Пояснительная записка Курс по экономике для учащихся 11х классов разработан на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.). Рабочая программа адаптирована для работы в МАОУ СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
XXI век – это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны. Все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование и др. Эффективности освоения учащимися образовательных учреждений первоначальных профессиональных знаний, умений навыков в области экономики, экономического планирования способствует проведение элективного курса по экономике.
Цели курса:
формирование умений и навыков самостоятельного приобретения, усвоения и применения экономических знаний, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
формирование культуры межличностных отношений и навыков групповой работы, умения организовать работу коллективов и руководить ими. формирование и обоснование собственного образовательного интереса в учебной деятельности;
развитие навыков и умений в использовании различных каналов информации и коммуникативных технологий;
овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для предпрофильной ориентации.
оперировать основными экономическими понятиями в устной и письменной речи;
анализировать и прогнозировать изменение спроса, предложения и цен на рынках конкретных товаров;
понимать роль и основные функции государства в экономике, основные принципы формирования бюджетной политики, направления государственной экономической политики;
получить представление об основных методах экономического анализа и принятия решений;
получить первичные представления о работе фондового рынка, банковской и налоговой системе для уверенного взаимодействия с данными явлениями в реальной жизни;
разбираться в основных макроэкономических показателях, принципах их расчета, анализировать причины и последствия инфляции, безработицы, замедления экономического роста;
получить представление о международной торговле и политике государства в этой области, сопоставлять уровни экономического развития различных стран, определять место и роль России на мировом рынке;
освоить способы получения и ориентировки в экономической информации, поступающей из различных источников, прежде всего, распространяемой по каналам СМИ;
повысить уровень экономической грамотности в качестве потребителя, собственника, работника; приобрести навыки выполнения экономических расчетов, необходимых в повседневной жизни, составлять бюджет своей семьи.
Задача курса:
получить целостные знания, обеспечивающие базовый уровень экономической грамотности, позволяющие уверенно адаптироваться к жизни в обществе.
овладение общими знаниями и представлениями об экономических системах, о роли экономики в жизнедеятельности людей
создание предпосылок для ориентации школьника в мире будущих профессий;
адаптация к социальным условиям жизни;
развитие личности, обладающий способностью принимать решение с позиции рационального выбора;
приобщение к пониманию направлений различных преимуществ интеграции экономики как науки с другими с другими учебными дисциплинами.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса экономики в старших классах учащийся должен
Знать/ понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять дл экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации Планируемые результаты обучения:
Учащиеся:
Получат навыки рационального экономического поведения;
Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике; Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
- тестирование (5-15 минут);
- работа с экономическими терминами (письменно и устно);
- написание эссе на экономические темы;
- промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию (части А,В,С – выделение экономических вопросов и заданий). Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Экономика.
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы( ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХI Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента.
Учебно-тематический план по экономике
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| теоретические
| Практические (контрольные работы, тест)
| 1
| Раздел 1. _Главные вопросы экономики
Что такое экономика.
Ограниченность экономических ресурсов
| 2
1 1
|
1
|
1
| 2
| Раздел 2. Типы экономических систем
Традиционная экономическая система
Рыночная экономическая система
Командная и смешанная экономические системы
| 3
1
1 1
|
1
1
| 1
| 3.
| Раздел 3. Спрос и предложение.
3.1.Что такое спрос
3.2.от чего зависит предложение товара
3.3.Спрос и предложение
| 3
1
1
1
|
1
1
|
1
| 4.
| Раздел 4. Как работает рынок
4.1.Формирование рыночных цен
4.2.Рынок на практике или как реально организована торговля
| 2
1 1
|
1
|
1
| 5.
| Раздел 5. Мир денег.
5.1.Причины возникновения и формы денег
5.2.Функции денег
| 2
1
1
|
1
1
|
| 6.
| Раздел 6. Банковская система
6.1.Причины появления и виды банков
6.2.Принципы кредитования
6.3.роль Центробанка в регулировании кредитно-денежной системы страны
| 3
1
1 1
|
1
1 1
|
| 7.
| Раздел 7. Человек на рынке труда
7.1.Экономическая природа рынка труда
7.2.Формирование заработной платы
| 2
1
1
|
1
|
1
| 8.
| Раздел 8. Экономические проблемы безработицы
8.1.Причины и виды безработицы
8.2.как можно сократить безработицу
| 2 1
1
|
1
|
1
| 9.
| Раздел 9. Что такое фирма и как она действует на рынке
9.1.Зачем создаются фирмы
9.2.Экономические
основы деятельности фирмы
9.3.Предприниматель и создание фирмы
| 3 1
1 1
|
1
1
|
1
| 10.
| Раздел 10. Экономика семьи
10.1.Доходы и расходы семей
10.2.Влияние инфляции на семейную экономику
10.3.Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения
| 3
1
1
1
|
1
|
1
1
| 11.
| Раздел 11. Экономические задачи государства
11.1.Причины и формы участия государства в регулировании экономики
11.2.Макроэкономичкские процессы в экономике страны
11.3.Налоги как источник доходов государства
| 3 1 1
1
|
1 1
|
1
| 12.
| Раздел 12. Экономический рост
12.1.Что такое экономический рост и как его можно ускорить
12.2.Экономические проблемы XXI века
| 2
1 1
|
1 1
|
| 13.
| Раздел 13. Организация международной торговли
13.1.Международная торговля и её влияние на экономику страны
13.2.Валютный рынок и конвертируемость валют
| 2
1 1
|
1
|
1
| 14.
| Раздел 14. Экономическое устройство России в начале XXI века
14.1.К какой категории относится экономика России
14.2.Экономическая стратегия России на современном этапе
| 2 1
1
|
1
1
|
| 15.
| Итоговое тестирование
| 1
|
| 1
| В нижней части таблицы часы суммируются
|
| Итого:
| 34
| 22
| 12
|
Поурочное календарно-тематическое планирование.
Экономика. 11 класс. Базовый уровень.
Раздел
| Тема урока
| Часы
| Тип урока. Оснащение.
| Содержание
| Формы контроля
| Дата
| План
| Факт
| 1.Главные вопросы экономики.
2 часа.
| 1.Что такое экономика. 2.Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
| 1 1
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок.
| Понятие об экономической науке. Макро- и микроэкономика. Круг изучаемых ими проблем.
Потребности людей. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
| Составить словарь темы.
Решение задач.
|
|
| Раздел 2.
Типы экономических систем.
3 часа.
| 3.Традиционная экономическая система.
4.Рыночная экономическая система.
5.Командная и смешанная экономические системы.
| 1 1
1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Комбинированный урок.
| Понятие об экономических системах. Критерии разграничения экон. систем. Особенности традиционной системы.
Частная собственность как основа рыночной экономики. Причины эффективности и слабости рыночного механизма. Признаки рыночной экономики.
Признаки командной экон. системы.
| Заполне-ние таблицы.
Решение задач. Составление таблицы. Тестирование.
|
|
| Раздел 3.Спрос и предложение.
3 часа.
| 6.Что такое спрос.
7.От чего зависит предложение товара. 8.Спрос и предложение.
| 1
1
1
| Урок изучения нового материала.
Комбиниро-ванный урок. Урок контроля и обобщения знаний.
| Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса.
Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
| Решение задач. Составление графика.
Решение задач.
Тестирование.
|
|
| Раздел 4..Как работает рынок.
2 часа.
| 9.Формирование рыночных цен. 10.Рынок на практике, или как реально организована торговля.
| 1
1
| Комбинированный урок. Урок изучения нового материала.
| Равновесная цена. Избыток и дефицит товаров.
Типы рынков.
| Решение задач Составление таблицы.
|
|
| Раздел 5.Мир денег.
2 часа.
| 11.Причины возникновения и формы денег.
12.Функции денег.
| 1
1
| Урок изучения нового материала. Комбинированный урок.
| Причины изобретения денег.
Роль денег как средства обмена и сбережения.
Понятие ликвидности.
| Участие в обсужде-нии вопросов урока.
Таблица «Плюсы и минусы накопле-ния сокровищ в форме наличных денег».
|
|
| Раздел 6.
Банковская система.
3 часа.
| 13.Причины появления и виды банков.
14.Принципы кредитования.
15.Роль Центробанка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
| 1
1
1
| Урок изучения нового материала. Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала.
| Виды банков по роду их деятельности.
Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.
Функции Центробанка.
Эмиссия.
| Словарь темы. Схема «Виды банков».
Контро-льные вопросы учебника. Словарь темы. Таблица «Функ-ции Центро-банка».
|
|
| Раздел 7.
Человек на рынке труда.
2 часа.
| 16.Экономическая природа рынка труда.
17.Формирование заработной платы.
| 1
1
| Комбинированный урок
Комбиниро-ванный урок.
| Понятие о рынке труда.
Особенности труда как товара. Спрос на рынке труда. Заработная плата как равновесная цена труда.
| Моделирование ситуаций и их анализ.
Работа в группах.
|
|
| Раздел 8.
Экономические проблемы безработицы.
2 часа.
| 18.Причины и виды безработицы.
19.Как можно сократить безработицу.
| 1
1
| Комбиниро-ванный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний.
| Что такое безработица. Критерии признания человека безработным.
Виды безработицы.
| Таблица «Виды безработицы».
Тестирование.
|
|
| Раздел 9.
Что такое фирма и как она действует на рынке.
3 часа.
| 20.Зачем создаются фирмы.
21.Экономические основы деятельности фирмы.
22.Предприниматель и создание фирмы.
| 1
1
1
| Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. Урок изучения нового материала.
| Фирма. Предприятие. Отрасль. Добавленная стоимость.
Издержки. Конкуренция. Условия создания успешного бизнеса.
| Схема «Виды фирм».
Решение задач.
Решение задач.
Решение проблемных задач.
|
|
| Раздел 10.
Экономика семьи.
3 часа.
| 23.Доходы и расходы семей.
24.Влияние инфляции на семейную экономику.
25.Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
| 1
1
1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Комбиниро-ванный урок.
| Бюджет семьи. Источники доходов семей. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.
Инфляции. Виды инфляции.
Методы измерения неравенства доходов. Прогрессивное налогообложение. Социальные программы.
| Составление таблицы «Бюджет семьи»
Составление таблицы.
Работа с материалами СМИ.
|
|
| Раздел 11.
Экономические задачи государства..
3 часа.
| 26.Причины и формы участия государства в регулировании экономики.
27.Макроэкономичес-кие процессы в экономике страны. 28.Налоги как источник доходов государства.
| 1 1
1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний.
| Роль государства в экономике. Государственные органы, участвующие в регулировании экономики.
Макроэкономика.
Виды налогов.
| Схема. Решение проблем-ных задач.
Тестирование.
|
|
| Раздел 12. Экономический рост.
2 часа.
| 29.Что такое экономический рост и как его можно ускорить.
30.Экономические проблемы XXI века.
| 1
1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Факторы ускорения экономического роста.
Экстенсивный и интенсивный рост.
Проблемы экономики XXI века.
| Схема «Причи-ны необходимости экономического роста».
Анализ материалов СМИ.
|
|
| Раздел 13.
Организация международной торговли.
2 часа.
| 31.Международная торговля и её влияние на экономику страны.
32.Валютный рынок и конвертируемость валют.
| 1
1
| Урок изучения нового материала. Урок изучения нового материала.
| Импорт. Экспорт. Протекционизм.
| Таблицы
Анализ материалов СМИ.
|
|
| Раздел 14.
Экономическое устройство России в начале XXI века.
2 часа.
| 33.К какой категории относится экономика России. 34.Экономическая стратегия России на современном этапе.
| 1
1
| Комбиниро-ванный урок.
Урок закрепления и повторения.
| Текущие экономические проблемы России.
| Анализ материалов СМИ. Анализ материа-лов СМИ. Подго-товка к итогово-му тестиро-ванию.
|
|
|
| 34.Итоговое тестирование.
| 1
| Урок контроля знаний.
|
| Итоговое тестирование.
|
|
|
|