МБОУ СОШ № 2 п. Добринка
1.Учитель: Родионова Ирина Васильевна
2.Предмет: Обществознание
3.Класс: 8
4.Тема урока: Товар и деньги
5.Цель урока: подвести учащихся к пониманию товара в обществе людей; роли денег как средства обращения, накопления и меры стоимости.
6.Задачи урока:
1) Формирование следующих понятий: товар и его свойства, деньги и их функции. Познакомить с основным законом бизнеса.
2) Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы; работать в группах; работать с текстом учебника, развитие навыков мышления через различные формы организации работы на уроке, развитие навыка выражать и аргументировать собственное мнение.
3) Способствовать воспитанию у учащихся умения свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики, воспитание чувства уважения к деньгам.
7. Используемые технологии: Обучающие, развивающие
-элементы технологии критического мышления-синквейн ;
-тестовая технология;
8.Тип урока: комбинированный
9. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
10.Межпредметные связи: Экономика, литература.
11.Ожидаемые учебные результаты.
Учащиеся должны знать:
-что такое товар и какими свойствами он обладает;
-понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
-уметь пояснять основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами, знакомыми ученику из реальной жизни;
- раскрывать сущность таких понятий как товар, деньги, покупательная способность.
План урока.
1.Что такое товар, и какими свойствами он обладает?
2. Деньги и их функции.
А) деньги как средство обращения;
Б) деньги как мера стоимости;
В) деньги как средство накопления.
3. Товарно-денежные отношения между людьми и их объединениями.
Эпиграф к уроку:
«Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег» ФернанБродель
Ход урока.
1.Организационный момент, формирование 3-х групп и ответственных в этих группах.
2. Повторение домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению экономической сферы общества
Фронтальный опрос
1.Что такое экономика?
| Наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.
| 2.Каковы главные вопросы экономики?
| - что производить
- как производить
-для кого производить
| 3.Назовите основные компоненты экономической структуры
| Производство, потребление, распределение , обмен
| 4. Что необходимо для функционирования экономики?
| ресурсы
| 5.Назовите основные ресурсы (факторы производства)
| Труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация
| 6.Какова цель экономики?
| удовлетворение потребностей
| 3. Изучение нового материала.
Наш сегодняшний урок посвящен тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Обратите внимание на эпиграф урока-слова известного историка ФернанаБроделя «Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег»
Выделите ключевые слова или словосочетание слов.
Как вы думаете о чем это? Чему будет посвящен наш урок?
Попробуйте сформулировать тему.
Давайте вместе с вами попробуем определить цели и задачи нашего урока
Работать будем по следующему плану
Предлагаю взять со стола карточку № 1 Задание:
Прочитайте слова, записанные на них и попытайтесь определить, какие из них могут рассматриваться как товар Работа с карточками 1.Земля, хлеб, дерево, корова, тетрадь, кастрюля, дверь, музыка, душа, честь, закон 2.Пылесос, компьютер, книга, каша, зубная щетка, президент, власть, фирма, уважение, кирпич.
Учитель повторяет вопрос: Какие из этих слов могут рассматриваться как товар?
Поясните, какие критерии были вами положены в основу отбора слов Таким образом, мы можем дать определение понятию- товар Товар-любой продукт, который можно продавать и покупать. Товаром могут быть и рабочие руки, земля и даже воздух.
Предлагаю взять со стола карточку № 2
«Свойства товара» 1.Удовлетворяет потребность людей в чем-либо
2.Имеет определенное соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться Задание:
Предлагаю конкретизировать эти свойства на примере таких товаров, как телевизор( 1 группа) автомобиль( 2 группа), зубная щетка( 3 группа)
Но в современном обществе большую роль играет
особая деятельность, которая удовлетворяет наши потребности и выполняется за деньги.
Это услуги. Задание:
Приведите примеры услуг- специальностей.
Обратите внимание снова на эпиграф урока . Чтобы приобрести товар и получить услугу, необходимо заплатить деньги. Это пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогов не найти. Они прошли долгую историю.
Предлагаю заслушать сообщение ученика«О происхождении
денег» Давайте рассмотрим
Карточку № 3-
таблица «Виды денег» Вопрос для обсуждения :
Как вы считаете , какая форма денег самая удобная?
Деньги обладают рядом свойств, а вот какими назовите мне, используя материал учебника – 2 абзац сверху на странице 71
Деньги нужны людям потому, что они выполняют сверхважные функции в экономике. Выделяют несколько функций денег.
Давайте познакомимся с основными функциями денег более подробно. Я предлагаю вам выполнить следующие заданияпо тексту учебника стр.71-72, ответить на вопросы
Работа в группах 1 группа: Какова роль денег как средства обращения? Привести примеры.( стр.71) 2 группа: Какова роль денег как меры стоимости? Привести примеры.( стр.72) 3 группа: Какова роль денег как средства накопления? Привести примеры.( стр.72) Время работы -5 минут
С функциями денег тесно связано такое понятие как покупательная способность –количество товаров и услуг, которые мы можем купить на наши деньги. С этим мы сталкиваемся на рынке, в магазинах. Задание:
Приведите примеры из реальной жизни Предлагаю для обсуждения следующие проблемы:
Что будет, если в стране много денег, но мало товаров?
К чему может привести обратный процесс, когда денег мало, а товаров много?
Когда цены растут, покупательная способность денег падает, происходит ИНФЛЯЦИЯ. Мы знакомимся с этим новым понятием.
Это процесс повышения общего уровня цен в стране. Какое же определение этого понятия дает нам учебник?
Беседа:
Предлагаю интегрировать свои знания , полученные на уроках литературы, истории ,при прочтении книг, просмотре фильмов
1.Вспомните, какие известные вам литературные герои попадали в зависимость от денег?
2.Можно ли определить взаимосвязь богатого человека и его влияние на духовный мир личности, черты характера?
3.Как вы относитесь к накоплению денег? С чем это можно связать: с разумностью человека, заботящегося о своем будущем( даже белка накапливает припасы на зиму), или с жадностью, скряжничеством?
Товар и деньги в экономике связаны формулой:
Д-Т-Д1
Д-деньги
Т-товар
Д1-деньги, полученные с прибылью после реализации товара Задание:
Предлагаю смоделировать ситуацию, представив, что у вас есть деньги, посредством которых вы решили организовать производство товаров. А произведя товар- продавать их,получив большую сумму денег. А теперь познакомимся с основным законом бизнеса Каков основной закон бизнеса?
|
( обмен товарами , лепет денег)
«Товар и деньги»
Наша задача на уроке: узнать , что такое товар, какими свойствами он обладает; понять, какую роль выполняют деньги, каковы их функции, в чем суть бизнеса и торговли.
Ученики называют То, что продается и покупается
Учащиеся вслух зачитывают
Учащиеся говорят, что телевизор нужен для досуга, развлечения; автомобиль-это средство передвижения; зубная щетка как средство гигиены. Автомобиль стоит как 20 телевизоров
Стоматолог- лечит зубы, юрист консультирует своего клиента ,сантехник починил кран, продавщица продала пылесос, но сами они товар не производят
Сообщение
Портативны-легко умещаются в кармане
Однородны- деньги одного и того же достоинства имеют равную стоимость
Стабильны-стоимость денег одинакова в разные периоды
Узнаваемы-их труднее подделать
Вывод:
А) деньги, реализуя функцию средства обращения, делают удобным и простым товарообмен
Б) как мера стоимости они позволяют выразить в денежной единице стоимость любого товара
В) как средство накопления позволяет сосредотачивать у себя богатства, делать сбережения
Учащиеся приводят примеры
Выслушиваются ответы учащихся
Ученики зачитывают:
ИНФЛЯЦИЯ-переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах – золоте.
Основной закон бизнеса:
купить подешевле, а продать подороже.
|
Слайд № 2
Слайд № 3
Запись темы в тетрадь
Слайд № 4 Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд №7
Запись в тетрадь
Слайд №8
Слайд № 9и учебник стр70
Запись в тетрадь:
Услуга-полезная деятельность , выполненная за деньги Слайд № 10
Слайд № 11
Таблица
«Виды денег»
Слайд №12
Учебник стр.71
Учитель выслушивает ответы ребят и корректируя их и обобщая.
Слайд № 13 Работа с понятием в учебнике на стр.72
Слайд № 14
Слайд № 15
| 4.Закрепление изученного на уроке:
1.Выполнили ли мы те задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
2.Что называется товаром?
3.Каковы свойства товара?
4.Какие функции выполняют деньги?
5.Предлагаю составить синквейн на выбор со словомДЕНЬГИ
Напоминаю, что синквейн-это–это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
5.Рефлексия:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
Кому было некомфортно на уроке? Почему?
Как вы оцениваете работу: класса, вашей группы, свою?
Что вам было известно по данной теме?
Что нового вы узнали?
Прием рефлексии- Маятник настроения
Предлагаю определить, насколько важную для себя информацию вы получили сегодня на уроке, пригодится ли она в будущей жизни.
Для этого необходимо взять со стола нужную карточку и поднять вверх , чтобы было видно
Да-красная
Не знаю- желтая
Нет- коричневая
6.Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Итак подведем итоги урока:
Все, что покупается и продается , является товаром;
Средством, облегчающим хождение товаров и услуг являются деньги;
В экономических отношениях каждый стремится купить подешевле, а продать подороже.
7. Домашнее задание:§10, вопросы к параграфу
8. Использованная литература:
-Учебник Кравченко А.И. Обществознание 8 класс. М., «Русское слово», 2008;
-Певцова Е.А. Обществознание. Поурочные методические разработки. 8 класс. М., «Русское слово»,2008
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка
Методическая разработка урока
по обществознанию в 8 классе
«Товар и деньги»
Автор : учитель высшей квалификационной категории
Родионова Ирина Васильевна |