Скачать 46.03 Kb.
|
Приемы повышения интереса к уроку Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы: • обогащение содержания урока за счет привлечения дополнительного занимательного материала; • необходимо такое начало урока, где есть интересный материал по теме урока (показ старинной книги, журнала, использование видеотехники и т.д.); • внести в урок материал, связанный с деятельностью самих школьников (участие в археологических раскопках, географических и фольклорных экспедициях, турпоходах, поездках по историческим местам и т.д.); аналогичное использование краеведческого материала, особенно взятого из школьных музеев, кабинетов и т.д.; • применение элементов дискуссии (особенно при организации коллективной познавательной деятельности). Приемы, активизирующие мышление Из всех познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи - школьники менее всего опираются именно на мышление, а чаще всего — на память. Это связано с тем, что мышление как самая мощная познавательная функция возникает только в ситуациях личностного затруднения, т.е. в проблемных ситуациях. Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, которая сопровождается состоянием удивления, недоумения, неопределенности, тревоги за состоятельность человека как личности. Это неизбежно вызывает творческое мышление, активную мотивацию преодоления умственной трудности (наподобие спортивного азарта), эмоциональную разрядку при обнаружении путей решения проблемы, что обеспечивает прочное запоминание материала, привычку заниматься умственной работой, высокую личностную удовлетворенность тяжелым умственным трудом. Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу (мотивационную, волевую и эмоциональную) для успешного выполнения работ творческого характера. Проблемные ситуации можно вводить на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным и гуманитарным. Основные признаки проблемной ситуации: • задается трудный вопрос, но доступный для учащихся; • вопрос должен быть понятным; • для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания. Методика и техника создания проблемных ситуаций подразумевают• введение двух неразрывно существующих, но взаимоисключающих понятий, мыслей, идей, фактов, оценок; • разработку и постановку проблемных вопросов перед учащимися; • личностное приобщение их к событиям, обсуждаемым на уроке. Приемы управления вниманием, памятью и мышлением Приемы, вызывающие и удерживающие внимание: • эффект «яркого пятна»; • создание ситуации ожидания; • неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации; • опора на имеющийся опыт ученика; • удовлетворение выраженной познавательной потребностью в определенных знаниях; • снятие напряжения, страха, неуверенности; • уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент). При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития. Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося. Запоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию: • раскрывает значение данного материала; • дает специальную установку на его запоминание; • показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки; • применяет различные приемы и упражнения на усвоение и воспроизведение. Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не все, а только необходимое:
Организация процессов памяти подразумевает: • выделение ключевых понятий, идей, их осмысление; • установку на длительность запоминания; • обеспечение активности школьника при запоминании (введение логических заданий, «подключение нескольких органов чувств и т.д.); • создание настроя на уверенное и ответственное запоминание. Предупреждение забывания: • в течение урока основные выводы (желательно самому учителю) четко повторить 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова); • желательно уже дома ученикам один раз прочитать учебник и один раз повторить своими словами. Чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: «карандаш — чистый лист бумаги» (из рекомендаций К.Д. Ушинского).
Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от их различения основных положений и аргументации, фактического материла и комментария. Организация мыслительной деятельности: • применение комплекса операций мышления (сравнение, классификация, обобщение, выделение главного, типизация и т.д.); • использование переноса знаний;• сочетание предметно-действенного, образного и логического мышления; • эффект «внечувственного» проявления мышления, например, с помощью пословиц типа «Не все то золото, что блестит», «Не в свои сани не садись» и т.д., а также других форм фольклора. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение различных форм и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса к предмету,... | ||
Практический семинар в рамках сетевого взаимодействия «Требования... «Требования к уроку в соответствии с фгос ноо» для слушателей курсов повышения квалификации | Решени е В целях повышения уровня правовой культуры будущих избирателей, сознательного участия молодых избирателей в выборах, в управлении... | ||
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» Цель данного этапа урока — создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку постановка учебной задачи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение №2 к уроку «Развитие познавательного интереса на интегрированных уроках истории и дополнительного образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мотивирование учащихся, сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку | Ведение дневника читательских удивлений как средство повышения интереса... | ||
Перечень ежегодных мероприятий, направленных на изучение и повышения... | Реферат Примерные темы рефератов Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения | ||
Конспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие» К уроку предусмотрена подготовка сообщений учащимися по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Развитие речи учащихся через знакомство с новой лексикой, воспитание интереса к уроку с помощью деловой игры; повторение и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Внеурочная деятельность как средство повышения мотивация к уроку иностранного языка» | Уроках математики в школе ... | ||
«Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка как средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нетрадиционные формы урока как средство повышения интереса к изучению предмета. 1 – 14 c |