Е.Г. Загайнова, МОУ экономический лицей, г. Новосибирск Тема урока: «Реклама» Эпиграф к уроку: Вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе. У. Дуглас Имя урока: Реклама – это двигатель… Цели:
Формирование знаний о рекламе как основном способе стимулирования сбыта товаров, о правовом регулировании рекламы.
Формирование умения определять бюджет на рекламу, развитие умений решать экономические задачи, анализировать, делать выводы, развитие экономического мышления, воображения.
Формирование ценностно – нравственного отношения к рекламе, как общественному явлению.
Межпредметные связи: право, математика, психология
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором (телевизором) или интерактивная доска для показа видеосюжетов и презентации, маркерная магнитная доска.
Дидактический материал: Образцы рекламных проспектов, примеры теле- и видеорекламы, карточки – задания, опорный конспект урока.
Форма урока: работа в малых группах (командная игра) Ход урока:
Этапы урока
| Содержание деятельности учащихся
|
Организационный момент
Приветствие. (Представление соведущих: учитель экономики и школьный психолог)
Сообщение цели и темы урока.
Деление на группы по 4–5 человек (на основании социометрического исследования)
|
| Актуализация опорных знаний
Просмотр видеосюжета “Как старик корову продавал”
Слайд1. (Приложение 9)
|
Чем отличается II способ продажи коровы
от I?
В первом случае правдивая информация от продавца
Во втором – реклама
| Переход к изучению новой темы
Учитель экономики. В соответствии с Международным кодексом рекламной деятельности, разработанным еще в 1937 г., реклама рассматривается как средство обмена информацией между потребителем и продавцом. В 1995 г. Международный кодекс подписала наша страна.
Слайд 2. Приложение 1
|
Задание группам:
Составить самостоятельно более полное, исчерпывающее понятие рекламы.
(Опорный конспект. Приложение 2)
| Учитель экономики. “Не похвалишь – не продашь” – гласит пословица.
Для предпринимателя реклама – это деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах производимого им товара и убеждению покупателей в необходимости или приоритетности его приобретения. [3]
Целью рекламы может быть:
увеличение объема продаж;
привлечение внимания торговых посредников;
ознакомление потребителей с новой продукцией;
формирование определенных предпочтений у потребителя;
оказание влияния на решение покупателя совершить покупку в настоящий момент
создание благоприятного образа (имиджа) предприятия и т. п.
Школьный психолог. Самыми эффективными способами рекламы являются средства массовой информации – газеты, телевидение и радио. С их помощью реклама становится доступной для огромного количества потребителей, быстро запоминается, становится легко узнаваемой.
Психологическая матрица рекламного воздействия (темпо-ритм, сила, яркость, тембр, частота, амплитуда).
Индивидуальная рефлексия: воздействие звука или видеоряда (аудиалы, визуалы) Учитель экономики Реклама обходится предпринимателю недешево. Обычно на нее уходит 0,5 – 7% и более средств от объема продаж в денежном выражении. И тем не менее многие производители идут на это, потому что реклама – одно из главных средств стимулирования сбыта. Прежде чем решить, тратить ли деньги на рекламу, рекламодателю нужно подумать: нужна ли она? Достаточно большое количество предприятий прекрасно обходятся без рекламы, если у них сложились надежные и стабильные каналы сбыта.
Школьный психолог. Решив тратить деньги на рекламу, предприниматель должен внимательно следить за ее эффективностью. Например, если целью рекламной кампании было увеличение объема продаж, а количество продаваемого товара не увеличивается, значит, реклама проводится неправильно и деньги тратятся впустую.
Слайд 3
Всегда нужно помнить, что реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой!
Слайд 4
Учитель экономики Правовое регулирование рекламы. Реклама обладает сильным потенциалом влияния на потребителя и может быть использована ему во вред, поэтому государство устанавливает требования к рекламе.
Слайд 5
Слайд 6 – 6а (проверка задания)
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Правом осуществлять государственный контроль в сфере рекламы обладает федеральный антимонопольный орган. [1]
В случае установления факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан опубликовать за свой счет контррекламу.
В том случае, если ненадлежащей рекламой нарушаются права и законные интересы третьих лиц, а также наносится вред их имуществу, чести, достоинству, деловой репутации, нарушитель несет перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность (возмещение вреда).
Ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность (ст. 182 УК РФ) и наказывается штрафом (в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда) либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет [2]
Рефлексия: почему, несмотря на серьезную ответственность за ненадлежащую рекламу, рекламодатель часто нарушает «Закон о рекламе»
Слайд 7
Просмотр и обсуждение видео сюжета о недобросовестной рекламе.
Рефлексия: Почему утрачена связь поколений.
Школьный психолог. Социальная реклама – пропаганда общественных ценностей. Психологические аспекты социальной рекламы
Слайд 8
Слайд 9
|
Задание группам:
Определить цели предложенных реклам.
Задание группам: Упражнение “Узнай рекламу”:
........ вкус - на зависть, качество - на совесть (Майонез Махеев) Танки грязи ........ (не боятся) (реклама КамАЗа) Эльдорадо - учитесь....... (как надо!)(реклама магазина “Эльдорадо”) А ты налей и ........(отойди) (реклама сока “Моя семья”) Не дадут поесть по-человечески! (реклама сыра “Hohland”) Страна чудес молочных.. (реклама йогурта “Чудо”) и т.п. (Приложение 3)
Задание группам: Упражнение по расчёту бюджета на рекламу
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 150 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 2,5% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение: 150000 : 100 х 2,5 = 3750
Ответ: Бюджет на рекламу составляет 3750 рублей
(Приложение 6)
Задание группам: Охарактеризовать виды ненадлежащей рекламы.
Сгруппировать образцы ненадлежащей рекламы на три группы: недостоверная, неэтичная, недобросовестная. Пояснить. (Приложение 5 )
Почему данная реклама отнесена к разряду недобросовестной. Какое нарушение совершил рекламодатель?
Задание группам: Определить цели и приемы социальной рекламы (работа с рекламными плакатами). Практическая работа: придумать свой слоган к социальной рекламе.
Критерии
| Самооценка
| Оценка жюри
| 1. Участие всей команды
|
|
| 2. Текст, информация
|
|
| 3. Оригинальность
|
|
| Итого:
|
|
|
| Школьный психолог. делает вывод о значении рекламы, о важности знания правовых норм рекламы. [4]
Рефлексия: Информационная и практическая значимость полученной информации
|
Задание учащимся: Заполнить итоговую таблицу в опорном конспекте
Итог урока
| оценка
| Информационное значение (наличие новой информации)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Практическое значение (полезность информации)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Информирование учащихся о домашнем задании.
Учитель экономики Дает ученикам домашнее задание. Сообщает оценки группам.
☺
|
Домашнее задание: гл.7, стр.94 упр.1 Карточки с разноуровневыми заданиями. (Приложение 7) ☺
|
Список использованной литературы:
Закон РФ «О рекламе»
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Учебное пособие для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. Книга 2.- М.: Издательский дои “Новый учебник”, 2004.
Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2001.
Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психологического анализа рекламы: М.: «РИП- холдинг», 2002
Приложение 2
Опорный конспект ученика (цы) 7б класса _____________________________________
к занятию по теме «Реклама».
Вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе. У. Дуглас
Реклама как средство информации.
Цели рекламы:
увеличение объема продаж;
привлечение внимания торговых посредников;
ознакомление потребителей с новой продукцией;
формирование определенных предпочтений у потребителя;
оказание влияния на решение покупателя совершить покупку в настоящий момент
создание благоприятного образа (имиджа) предприятия и т. п.
Задание: составить самостоятельно определение рекламы
РЕКЛАМА - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к рекламе:
РЕКЛАМА должна быть правдивой - обманув всего лишь раз, можно потерять доверия навсегда
РЕКЛАМА должна быть полной - не скрывать опасные для здоровья компоненты, способы изготовления
РЕКЛАМА должна быть корректной по отношению к другим фирмам - нельзя нахваливать свой товар, ругая при этом товары конкурентов.
Виды ненадлежащей рекламы.
Недобросовестная________________________________________________________
Недостоверная __________________________________________________________
Неэтичная ______________________________________________________________
Заведомо ложная_________________________________________________________
Скрытая________________________________________________________________
Социальная реклама - пропаганда общественных ценностей.
Итог урока
| оценка
| Информационное значение (наличие новой информации)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Практическое значение (полезность информации)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Домашнее задание: гл.7, стр. 94 упр.1
Критерии
| Самооценка
| Оценка жюри
| Участие всей команды
|
|
| Текст, информация
|
|
| Оригинальность
|
|
| Итого:
|
|
|
ЗАДАЧИ
Команда____________________________________________________
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 150 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 2,5% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда____________________________________________________
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 120 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 1,5% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда____________________________________________________
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 250 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 2,5% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда____________________________________________________
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 159 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 2,0% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Команда____________________________________________________
Задача: Предприниматель запланировал объём продажи товара в 180 тысяч рублей. На рекламу он согласен потратить не более 3,5% от объёма продаж. Определите бюджет на рекламу.
Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 7 РАЗНОУРОВНЕНВЫЕ ЗАДАНИЯ
Себестоимость глянцевого издания журнала – 100 рублей, 15% объема журнала занимает реклама. На сколько рублей себестоимость журнала была бы выше, если бы журнал опубликовал вместо рекламы обычную информацию. Рекламодатель оплачивает 10 рублей за каждый рекламный лист. Объем журнала - 40 листов.
|
Почему специальные потребительские издания не публикуют рекламу? Хорошо это или плохо. (Письменно ответить на вопрос)
|
Что такое имидж – реклама? (Письменно ответить на вопрос, привести примеры)
|
Придумать слоган для социальной рекламы, привлекающей внимание к проблемам лицея (мусор в кабинетах, дежурство по лицею, поведение на переменах и т.д.)
|
Себестоимость глянцевого издания журнала – 100 рублей, 15% объема журнала занимает реклама. На сколько рублей себестоимость журнала была бы выше, если бы журнал опубликовал вместо рекламы обычную информацию. Рекламодатель оплачивает 10 рублей за каждый рекламный лист. Объем журнала - 40 листов.
|
Почему специальные потребительские издания не публикуют рекламу? Хорошо это или плохо. (Письменно ответить на вопрос)
|
Что такое имидж – реклама? (Письменно ответить на вопрос, привести примеры)
|
Придумать слоган для социальной рекламы, привлекающей внимание к проблемам лицея (мусор в кабинетах, дежурство по лицею, поведение на переменах и т.д.)
|
Себестоимость глянцевого издания журнала – 100 рублей, 15% объема журнала занимает реклама. На сколько рублей себестоимость журнала была бы выше, если бы журнал опубликовал вместо рекламы обычную информацию. Рекламодатель оплачивает 10 рублей за каждый рекламный лист. Объем журнала - 40 листов.
|
Почему специальные потребительские издания не публикуют рекламу? Хорошо это или плохо. (Письменно ответить на вопрос)
|
Приложение 8 Критерии и оценка результатов групповой работы учащихся 7б класса
Задание
| Критерии оценивания
| Эталон ответа
| Кол-во баллов
| 1. Дать более полное, исчерпывающее понятие рекламы.
| Полнота информации, четкость формулировки
| Целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынке
| max
| № команды
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 5б.
|
|
|
|
|
| 2. Определить цели предложенных реклам
| 1 балл за каждый правильный ответ
| увеличение объема продаж; -17
привлечение внимания торговых посредников; -1
ознакомление потребителей с новой продукцией; -18
формирование определенных предпочтений у потребителя; -23
оказание влияния на решение покупателя совершить покупку в настоящий момент - 1
создание благоприятного образа (имиджа) предприятия - 11
| 1б.
|
|
|
|
|
| 3. «Узнай рекламу»
| 1 балл за каждый правильный ответ
| ........ вкус - на зависть, качество - на совесть (Майонез Махеев) Танки грязи ........ (не боятся) (реклама КамАЗа) Эльдорадо - учитесь....... (как надо!)(реклама магазина “Эльдорадо”) А ты налей и ........(отойди) (реклама сока “Моя семья”) Не дадут поесть по-человечески! (реклама сыра “Hohland”) Страна чудес молочных.. (реклама йогурта “Чудо”)
| 6б.
|
|
|
|
|
| 4. Охарактеризовать виды ненадлежащей рекламы
| 1 балл за каждый правильный ответ
| Недостоверная –
крем для лица
зубная паста SENSODYNE
мониторы iMac
Fruttis
Недобросовестная – Неэтичная –
| 8б.
|
|
|
|
|
| 5. Упражнение по расчёту бюджета на рекламу
| Правильность расчета
| 1.150000 : 100 х 2,5 = 3750
2.120000 : 100 х 1,5 = 1800
3.250000 : 100 х 2,5 = 6250
4.159000 : 100 х 2,0 = 3180
5.180000 : 100 х 3,5 = 6300
| 5б.
|
|
|
|
|
| 6. Слоган для социальной рекламы
| Участие всей команды, текст, информация, оригинальность
|
| 15б.
|
|
|
|
|
| Итого:
|
| 40б.
|
|
|
|
|
|
|