Скачать 49.97 Kb.
|
А.Ю. Антоновский О смысле самоописания в работе Никласа Лумана «Общество общества» Книга немецкого Лумана «Общество общества»1 задумывалось как самоописание: была призвана рассказать обществу об обществе от имени общества. Ее последняя глава, перевод которой на русский язык мы приводим ниже, реконструирует семантику основных понятий, применяющихся во всевозможных исторических концептуализациях общества: от традиционных и мифологических до так называемых постмодерных. Эта глава может служить своеобразным, скорее негативным, методологическим пособием о том, как не следует создавать общественные теории. В силу характерного стиля этого социолога, рассматривающего читателя как равноправного эксперта, погруженного в системно-теоретическую проблематику, эту работу приходиться дополнить иллюстрирующим комментарием. Не будем спорить с предпосылками концепции Лумана и согласимся с тем, что общество есть совокупность всех потенциально-возможных коммуникаций, и именно в силу этого определения оно понимается им как когнитивно-недоступное для последних. Общество, правда, часто становится темой коммуникативного обсуждения. Говорить, можно о нем, но не с ним, ведь оно «не имеет адреса», а следовательно, и не существует какой-то внешней над-общественной инстанции, которой можно было бы пожаловаться на царящую в нем несправедливость, улучшить, реформировать или познавать его в традиционном смысле этого слова. Наука (при всех квантовых парадоксах наблюдения) все-таки исходит из объективного характера своих объектов. Общество же, согласно Луману, в своих самоописаниях лишено такого внешнего критерия. Познавая себя, она лишь в самом себе обнаруживает критерии своих суждений. Слабым утешением является тот факт, что в своих «постсовременных» формах самоописания оно способно отразить факт произвольности своих критериев. В качестве квазикритерия современная социологическая теория, правда, использует понятие функции – такой социально релевантной задачи, которая вызывает к жизни определенные ориентирующиеся на нее коммуникации, и благодаря этому регулирует и задает их порядок, выделяя этот тип коммуникаций в качестве особенной подсистемы общества – политики, экономики, науки. Пусть общество нам недоступно, но – зная функции – мы можем попытаться узнать и то, как и зачем функционируют его самоописания. И именно этому посвящен этот представленный нами фрагмент. Самоописания – мнимые единства, идентичности, которыми пользуются коммуникации для того, чтобы обеспечить возможность непроблематичного подсоединения друг к другу и образования системы коммуникаций. Таковыми являются, например, то, что мы называем «нациями», «государствами», «культурами», «цивилизациями» и, конечно, же – «обществом». Все – это конструкции, имеющие смысл исключительно в рамках коммуникаций, а не существуют как самостоятельные данности. «Общество» - есть то, что обсуждается и имеет смысл лишь в контексте обсуждения - как обозначение для всех возможных коммуникаций и не больше того. Использование этого термина в нашем коммуникационном контексте вовсе не обеспечивает «когнитивного доступа». При этом набирается довольно много причин такой когнитивной недоступности. Как можно, например, обратиться ко всем коммуникациям сразу? Тем более трудно вступить в контакт со всеми потенциально-возможными коммуникациями. Впрочем, согласно Луману, этого нельзя совершить и по отношению к одной единственной коммуникации. Ведь все, что существует, существует лишь теперь, лишь мгновенно, в виде актуальной операции, все остальное – история и проекты. Обращаться по этому можно лишь к прошлому или будущему. Но главная причина такой когнитивной неуловимости общества – это возникающая в обществе субъект-объектная неопределенность. Должна ли наука (система научных коммуникаций, например, социология), обращаясь к обществу в целом, с необходимостью обращаться и к себе самой, как его составной части, а следовательно, входить в свой собственный объект исследования? Так, и создаваемая социологией теория, в свою очередь, оказывается не описанием объекта, а самоописанием коммуникаций или «обществом общества». Но ведь она уже отличила себя как наблюдающую инстанцию, постулировала себя как наблюдателя (субъект), как то, чьи особенности, согласно всем научным канонам, никак не должны были бы сказываться на наблюдаемом объекте, и уж тем более не входить в сам этот объект. Поэтому понятия субъекта и объекта оказываются, с точки зрения Лумана, семантически неадекватными для их использования в общественной теории. Эта работа Лумана реконструирует и критически отклоняет «староевропейскую традицию», нерефлексивно оперировавшую такого рода «самоописаниями» и неверно полагавшую, будто за ними стоит какое-то субстанциальное содержание. Ведь то, что в поисках общества постулируют коммуникации, - оказывается самоописанием мгновенных и мимолетных событий, вынужденных использовать его с целью конструировать будто бы длительные и устойчивые сущности, перекрывать свойственные им временные дифференции. Таким самоописанием является, скажем, государство, которое всего лишь служит мотивационным средством для организации коммуникаций в их неслучайные последовательности: формирует ожидания, требующие от военно-обязанного в определенных ситуациях идти армию, а гражданское лицо – платить налоги. Самоописания - семантические артефакты, заставляющие коммуникации протекать более эффективно и упорядоченно, но их реальность это реальность написанного слова – и не более того. За ними ничего нет кроме коммуникаций: нет никакого Левиафана, национальной души или volonte generale. Самоописания – это письменно зафиксированный способ коммуникаций обращаться к самим себе через отличение одних («чужих», скажем, «примитивных», «варварских») от других («своих», скажем «просвещенных», «цивилизованных»). Итак, «общество» - это обозначение для самоописания коммуникаций, и в ходе этого самоописания последние – если они принимают форму социологической теории - постулируют, что «общество состоит из коммуникаций». И все же у коммуникации нет твердой опоры на «объективно» зафиксированный объект (само общество), а значит, невозможны и критерии истинности обсуждаемой в коммуникации темы «общество» или какие-то одни «однозначно-адекватные» перспективы его наблюдения. Напротив, функциональная дифференцация привела к тому, что общество смотрит на себя «глазами» своих подсистем, а значит, вынуждено описывать себя с помощью таких малоинформативных характеристик как «поликонтекстуальность», «многомерность» и тому подобного. И субъект, по мнению Лумана, – такая же фикция самоописания, имя или «собственное значение», которое возникает в процессе постоянных, соотносящихся друг с другом операций: переживаний в системах сознания, и коммуникаций в социальных системах. Эти операции существуют только как сменяющие друг друга операции, лишь мгновенно и только в течение неуловимого момента их актуализации. Но эти операции (коммуникации и переживания) являются смысловым: т.е. обладают механизмами «подсоединения» к тем, что уже произошли (и потеряли актуальность) и к тем, которые только еще произойдут. Эти смысловые механизмы – обеспечивая это «подсоединение» - и состоят собственно в производстве самоописаний, фиктивных, но функциональных мотивационных идентичностей. Смысл, согласно Луману, - это схема, обеспечивающая продолжение коммуникаций и переживаний, и данная работа сама является таким коммуникативным вкладом. Вызовет ли она резонанс, продвинет ли эпистемологическую коммуникацию – и будет ответом на то, несет ли она в себе эпистемологический смысл. 1 Перевод публикуется как препринт полного издания «Общество общества», осуществляемого в настоящее время издательством Логос. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер... | Кол-во часов Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общество как динамическая система основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истема. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Роль культуры в ускорении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истема. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Роль культуры в ускорении... | Самостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы... Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий | ||
Урок Что такое общество. Человек. Природа. Общество. Типология общества Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | Тема №6. Социально-философский анализ общества. Структура общества. Общество и природа Библиографический указатель отечественных работ по геронтологии и гериатрии за 1994-2005 гг | ||
Протокол от 10 июня 2010 г Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ... | Правовой статус наблюдательного совета Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ... | ||
Протокол № б/н от 1 июля 2011 г. Положение Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ... | Конспект открытого урока по теме: «Человек и общество» Цель: Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем... | ||
Протокол №1 от 16. 10. 2007г. Устав открытого акционерного общества Открытое акционерное общество «Наука-Связь» (именуемое в дальнейшем «Общество»), создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской... | Протокол от 22. 10. 2010 г. №03 положение об Общем собрании акционеров Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ... | ||
Годовое и внеочередное общее собрание Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ... | Тема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер... Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества |