Скачать 135.77 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Программа дисциплины «Ресторанный менеджмент» для направления 080200.68 Менеджмент подготовки магистра для магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Авторы программы: к.э.н., доцент Трабская Юлия Георгиевна trabskaya@hse.ru Одобрена Советом факультета менеджмента « ___» ________201 г. Утверждена Председателем Совета факультета менеджмента «___» _______201 г. А.А. Кайсаров _______________подпись Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Программа предназначена для ведущих данную дисциплину преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 Менеджмент подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализациям «Менеджмент событийного и культурного туризма», изучающих дисциплину «Ресторанный менеджмент». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Ресторанный менеджмент» являются: формирование представление о сфере гастрономии; понимание значения гастрономии в развитии территории и роли гастрономии как инструмента продвижения туристической дестинации; понимание сферы гастрономии как элемента экономики впечатлений, как креативной индустрии; формирование представления о специфике функционирования отрасли; получение базовых знаний и навыков применения подходов и инструментов ресторанного менеджмента. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина является дисциплиной по выбору по направлению 080200.68 Менеджмент подготовки магистра, обучающихся на 1 курсе по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» для специализации «Менеджмент событийного и культурного туризма» Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах данной магистерской программы: Управление организацией сферы услуг. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем для участия в научно-исследовательском семинаре. 5. Тематический план учебной дисциплины
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки домашнего задания:
Критерии оценки презентации домашнего задания на семинарском занятии:
Порядок формирования оценок по дисциплине Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная. Самостоятельная работа студентов: оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, качество презентаций и докладов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка учитывает также результаты студента по текущему контролю (за домашнюю работу и эссе) и формируется следующим образом: Онакопленная= 0,4*Отекущий + 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа где Отекущий = 0,4*Од/з + 0,6*Oэссе Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт. = 0,6* Онакопл. + 0,4 *·Оэкз. Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
Раздел 1. Введение в ресторанный менеджмент (всего часов -2) Гастрономическая индустрия в условиях экономики впечатлений. Основные акторы гастрономической индустрии: заведения общественного питания, производители продуктов питания, производители сельскохозяйственной продукции, гастрономические эвенты, рестораны в отелях, рестораны в учреждениях культуры, рынки, кулинарные шоу и др. Подходы к классификации предприятий сферы общественного питания. Раздел 2. Общественное питание: основные тенденции развития индустрии (всего часов -14) Процессы локализации и глобализации в сфере общественного питания, «глокализация». Аутентичность в индустрии общественного питания. Fast food и slow food. «Макдональдизация» и индивидуализация. Соотношение стандартизации процессов и креативности. Раздел 3. Роль общественного питания в развитии туризма (всего часов -16) Взаимосвязь общественного питания и туризма. Значимость гастрономического компонента при формировании различных видов туризма. Роль общественного питания в различных видах туризма. Общественное питание как элемент культурного и познавательного туризма. Гастрономический туризм. Типология мотивов туристов: роль гастрономии. Раздел 4.Гастрономический брендинг туристской дестинации (всего часов -16) Влияние гастрономии на экономическое развитие территории. Понятие гастрономического бренда территории. Гастрономический бренд: мультинациональный, национальный, городской. Эсктернальные и интернальные бренды. Экспортные и туристские бренды. Особенности брендинга сельскохозяйственных территорий, монопродуктовых городов, мультикультурных территорий. Раздел 5. Роль общественного питания в организации культурных событий (всего часов -14) Взаимосвязь культурных событий и общественного питания. Гастрономия как часть нематериального культурного наследия. Гастрономия — часть культуры. Роль общественного питания в усилении аттрактивности культурного события. Раздел 6. Гастрономические события (всего часов -12) Классификация гастрономических событий. Обзор тенденций рынка гастрономических событий. Зарубежные и российские гастрономические фестивали: особенности, best & worst practices. Влияние фестивалей на развитие территории, на развитие отдельных заведений питания, на возникновение стартапов. Раздел 7. Менеджмент гастрономических фестивалей (всего часов -15) Концепция гастрономического фестиваля. Основные группы стэйкхолдеров гастрономического фестиваля. Разработка программы гастрономического фестиваля. Бизнес-план гастрономического фестиваля. Работа с сотрудниками фестиваля: штатные сотрудники, волонтеры, временные сотрудники. Работа с аудиторией гастрономического фестиваля. Продвижение гастрономического фестиваля: основные инструменты. Раздел 8.Современный ресторан: основные принципы функционирования (всего часов -19) Функционирование ресторана в условиях экономики впечатлений. Концептуальный ресторан: best & worst practices. Брендинг ресторана. Основные и дополнительные услуги ресторана. Юридические аспекты деятельности ресторана. 8. Образовательные технологииУчебный курс является дисциплиной по выбору для студентов, обучающихся в рамках магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» и включает аудиторные занятия и самостоятельную работу по тематике курса. Процесс обучения включает, наряду с лекционной, следующие образовательные технологии:
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литератураHenderson, J.C.2009. Food Tourism Reviewed. British Food Journal, 111(4):317-326. Kivela, J., Crotts, J.C. 2006. Tourism and gastronomy: gastronomy’s influence on how tourists experience a destination. Journal of Hospitality and Tourism Research, 30: 354–377. Tourism and Gastronomy. 2002. Hjalager, A-M & Richards, G. (Eds.). London: Routledge. Дополнительная литература Bell, D. & Valentine, G. 1997. Consuming geographies: we are where we eat. London: Routledge. Bessiere, J. 2001. The role of rural gastronomy in tourism. In Roberts, L. and Hall, D. (Eds), Rural tourism and recreation: principles to practice:115–118. Wallingford, UK: CABI Publishing. Boyne, S., & Hall, D. 2003. Managing food and tourism developments: issues for planning and opportunities to add value. In C. M. Hall, L. Sharples, R. Mitchell, N. Macionis & B. Cambourne (Eds.), Food tourism around the world: Development, management and markets: 285-295. Oxford: Butterworth- Heinemann. Boyne, S., & Hall, D. 2004. Place promotion through food and tourism: Rural branding and the role of websites. Place Branding, 1(1): 80-92. Fields, K. 2002. Demand for the gastronomy tourism product: motivational factors. In A-M Hjalager & G. Richards (Eds.), Tourism and Gastronomy: 36-50. London: Routledge. Fishler, C. 1980. Food habits, social change and the nature/culture dilemma. Social Science Information, 19 (6): 937- 53. Grew, R. 2004. Food in global history. Newton: New Global History Press. Hall, C. M., & Mitchell, R. 2002. Tourism as a force for gastronomic globalisation and localization. In A.-M. Hjalager & G. Richards (Eds.), Tourism and Gastronomy. London, UK: Routledge. Hall, C. M., & Mitchell, R. 2005. Gastronomic tourism: Comparing food and wine tourism experiences. In M. Novelli (Ed.), Niche tourism: Contemporary issues, trends and cases: 73-88. Oxford: Elsevier Butterworth- Heinemann. Hall, CM, Sharples, L., Mitchell R., Macionis, N. & Cambourne, B. (Eds.). 2003. Food tourism around the world: development, management and markets. Boston, MA: Butterworth Heinemann. Hjalager, A-M. 2002. A typology of gastronomy tourism. In A-M Hjalager & G. Richards (Eds.), Tourism and Gastronomy: 21-35. London: Routledge. Jones, A. & Jenkins, I. 2002. «A taste of whales – blas ar gymru»: institutional malaise in promoting Welsh food tourism products. In A-M Hjalager & G. Richards (Eds.), Tourism and Gastronomy:115-132. London: Routledge. Kim, Y.G., Eves, A., & Scarles, C. 2009. Building a model of local food consumption on trips and holidays: A grounded theory approach. International Journal of Hospitality Management, 28(3), 423–431. Long, L. M. 2004. Culinary tourism. Lexington, USA: The University Press of Kentucky. Murphy, J. & Smith, S.L.J. 2009. Chefs and suppliers: a supply chain perspective on the use of local ingredients. International Journal of Hospitality Management, 28:212-220 Novelli, M., (ed). 2005. Niche Tourism: Contemporary Issues, Trends, and Cases. Oxford: Elsevier Butterworth- Heinemann. Richards, G. 2002. Gastronomy: An essential ingredient in tourism production and consumption?. In Hjalager, A-M & Richards, G. (Eds.), Tourism and Gastronomy: 3-21. London: Routledge. Ritzer, G. 1993. The McDonaldization of society. Thousand Oaks: Pine Forge Press. Scarpato, R. & Daniele, R. 2003. New global cuisine: Tourism, authenticity and sense of place in postmodern gastronomy. In Hall, M., Sharples, L., Mitchell, R., Macionis, N. & Cambourne, B., (Eds.), Food tourism around the world: development, management and markets: 296-313. Oxford: Butterworth-Heinemann. Slavich, B., Cappetta, R., Salvemini, S. 2011. Сan italian haute cuisine become a real industry? Some lessons from the near-by cultural industries. Paper presented at the 11th International Conference on Arts and Cultural Management (AIMAC 2011), Antwerp, Belgium 11. Программные средстваСпециальные программные средства не требуются. |