Скачать 254.25 Kb.
|
Учебно-тематическое планирование по экономике Класс: 10А Учитель: Никитина Г.Р. Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков 1, самостоятельных работ 3, тестов 4 ч. Административных контрольных уроков_____ч. Планирование составлено на основе: программы под редакцией С.И.Иванова Учебник: Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. – В 2-х книгах. Книга 1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009 Пояснительная записка. Рабочая программа по экономике для 10А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Согласно учебному плану школы для 10А класса программа предмета «Экономика» рассчитана на 70 часов в год - 2 часа в неделю. Цели изучения предмета Экономика в 10 классе: • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации; • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности; • освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. В результате изучения экономики в 10 классе ученик должен: Знать/Понимать смысл основных теоретических положений экономической науки; основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; Уметь приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли; описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы; объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации; вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы; применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары; Учебно-методический комплекс: 1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009 дополнительная литература:
Содержание программы «Экономика». Тема 1. Предмет и метод экономической теории Безграничность потребностей человека. Экономические блага и ограниченность ресурсов. Свободные блага и экономические блага. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. Рациональность поведения людей в процессе производства экономических благ. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономической теории. Институциональная экономика. Позитивный и нормативный подходы при изучении экономики. Метод экономической науки. Моделирование экономики. Экономические переменные и их взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы. Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование экономики. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Рыночная экономика. Частная собственность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы. Функции рынка. Цены и их роль в функционировании рынка. Конкуренция, и ее роль в рыночной системе. Виды рынков. Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Пределы вмешательства государства в экономику. Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие Спрос. Определение спроса. Величина спроса. Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Предложение товара. Зависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения. Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. «Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Государственная политика цен и рыночное равновесие. Тема 4. Микроэкономика Эластичность спроса и предложения Ценовая эластичность спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Ценовая эластичность предложения. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности. Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе. Тема 5. Поведение потребителя Предпосылки теории поведения потребителя: его суверенитет, рациональность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах. Рассмотрение потребительского поведения с позиций количественного подхода и с позиций порядкового подхода. Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей. Закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса. Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их иенами. Состояние равновесия потребителя. Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия. Индивидуальный и рыночный спрос. Тема 6. Фирма. Производство и издержки Причины возникновения фирм. Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства. Предельный продукт. Закон убывающей эффективности. Бухгалтерские и экономические издержки. Динамика общих, средних и переменных издержек. Оптимальный размер фирмы. Эффект масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике. Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры Конкуренция как свойство рыночной экономики. Совершенная конкуренция. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Монополия. Естественная монополия. Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Ценовая дискриминация. Олигополия. Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Олигополистическая структура рынка как основа несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей. Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов Особенности рынков факторов производства. Спрос на факторы производства как производный спрос. Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Денежное выражение предельного продукта труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Определение размеров спроса на труд со стороны фирмы. Дифференциация величины ставок заработной платы. Тема 9. Предпринимательство . Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Маркетинг и его основные элементы. Резерв времени — 2 ч. Учебно-тематическое планирование по экономике (профильный уровень) 10 класс.
|