь разнонаправленную (восходящую или нисходящую) динамику. Поэтому анализ демографических показателей целесообразно проводить не за один год, а за ряд лет.

Во-вторых, следует учитывать инерционность демографических процессов. Экономические процессы в отличие от демографических процессов более динамичны, более изменчивы. Отсюда, демографические процессы по сравнению с экономическими процессами более предсказуемы и относительно менее управляемы. На изменения демографических процессов требуется более длительное время.

В-третьих, все демографические процессы взаимосвязаны. Изменение одного из них так или иначе отражается на других демографических процессах: например, изменение рождаемости населения – на показателе смертности, возрастной структуре и т.д.

Демографические явления обусловлены социально-экономическими факторами. Поэтому, анализируя процессы, связанные с воспроизводством населения, необходимо учитывать социально-экономическую ситуацию.

В-четвертых, характеризуя отдельные демографические явления, нельзя опираться только на один из показателей, нужно использовать систему показателей. Скажем, анализируя рождаемость населения, следует наряду с общим коэффициентом рождаемости использовать возрастной, суммарный коэффициенты и другие ее показатели.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «Демография как наука»

Вопросы для собеседования


  1. Какова роль демографии в общественном развитии?

  2. Каковы предмет и задачи науки демографии?

  3. Расскажите историю возникновения демографической науки.

  4. Какова связь демографии с другими науками?

  5. Опишите методы и показатели изучения населения в демографии.



Основная литература по теме 1

  1. Борисов В.А. Демография. Учебник для ВУЗов. М.2002. – С. 3-23.

  2. Медков В.М. Демография. Учебное пособие,- РнД. 2002. С. 3 –31.

  3. Бутов В.И. Демография. Учебное пособие, - М:, 2003. С.7 – 33.

  4. Демографический энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 268-280.

  5. Демография: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2007. - С. 10 – 30.

Дополнительная литература по теме 1

  1. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество – это народы. – М., 1990.

  2. Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее/Под ред. Н.В. Зверевой и В.М. Медкова. – М., 1987.

  3. Федотов А. Планета Земля, человечество, экономика // Экономист. – 1995. - № 11.

  4. Народонаселение: современное состояние научного знания/Под ред. Л.И. Валентей, А.С. Первушина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1991.

  5. Волков А. Население на пороге XXI века: тенденции и перспективы//Общество и экономика. – 1998. - № 8-9.

  6. Герман Кан, Ульям Браун, Леон Мартелю. Следующие 200 лет. Сценарий для Америки и всего мира //США: экономика, политика, идеология. – 1995. - № 3.

  7. Васильчук. Постиндустриальная экономика и развитие человека//Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - №9.

  8. Оскокова О. Россия на демографической карте мира // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - №2.

  9. Львов Д. Роль России в гармонизации процессов мирового развития. Свободная мысль – ХХ1 – 2002.- №8.

  10. Рыбаковский Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. Народонаселение № 1. 2004.

  11. Руткевия М. Демографическая катастрофа. Где выход? Свободная мысль №6 2002.

  12. Капица С. Модель роста населения. Свободная мысль № 8 2002.

  13. Вишневский А. Великая малонаселенная держава. Россия в глобальной политике. Том. 1, №3 2004.

  14. Экономика народонаселения: Учебник / Под ред. Проф. В.А.Ионцева. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск