МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
____________________ _______________
(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)
Протокол МС № __ «__»______2013г.
от «__»______2013г.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Учитель истории и обществознание: Долгачёва Татьяна Петровна
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы 35 лет.
Программа составлена в 2013 – 2014 учебном году.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.
Цель курса:
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста
Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
Задачи курса:
Изучить признаки, типологию и основные сферы общества
Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом
Познакомиться с признаками прогресса и регресса
Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу
Дать представление о социализации человека, формах общения
Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике
Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
Сущность общества как формы совместной деятельности людей
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Основные понятия и термины курса
В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/ понимать:
1.Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
2.Закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
3. Основные социальные институты и процессы;
4.Различные подходы к исследованию проблем человека и общества.
Уметь:
Характеризовать: научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
Анализировать: социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) ; переводить её из одной знаковой системы в другую.
Сравнивать: социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, сопоставлять различные научные подходы.
Объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов ,включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, структурных элементов социальной системы, социальных качеств челов
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы минимального содержания
| Элементы дополнительного содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| дата
| 1
| Наука о человеческой вселенной (1ч.)
| Наука о человеческой вселенной
| 1
| Вводный урок
| Науки, которые изучают общество. Обществознание в школе. Учебник обществознания как источник знаний его специфика. Понятия и термины: социум, субъективное знание, пародокс, методы обществознания, научное знание.
|
| Уметь: называть науки, изучающие общество, их особенности, связи,
- характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.
Знать: понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание
|
| С.4-8, основные понятия
|
| 2
| Понятие общества и его основные признаки (10ч.)
| Общество его признаки, строение и место в мировом сообществе
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество. Понятия, термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
|
| Уметь: объяснять понятия: общество, государство, страна
- называть основные сферы жизни общества,
-приводить примеры многообразия и единства мира
Знать: понятия и термины: сообщества, социальная организация страны, сфера общества, страна, государства, мировое сообщество, глобализация
|
| П.1
|
| 3
|
| Взаимосвязь природы и общества
| 1
| Урок-практикум
| Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения человека и природы. Экологические программы. Экологические программы и защита окружающей среды. Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды.
|
| Уметь: объяснять взаимосвязь природы и общества;
характеризовать экологические проблемы
Знать: способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;
Знать: понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки.
| Практическая работа
| П.2
|
| 1
|
| Типология обществ
| 1
| Интегрированный урок
| Типы обществ. Особенности и хозяйства и образ жизни охотников и собирателей, зарождение производящего хозяйства. Понятия, термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное , потиндустриальное общество .
| Традиционные, индустриальные и информационные особенности общества. Движущие силы общественного развития
| Знать разные подходы к типологии обществ, сравнивать различные типы обществ
Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип, давать определения понятий, типология обществ, общественно- экономическая формация.
Знать понятия, термины: дописьменные, письменные общества, эволюция, индустриальное общество
|
| П.3
|
| 5
|
| Социальный прогресс и развитие общества
| 1
| Урок- практикум, групповая работа
| Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история? Закон неравномерного развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформы и революции. Понятия, термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, регресс, реформы и революции, прогессивные и регрессивные реформы
| Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция
| Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР: объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя ответ конкретными примерами; пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; знать: понятия и термины; закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы.
| Практическая работа
| П.4
|
| 6
|
| Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области
| 1
| Интегрированный урок
| Взаимосвязь природы и общества. Экологическая ситуация в нашем крае. Природоохранная деятельность государственных органов и общественных организаций.
Понятия, термины: влияние природно-климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы
|
| Уметь: объяснять взаимосвязь природы и общества в регионе;
-характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области;
Знать: понятия и термины: влияние природно- климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы.
| тест
| Творческий уровень: мини-исследование « Экологические проблемы Ростовской области»
|
| 7
|
| Личность и социальная среда
| 1
| Проблемная беседа, групповая работа
| Качества человека: прирожденные и приобретенные. Человеческая личность. Роль семьи и социальной среды в воспитании личности. Личность. Индивидуальность. Человек. Понятия, термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, противоречия становления, моральные нормы, духовные ценности.
| Социализация индивида. Факторы формирования личности.
| Уметь: -характеризовать понятия: личность, человек;
-объяснять роль социальных норм в воспитании личности;
Уметь: определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.
Знать: понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, моральные нормы, духовные ценности
| Таблица « человек. Индивид, личность»
| П.5
|
| 8
|
| Потребности человека
| 1
| Комбинированный урок
| Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Свобода выбора и приобщения к духовной культуре. Понятия, термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
|
| Приводить примеры потребностей человека, объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; приводить примеры появления ответственности. Знать: понятия и термины: потребности, первичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
|
| П.6
|
| 9
|
| Социализация и воспитание
| 1
| Проблемная беседа; работа в группах
| Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различия. Воспитание в семье. Понятия, термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл.
| Социализация индивида. Факторы формирования личности.
| Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание; объяснять их значение в развитии личности.
Знать: понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека.
|
| П.9
|
| 10
|
| Социально- психологический процесс общения
| 1
| Ролевая игра
| Понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения. Понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение.
| Самопознание. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания.
| Характеризовать общения;
Сравнивать виды межличностных отношений;
Анализировать различные формы общения; иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях; знать: понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение.
|
| П.8
|
| 11
|
| Человек в обществе и общество в человеке.
| 1
| Повтор. Обоб. урок
| Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения. Понятия, термины: человек, социум, социализация, коммуникабельность.
|
| Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимопонимания общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.
Знать понятия
| с\р
| Повторение всех учащихся: повторение темы и основных понятий
|
| 12
| Экономическая сфера (10ч.)
| Экономическая сфера. Сущность и структура экономики.
| 1
| Комбинированный урок
| Что такое экономическая наука и зачем ее изучают в школе? Основные ресурсы экономики и их роль. Структура экономики. Понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок.
| Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя.
| Уметь: характеризовать понятия; объяснять роль экономики в жизни общества;
Разъяснять структуру экономики.
Знать.: понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
|
| П.9
|
| 13
|
| Товар и деньги
| 1
| Деловая игра
| Товар и его свойства . деньги, их функционирование и формы. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Понятия, термины: товар, услуги, деньги, цена.
| Инфляция. Обменные курсы валют. Формы сбережений граждан.
| Уметь: сравнивать понятия: товар и услуги;
- называть функции денег и их исторические формы;
- характеризовать прибыль;
Знать: понятия и термины :товар, услуги, деньги, цена.
|
| П.10
|
| 14
|
| Спрос и предложения
| 1
| Лабораторная работа
| Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения. Понятия, термины: спрос, величина спроса, предложения, величина предложения, маркетинг, цена.
|
| Уметь: объяснять связь спроса и предложения;
- называть факторы рыночной экономики;-
- сравнивать рыночную экономику с планово-дерективной; характеризовать рыночную экономику; знать: понятия, термины: спрос, величина спроса, предложения, величина предложения, маркетинг, цена.
| Лабораторная работа
| П.11
|
| 15
|
| Рынок, цена и конкуренция.
| 1
| Комбинированный урок
| Рынок, его формы, виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Понятия, термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия.
| Альтернативна стоимость.
| Характеризовать рынок, рыночную экономику,
Называть основные функции цены;
Сравнивать понятия олигополия, конкуренция монополия.
Знать: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия.
| таблица
| П.12
|
| 16
|
| Предпринимательство.
| 1
| Деловая или ролевая игра
| Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство. Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, « челноки».
| Основные организационно- правовые формы предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательство и бизнес.
| Уметь:
- приводить примеры предпринимательской деятельности; характеризовать предпринимательскую этику;
Высказывать суждения о роли малого бизнеса.
Знать: Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, « челноки».
|
| П.13
|
| 17
|
| Роль государства в экономике.
| 1
| Комбинированный урок
| Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем:
А. традиционная
Б.командная
В. Рыночная
Налоги, их виды значение налогов.
Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложения, прямые и косвенные налоги, подоходный прогрессивный налог.
|
| Уметь: называть способы воздействия государства на экономику;
Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Знат Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложения, прямые и косвенные налоги, подоходный прогрессивный налоги.
|
| П.14
|
| 18
|
| Бюджет государства и семьи.
| 1
| Практикум
| Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета и социальные программы.
Знать: понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы, расходы семьи, внешний, внутренний долг, дефицит бюджета семьи
| Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Страховые услуги и их роль в домашнем хозяйстве
| Характеризовать бюджет семьи.
Знать: понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы, расходы семьи, внешний, внутренний долг, дефицит бюджета семьи.
| Практическая работа
| П.15
|
| 19
|
| Труд, занятость, безработица
| 1
| Урок-экскурсия в Центр занятости
| Труд: сущность, виды труда, значение труда. рабочая сила и рынок труда. почему люди теряют работу и что следует знать безработному? понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы.
| Факторы влияющие на производительность труда. безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
| Уметь: называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; объяснять понятие « занятость» и причины безработицы. Знать: понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы
|
| П.16
|
| 20
|
| Структура экономика области.
| 1
| Урок-лекция
| Роль региона в экономической системе России. современное состояние экономической структуры нашего края. перспективы экономического развития края.
Понятия, термины: экономика, региона, экономические процессы, государственное регулирование.
|
| Уметь: характеризовать перспективы экономического развития области;
Показывать роль региона в экономике России.
Давать оценку современному состоянию экономической ситуации в крае.
Знать: понятия, термины: экономика, региона, экономические процессы, государственное регулирование.
| Конспект лекции
| Повторение основных понятий.
|
| 21
|
| Становление рыночного общества в России: общее и особенное.
| 1
| Повтор. Обоб. урок
| Сущность и структура экономики. рынок в условиях переходного периода; роль государства в экономике. труд, занятость, безработица
Понятия, термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы.
|
| Уметь объяснять роль экономики в жизни общества;
Характеризовать сущность экономики; приводить примеры действия государства экономику.
Знать: Понятия, термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы.
| тест
| Повторение темы и основных понятий.
|
| 22
| Социальная сфера (12ч.)
| Социальная сфера. социальная структура.
| 1
| Урок- практикум
| Строение общества. социальный статус, и социальная роль, их взаимосвязь. социальная группа.
понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность.
| Большие и малые социальные группы. формальные и неформальные группы.
| Уметь: объяснять сущность социальной структуры характеризовать
Социальную структуры, социальный статус и социальные отношения;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.
Знать: понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность.
| Практическая работа
| П.17
|
| 23
|
| Социальная стратификация.
| 1
| Комбинированный урок
| Социальная стратификация и ее критерии. классы как основа стратификации. социальная дифференциация. понятия, термины: стратификация, социальное неравенство
| Социальная роль и социальный статус
| Уметь: характеризовать социальную дифференциацию;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. знать: понятия, термины: стратификация, социальное неравенство
|
| П.18
|
| 24
|
| Бедные и богатые.
| 1
| Беседа с элементами дискуссии
| Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства. бедность как экономическое, культурное и социальное явление.
Понятие, термины:
Неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, « новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.
| Социальная мобильность. социальное страхование.
| Уметь: характеризовать социальные отношения, социальный статус, выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве, бедности.
Соотносить образ жизни со способом достижения богатства;
Формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами;
Знать: Понятие, термины:
Неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, « новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.
|
| П.19-20
|
| 25
|
| Этнос: нации и народности.
| 1
| Комбинированный урок
| Этнос. понятие, признаки. кровнородственные группы и их разновидности. племена, народности, нации.
Понятия, термины: этнос, нации, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нации.
|
| Уметь: приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах.
Знать: Понятия, термины: этнос, нации, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нации.
|
| П.21
|
| 26
|
| Межнациональные отношения
| 1
| Комбинированный урок
| Национальные отношения: внутренние и межгосударственные. формировании многонационального государства. этнические конфликты. понятия, термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, нациаональная нетерпимость, толерантность.
|
| Уметь характеризовать межнациональное сотрудничество;
Объяснять причины национальных конфликтов.
Знать: понятия, термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, нациаональная нетерпимость, толерантность.
|
| П.22
|
| 27
|
| Конфликты в обществе.
| 1
| Беседа с элементами дискуссии
| Конфликт и его составляющие. классификация конфликтов. способы решения конфликтов. понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт.
|
| Уметь: называть основные социальные нормы;
Сравнивать пути решения социальных конфликтов;
Классифицировать конфликты.
Знать: понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт.
| Таблицы, схемы.презентация
| П.23
|
| 28-29
|
| семья
| 2
| Комбинированный урок
| Семья как фундамент общества и малая социальная группа. эволюция семьи. жизненный цикл семьи. развод: причины, повод, мотивы, последствия.
Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа.
| Брак и развод. неполная семья.
| Уметь: характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений;
Характеризовать семью как малую группу.
Знать: Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа.
|
| П.24
|
| 30-31
|
| Социальная структура общества в регионе.
| 1
| Комбинированный урок
| Характеристика современной социально-демографической структуры общества в своем регионе. этнические общности. областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области. понятия, термины: социально-демографическая структура, этническая общность, социальная программа Правительства области; правовой статус несовершеннолетних в регионе.
|
| Характеризовать социальную структуру общества в крае;
Называть основные социальные группы; приводить примеры этнических общностей в крае, их тр адициии.
Знать: понятия, термины: социально-демографическая структура, этническая общность, социальная программа Правительства области; правовой статус несовершеннолетних в регионе.
|
| Конструктивный уровень: « Этнический состав населения нашей области»
|
| 32-33
|
| Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
| 2
| Повт. обоб. урок
| Основные понятия по разделу « Социальная сфера»
|
| Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества
| с\р
| Повторение темы и основных понятий. ответы на вопросы с.164-165
|
| 34
| Итоговое занятие(1ч.)
| Итоговое занятие по курсу « Обществознание 8 класс)
| 1
| Повт.обоб.урок
| Основные понятие по разделам курса
|
|
| к\р
|
|
| |