Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени»





НазваниеУрок- исследование тема: «Горение. Строение пламени»
Дата публикации09.10.2014
Размер74.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №60 г. МАГНИТОГОРСКА


Урок-исследование

по теме:

«Горение. Строение пламени».

(8 класс)


Шанкеева А.К.

Учитель химии

первой категории
г. Магнитогорск

2012 год
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема: «Горение. Строение пламени»
Цель: через систему познавательных задач сформировать знания о

строении и составе пламени, актуализировать опорные знания о процессе горения;

используя проблемно-интегративный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри - и межпредметных учебных проблем;

формировать умения выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности;

развивать эмоциональную сферу - учащихся, привлекая материал по истории, литературе, живописи, философии;

развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития.
Реактивы и оборудование: свеча парафиновая, кислород и углекислый газ (в колбах), скипидар, сахар (в виде кусочков и пудры), серная кислота (концентрированная); лучина, спиртовка, спички, стеклянный цилиндр, фарфоровая чашка, стеклянная трубка, тигельные щипцы, стеклянная воронка, приборы для определения продуктов горения свечи; прибор М.Фарадея, железная решетка с ножками, ящик с песком.
В кабинете висит стенд “Что бы это значило?” с оригинальными рисунками.
Девиз урока: «Познание начинается с удивления».
Ход урока
Этап 1. Актуализация знаний
Цель данного этапа урока — создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку постановка учебной задачи.

С первых же секунд урока звучит тихая музыка, под которую учитель зачитывает отрывок из поэмы Эсхила “Прикованный Прометей”:
..Огонь

Я смертным дол и вот за что наказан,

Похитил я божественную искру,

Сокрыл в стволе сухого тростника,

И людям стал огонь любезным братом,

Помощником, учителем во всем...”

Учитель предлагает учащимся исследовать “божественную искру”, огонь, который, по преданиям, в далекой древности принес людям Прометей, узнать при этом много нового и интересного о, казалось бы, самых привычных явлениях.

Сначала учащиеся решают экспериментальную задачу: на демонстрационном столе две колбы, заполненные кислородом и углекислым газом. Как распознать, в какой колбе находится кислород, а в какой — углекислый газ?

Вопрос учащимся: чем физические явления отличаются от химических?
Этап 2. Исследование. Поисковая деятельность учащихся
1. Исследование строения пламени

Учитель. Перед вами пример экзотермической реакции — процесс горения свечи. Вы часто сталкиваетесь с пламенем в жизни. Так что же это такое — пламя? Не правда ли, этот вопрос немного странный, как и вопрос “Что такое жизнь?” И все же: что вы можете сказать о строении пламени?

Выслушав ответы учащихся, учитель демонстрирует схему строения пламени с учетом процесса конвекции. Учащиеся делают вывод о существовании трех зон пламени, видимых невооруженным глазом.

Вопросы учащимся:

Опишите цвет каждой зоны пламени.

Чем могут отличаться три зоны пламени? (Температурой.)

Совместно с учителем учащиеся априори предполагают, соотношение значений температуры в какой зоне и затем экспериментально с помощью спичек выясняют это (спичка загорается быстрее в той зоне, температура которой выше).

Вывод апостериори (значение обоих философских терминов учитель поясняет): температура внутренней части пламени наименьшая, внешней — наибольшая. Учащиеся записывают данный вывод.
2. Исследование состава пламени

На доске учитель записывает схему происходящей химической реакции горения парафина:



Вопросы учащимся:

Что вы можете сказать о составе пламени?

Одинаков ли состав каждой зоны?

Затем учитель показывает опыты, позволяющие выяснить это экспериментально. для исследования внутренней части пламени с помощью тигельных щипцов вносит один конец стеклянной трубки во внутреннюю часть пламени, а к другому концу подносит горящую лучину. Сначала из трубки выходит белое газообразное вещество, при поднесении горящей лучины оно загорается.

Вопросы:

Предположите, какое это вещество? (Газообразный парафин.)

Физическое или химическое явление наблюдается в данном случае?

Можно сделать вывод: внутренняя часть пламени представляет собой газообразный парафин.

Для исследования средней части пламени учитель на несколько секунд вносит фарфоровую чашку во внешнюю часть пламени (белое дно чашки остается неизменным), и на секунду — в среднюю часть пламени. Дно чашки покрывается копотью.

Вывод: средняя часть пламени содержит углерод, образовавшийся в результате химической реакции.

Вопрос: почему средняя часть пламени ярко светится? (Потому что частицы углерода сильно раскалены.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что вещество, содержащееся в воздухе крупных городов в виде частиц копоти и сажи, и вещество, присутствующее в средней части пламени, придающее пламени красоту и жизнь, — одно и то же. Как же прекрасен этот процесс, при котором такое невзрачное вещество, как уголь, делается таким сияющим!

Учитель ставит перед учащимися проблему:

анализируя схему реакции горения парафина; можно предположить, что во внешней, третьей зоне пламени образуются углекислый газ и вода. Предложите способ доказательства этой гипотезы с помощью одного из представленных приборов (сосуды не имеют дна) (рис.1).

Это задание на логическое мышление. Каждый прибор может быть использован, и задача учащихся выделить общее существенное свойство этих разных по форме и размерам предметов. Обсудив предложения, учитель проводит экспериментальное определение продуктов горения свечи (рис.2). На железную решетку с ножками устанавливает зажженную свечу и накрывает ее воронкой. Через некоторое время воронка запотевает в результате образования воды (прибор должен быть освещен так, чтобы это было хорошо видно). Горящая лучина, поднесенная к верхнему отверстию воронки, гаснет, так как через него выходит другой продукт реакции — углекислый газ.


Учащиеся делают вывод о составе третьей зоны пламени.

Затем учитель зажигает спиртовку и задает учащимся вопросы:

Что общего в строении пламени свечи и спиртовки? В чем различия?

Почему средняя часть пламени спиртовки не видна? (содержание углерода в спирте меньше, чем в парафине.)

После этого демонстрирует горение скипидара. Учащиеся объясняют причину чадящего пламени скипидара. (Высокое содержание углерода, который не успевает полностью сгореть.)

В заключение этой части урока учащиеся с помощью учителя формулируют определение понятия “пламя”.
3. Характеристика процесса горения

По учебнику учащиеся знакомятся с определением понятия “горение” (экзотермическая реакция окисления, протекающая с достаточно большой скоростью).

Учитель расчленяет определение на логические части и обсуждает с учащимися каждую из них. При обсуждении последнего признака — скорости химической реакции горения — учитель использует рисунок “Что бы это значило?”, отражающий процесс медленного окисления железа на воздухе (рис.3).

Вопросы:

Можно ли экзотермическую реакцию окисления назвать реакцией горения? Почему? (Данную экзотермическую реакцию окисления нельзя назвать реакцией горения, так как она не протекает с достаточно большой скоростью.)

Рассмотрите рис.4. Каждому виду реакции (медленное окисление, горение, взрыв) соответствует свой рисунок. Чем эти реакции отличаются друг от друга? (Скоростью реакции.)


4. Сравнение процессов горения и дыхания

Учитель. Знаете ли вы, что внутри нашего организма также происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и совершенно необходимый для поддержания жизни?

Учитель демонстрирует условия горения с помощью прибора Фарадея (рис.5). Две широкие стеклянные трубки соединены вырезанным в доске желобом, скрытым от глаз учащихся. В одну из вертикальных трубок учитель ставит зажженную свечу — она продолжает гореть, так как в результате конвекции продукты горения уносятся вверх по трубке, а свежие порции воздуха поступают через соседнюю трубку. Что будет со свечой, если закрыть рукой отверстие соседней трубки, через которую поступает кислород? Учитель делает это, в результате свеча гаснет.

Таким образом, для горения свечи необходим кислород, образуются же при этом вода, углекислый газ и выделяется теплота. Учитель поясняет, что подобным же образом происходят в организме процессы окисления. Так же, как и для горения свечи, для них необходим кислород. Кислород поступает в организм при дыхании. Продукты этих процессов в организме — вода, углекислый газ. Кроме того, продуцируется энергия, необходимая для поддержания жизни. И тут можно прийти к любопытному выводу, что пища в организме играет роль топлива — ведь именно в ней содержатся химические элементы, в частности, углерод, при окислении которых и выделяется энергия. В качестве примера учитель показывает кусочек сахара. В его состав, как и в состав парафина свечи, входят углерод, водород и кислород.

Чтобы наглядно доказать учащимся, что в сахаре действительно содержится углерод, учитель приливает к сахарной пудре несколько капель концентрированной серной кислоты. Сахар обугливается.
Этап 3. Рефлексия. Оценка деятельности класса
Учитель подводит итоги урока, отмечал, что в ходе его учащиеся пытались овладеть самым главным в процессе познания — умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить исследование. Учитель обращает внимание учащихся на то, что многие ученые прошлых веков опирались в своих научных изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко приходили к ошибочным заключениям.

Затем учитель оценивает деятельность класса, объясняет домашнее задание, предлагает учащимся творческие задания, проблемные задачи и заканчивает урок словами великого английского ученого Майкла Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Состав и строение органических веществ. Классификация органических веществ (предельные У. В., непредельные У. В., кислородсодержащие)....
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconУрок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский...
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема: Строение атомов, химическая связь и строение молекул
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconУрока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема урока температура воздуха (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconСамое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны...
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков....
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема: Ланцетник, его внешнее и внутреннее строение
Прочитать в учебнике и пересказать соседу по парте раздел : «Среда обитания и внешнее строение ланцетника»
Урок- исследование тема: «Горение. Строение пламени» iconТема: Почва
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск