Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери»





Скачать 78.14 Kb.
НазваниеУрок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери»
Дата публикации30.07.2014
Размер78.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

«Моцарт и Сальери».

(Урок литературы в 7 классе)

Кириленко Е.А.,

учитель русского языка и литературы

Тип: урок формирования умений и навыков (закрепление знаний).

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии, музыка Моцарта «Реквием».

Образовательная цель: познакомить учащихся с новыми страницами творчества А.С.Пушкина («Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»).

Развивающая цель: способствовать развитию умения анализировать текст.

Воспитательная цель: прививать эстетические ценности и воспитывать гуманизм.
Заранее подготовить группу экспертов с сообщениями: музыковед (работа с биографией Сальери), искусствовед (работа с авторскими примечаниями к тексту), философ (сообщение о рационалистической философии 18 века), историк (знакомство с письмами А.С.Пушкина о смерти Сальери), языковед (история и лексическое значение слова реквием).

Ход урока.

«Самое существенное — путь»

Гегель.

- Сегодня мы продолжим знакомство с «Маленькими трагедиями» А.С.Пушкина, в которых поэт обличает человеческие пороки. На прошлом уроке в процессе работы над художественным анализом трагедии «Скупой рыцарь» мы выяснили, что поэт причисляет к человеческим порокам скупость. А какой порок Пушкин обличает в трагедии «Моцарт и Сальери», мы должны определить к концу урока. И помогать нам будет в этом группа экспертов: музыковед, искусствовед, философ, языковед (представление учащихся).
- Что такое трагедия? (Это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающей его на погибель).

- На что уже нацеливает нас определение жанра? (На трагический конец).

- О ком эта трагедия? (Она о двух композиторах).

- Олицетворением каких человеческих качеств является каждый из них? (Добра и зла).

- «Самое существенное — путь», - сказал философ Гегель. И каждый композитор проходит свой путь. Каким он будет, сегодня мы узнаем.
- Итак, обратимся к трагедии. Формирование какой личности Пушкин изображает подробно, начиная с детских лет и заканчивая формированием личности? (Пушкин не показывает духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности Сальери изображает подробно).

- Давайте вспомним первый монолог Сальери. Что вы узнали о биографии Сальери, какой путь он прошел, чтобы стать известным, легко было? (Пересказ учащихся).

- Проанализируйте первый монолог. (Мальчик обнаруживает характер редкой твердости. Его отношение к занятиям музыкой отличается серьезностью («отверг я праздные забавы»), целеустремленностью («упрямо отрекся... от наук, чуждых музыке»), упорством («усильным напряженным постоянством... преодолел ранние невзгоды»). Годы учебы Сальери отнюдь не были устланы розами. Очень скоро выяснилось, что для сочинения музыки таланта ему не хватает. Особенно трудно давалась теория музыки. Мальчику пришлось уйти в нее с головой, так что для развития других сторон личности его просто не хватало. Образование Сальери явно принимало какой-то ущербный, односторонний характер. Он становится добровольным затворником. Но ради достижения поставленной цели юноша готов пойти на любые лишения. В конце концов его усилия были вознаграждены).

- Давайте послушаем историка. Что ещё можно узнать о биографии Сальери. Действительно он был таким? (Выступление ученика). Совпадает художественный образ с историческим?

- Что же беспокоит Сальери, ведь он и так знаменит? Обратитесь к заключительной части монолога.

- Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения? (Тут возможны две причины. Первая — высокая требовательность, строгая взыскательность художника. К ней пытается свести дело Сальери. Но скорее всего главная причина — в бесполезности его произведений. Сальери так далек от живои жизни, что сочинение музыки становится у него игрой музыкальных форм - не больше. Никакого подлинного содержания вложить в нее он не может. Но и в таком неполноценном виде работа Сальери не исключала ни восторга, ни слез вдохновения... )
- Фамилии каких известных людей произносит Сальери, в связи с чем? Слово искусствоведу. (Сочиняя музыку, Сальери идет «от формы», занят ею одной. Только он один знал, как трудно, даже имея перед собой образец, колдовать над звуками, пытаясь вложить в них хоть какое-нибудь содержание. Глюк, Пуччини, Гайдн... Сколько сил потребовалось ему, чтобы «вычислить» стиль каждого из них! В конце концов, как мы знаем, Сальери был вознагражден за свое великое долготерпение. Произведения, написанные им в подражание этим композиторам, начинают нравиться публике).
- Но почему произведения Сальери не могут прожить долгую жизнь? Это философский вопрос, и поможет нам ответить на него философ. (В 18 веке была распространена рационалистическая философия. Философия 1. Наука, изучающая законы развития природы, общества, мышления. 2. Методологические принципы, лежащие в основе какой – либо науки. 3. Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Рационалистическая (с лат. «рацио» - ум) философия – философия ума. Сальери четко усвоил это. Он предпочел убедить себя в том, что то, чем он занимался в ученичестве, и есть не что иное, как подлинное творчество, что сочинять музыку можно и так: переняв манеру «модного» композитора).
- Но вот на музыкальном небосклоне загорается новая звездаМоцарт. Едва ли не самая яркая черта этого героя — неразрывная связь его творчества с жизнью, людьми.

- Назовите слова – характеристики, раскрывающие внутренний образ героев.

Сальери:

о себе

о Моцарте

Ремесленник

Завистник

Жрец

Служитель искусства

Не гений

Безумец

Гуляка праздный (за глаза)

Бог (в лицо)

Некий херувим (один из высших ангелов)

Враг

Новый Гайден

Моцарт:

о себе

о Сальери

… гений, как ты да я.

…Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

…Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов.




- Что мы можем сказать о двух композиторах? Какие личности перед нами? (Моцарт, ничего не подозревая, говоря слова: если бы весь мир существовал из гениев, то некому было бы варить кашу. Каждому своё – нет ни низа, ни верха. Мир не мог бы существовать, если бы жили одни гении. Моцарт осознает, что он гений, высота человеческого чувства сознает, что мир наполнен большими и маленькими людьми, всех нужно людей любить).

- Каким впервые предстает перед нами Моцарт? (В нём пульсирует человеческая жизнь. Моцарт другой: живой, подвижный, жизнелюбивый как в искусстве, так и в жизни. Вот идет он к Сальери показать своё новое сочинение. Услышав около трактира, как неумелый скрипач пародирует его произведние, он и его приводит с собой. «Мне хотелось тебя нежданной шуткой угостить», - объясняет он, почувствовав, что Сальери не в духе. Сальери гневается не потому, что к шуткам в данный момент не расположен, а что скрипач опять-таки играет музыку Моцарта, а не его…)

- А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев. Что тревожит жизнелюбивого Моцарта во 2 сцене? Почему? Фоном будет звучать «Реквием» Моцарта, как музыка передаёт настроение композитора? (Инсценирование 2 сцены заранее подготовленными учащимися). Трагична судьба Моцарта, гения, который живет и творит в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые их осуществить. Он чутко ощущает опасность, но не знает, что она исходит от его друга Сальери. Поэтому во 2 сцене Моцарта посещают печальные настроения и он чувствует приближение смерти. Он пасмурен: его воображение преследует черный человек, который «сам-третий» сидит с ним и Сальери. Человек в черном – образ враждебного Моцарту мира.

- Тревожная музыка? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Сравните настроение музыки и внутреннего мира Моцарта.
- Мы послушали отрывок из «Реквиема» Моцарта, что это за произведение? Слово музыковеду. (Реквием – крупное траурное музыкальное произведение для хора и оркестра, богослужение по умершему, музыка для заупокойной церковной службы; носящее скорбно-элегический и торжественно-героической характер. Моцарт писал реквием летом и осенью 1791 года).

- Реквием – крупное произведение, так как траурная процессия длится очень долго, мы послушали самую короткую, но самую прекрасную часть - «Лакримоза», что можно перевести как «слёзы». Символично название?

- Почему Сальери плачет? (После отравления Сальери говорит: «Я плачу: мне больно и приятно». Больно, потому что убивает гения, а приятно, потому что убивает. Не в меньшей степени трагична и судьба самого убийцы. Ложное направление, которое приняло творчество Сальери, выразилось в том, что он превратил искусство в средство удовлетворения собственных претензий. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две большие).
- Почему такая музыка? Сочиняя реквием, Моцарт принимает в себя человеческое горе. Пушкин не слова не говорит о материальных трудностях жизни — известной черте биографии великого композитора. Соглашаясь сочинять реквием, он руководствуется долгом художника, а не материальными обстоятельствами. Это делает героя мужественнее и нравственно совершеннее.
- Какое чувство рождается в душе Сальери? Что движет Сальери совершить преступление? Какой порок обличает А.С.Пушкин в этой трагедии? (Рождается зависть).

- «Зависть» - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?

- Перед нами две трагедии: Моцарта и Сальери.
- Чем закончилась эта история, как люди узнали о случившемся. Давайте послушаем историка. (О том, что Моцарта отравил Сальери, Пушкин высказал сначала художественно, потом — этически (в одном из писем): «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист— все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении - в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон Жуана», мог отравить его творца». Но вот время слушания судебного дела по этому воросу Сальери был оправдан. Значит, эта история – художественная выдумка поэта, которая очень сильно укоренилась в сознании людей. Произнося имя Сальери, каждый думает о безжалостном убийстве друга).
- Кто обратил внимание, какая фраза повторятся дважды? Этим вопросом закончивается трагедия?

Сачала ее произносит Моцарт: «Гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ли?»

Потомее произносит Сальери: «Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда».

- А как мы с вами можем ответить на вопрос: Гений и злодейство две вещи несовместные? Правда.

- Что открыли вам пушкинские страницы? Как поняли вы героев? Как рождаются стихи, музыка, творения живописца? Кто эти творцы? Гении – самобытный, творческий дар в человеке; высокий природный дар.

- Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрока: Просмотр отрывка из фильма «Моцарт и Сальери»
...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный,...
Это стихотворение написал наш современник и земляк поэт Роберт Паль. Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам...
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconМоу «Вознесеновская сош»
«Русский язык» А. В. Полякова, мультимедийное оборудование, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» (отрывок), портрет А. С. Пушкина
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок закрепление и использование знаний, умений и навыков по теме «Shopping for food»
Урок закрепление и использование знаний, умений и навыков по теме «Shopping for food» с применением икт
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок литературы «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Оборудование: стенд о Михайловском; карта-схема Пушкинского заповедника; портреты А. С. Пушкина работы художников Тропинина и Кипренского;...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, записи на доске
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок математики в 6-м классе с применением информационных технологий...
Проверить прочность знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок приобретения новых знаний и умений, урок закрепления знаний и умений
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери» iconУрок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие...
Обучающие: расширить и углубить имеющиеся знания учащихся об исследователях южных материков Земли. Продолжить формирование умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск